СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол «Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения художественно-эстетического цикла с одаренными детьми»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсуждение данной темы и ответы на следующие вопросы: 1.Что такое одаренность. 2.Признаки одаренности. 3.Каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми. 4. Как должна строиться работа с одаренными учениками.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения художественно-эстетического цикла с одаренными детьми»»

МАКЕЕВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 46 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»



Круглый стол

«Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения с одаренными детьми»


Уважаемые коллеги, перед вами два флажка: красный и желтый. Я предлагаю Вам сейчас определиться в своем мнении.

Кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красного флажка. А кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтого флажка.

Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красного флажка. Те же из Вас, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтого флажка.

Кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красного флажка, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтого флажка.

Мы с вами встали в один большой дружный круг. Я приглашаю вас на круглый стол «Работа с одаренными детьми» для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Вопросов по этой проблеме много и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы.


Займите, пожалуйста, места за столами.


Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответ на следующие вопросы:


I. Что такое одаренность.


II. Признаки одаренности.


III. Каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми.


IV. Как должна строиться работа с одаренными учениками.

Перед вами лежит шкала с двумя крайними мнениями.

Одаренность Все дети являются

встречается редко |_______________________________| одаренными


Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения. Отложите пока шкалу в сторону.


Прежде, чем перейти к обсуждению первого вопроса, прошу вас выполнить упражнение "Разрушители легенд" (работа, группах)


Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. Через 1 минуту озвучьте свою точку зрения.


1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.


2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь


3. Если ученик неуспевающий, о какой одаренности может идти речь.


4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.


Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях.


Но что же такое одаренность?


Одаренность

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.



А как же мы можем узнать, что имеем дело с одаренным ребенком? Очень часто я на совещаниях слышу от своих учителей такую фразу: «По моему предмету одаренных детей нет, что Вы от меня требуете результатов на олимпиаде».

Как же мы можем понять, что наш ученик – одаренный ребенок? Как вы определяете, что этот ученик имеет большой потенциал по вашему предмету?


Рассмотрим признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.


Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.


Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.


Мы с Вами определили те критерии, по которым будем отбирать одаренных учеников.


А каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми?

Одарённые ученики требуют талантливого учителя.

Доказано, что учителя, работающие с одарёнными учащимися,

- иметь хорошие теоретические познания, умеют обучать профессионально практическим навыкам,

- возбуждать интерес к предметам,

- иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение,

- обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью,

- иметь готовность к дальнейшему приобретению специальных знаний,

- иметь живой и активный характер,

- иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму),

- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы,

- иметь высокий уровень интеллектуального развития.


Список профессиональных умений учителя, работающего с одаренными детьми:

- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

- умение модифицировать учебные программы;

- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;

- умение работать по специальному учебному плану;

- умение консультировать учащихся.


А как же должна строиться работа с одаренными учениками, с будущими Ключевским, Ломоносовым, Соловьевым?

Какие формы работы с одаренными детьми вы используете?

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • научные общества учащихся;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами.

  • Что такое индивидуальный образовательный маршрут и цель его составления

  • Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

  • Цели данной работы:

  • -создание условий для развития творческой личности;

  • -развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;

  • -обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;

  • -развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;

  • При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

  • 1)Ускорение.

  • Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

  • 2)Углубление.

  • Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

  • 3)Обогащение.

  • Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

  • 4)Проблематизация.

  • Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

  • При разработке индивидуального образовательного маршрута надо использовать следующие рекомендации.

Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.

2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.

3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.

5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.

6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.


Заключение


На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей - потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях.


Раскрыть этот потенциал педагогам можно, только отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта.


Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения


Одаренность Все дети являются

встречается редко |____________________________________| одаренными



Отметьте, пожалуйста, на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения


В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить отзыв в виде пятистишья "Синквейн", алгоритм написания которого представлен ниже


1-я строка Кто? Что? 1 существительное

2-я строка Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза.


Хочется в конце вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Так пусть же ваши руки будут умелыми.



Мохонько М. В.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!