МАКЕЕВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 46 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Круглый стол
«Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения с одаренными детьми»
Уважаемые коллеги, перед вами два флажка: красный и желтый. Я предлагаю Вам сейчас определиться в своем мнении.
Кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красного флажка. А кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтого флажка.
Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красного флажка. Те же из Вас, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтого флажка.
Кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красного флажка, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтого флажка.
Мы с вами встали в один большой дружный круг. Я приглашаю вас на круглый стол «Работа с одаренными детьми» для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Вопросов по этой проблеме много и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы.
Займите, пожалуйста, места за столами.
Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответ на следующие вопросы:
I. Что такое одаренность.
II. Признаки одаренности.
III. Каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми.
IV. Как должна строиться работа с одаренными учениками.
Перед вами лежит шкала с двумя крайними мнениями.
Одаренность Все дети являются
встречается редко |_______________________________| одаренными
Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения. Отложите пока шкалу в сторону.
Прежде, чем перейти к обсуждению первого вопроса, прошу вас выполнить упражнение "Разрушители легенд" (работа, группах)
Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. Через 1 минуту озвучьте свою точку зрения.
1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.
2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь
3. Если ученик неуспевающий, о какой одаренности может идти речь.
4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.
Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях.
Но что же такое одаренность?
Одаренность
- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
А как же мы можем узнать, что имеем дело с одаренным ребенком? Очень часто я на совещаниях слышу от своих учителей такую фразу: «По моему предмету одаренных детей нет, что Вы от меня требуете результатов на олимпиаде».
Как же мы можем понять, что наш ученик – одаренный ребенок? Как вы определяете, что этот ученик имеет большой потенциал по вашему предмету?
Рассмотрим признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Мы с Вами определили те критерии, по которым будем отбирать одаренных учеников.
А каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми?
Одарённые ученики требуют талантливого учителя.
Доказано, что учителя, работающие с одарёнными учащимися,
- иметь хорошие теоретические познания, умеют обучать профессионально практическим навыкам,
- возбуждать интерес к предметам,
- иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение,
- обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью,
- иметь готовность к дальнейшему приобретению специальных знаний,
- иметь живой и активный характер,
- иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму),
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы,
- иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Список профессиональных умений учителя, работающего с одаренными детьми:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;
- умение работать по специальному учебному плану;
- умение консультировать учащихся.
А как же должна строиться работа с одаренными учениками, с будущими Ключевским, Ломоносовым, Соловьевым?
Какие формы работы с одаренными детьми вы используете?
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
научные общества учащихся;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут и цель его составления
Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Цели данной работы:
-создание условий для развития творческой личности;
-развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;
-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;
-развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;
При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1)Ускорение.
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2)Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3)Обогащение.
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.
4)Проблематизация.
Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.
При разработке индивидуального образовательного маршрута надо использовать следующие рекомендации.
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.
1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.
7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.
Заключение
На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей - потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях.
Раскрыть этот потенциал педагогам можно, только отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта.
Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения
Одаренность Все дети являются
встречается редко |____________________________________| одаренными
Отметьте, пожалуйста, на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения
В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить отзыв в виде пятистишья "Синквейн", алгоритм написания которого представлен ниже
1-я строка Кто? Что? 1 существительное
2-я строка Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза.
Хочется в конце вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Так пусть же ваши руки будут умелыми.
Мохонько М. В.