СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценивания проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания проектной деятельности»

Мой доклад

Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира. Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной творческой деятельности. 

Одним из способов развития детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям:  во время уроков со всеми учащимися и во внеурочной деятельности с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы.

Учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. В своём выступлении я бы хотела рассмотреть лишь один его компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода.

Речь пойдёт о критериях оценки и контроле результатов проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с (слайд1) современными подходами, должен быть диагностичным.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. (слайд 2)

Проектная деятельность учащихся — высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе неё у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим выпуском в 3 классе. Ребята занимались еще по старой программе. В начале учебного года мы выбирали темы для проектов, собирали информацию. Работа кипела весь учебный год. Мы вместе учились создавать презентации. Итогом этой работы стали выступления моих учеников в 4 классе на школьной научно-практической конференции, а затем и на городской.

С новым набором первоклашек  началась более плотная работа над проектами.

Большую помощь в этой работе оказывали родители ребят: помогали с выбором названия проекта, сборе материалов, оказывали помощь в оформлении работ. Большинство детей относились к делу серьезно, презентовали свои материалы в виде рисунков, стен газет, фотографий, игр, загадок, ребусов, поделок книжек-малышек и т.д. Это говорит о том, что в моём классе учатся любознательные, заинтересованные ученики и их родители. 

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Со времени работы у ребят получались все удачнее и интереснее. 
В конце учебного года был подведен итог выполненных работ.
Первоклассники с интересом и удовольствием работают над своими проектами в силу своего возраста. Но они не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования. Поэтому учителю необходимо высказывать свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий.

Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него, является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать: (слайд 3)

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

В качестве критериев могут быть использованы также показатели (слайд4)

-полнота и разносторонность в раскрытии темы;

-доказательность гипотез;

-качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации);

-самостоятельность выполнения, суждений,

-элемент исследования и новизны результата;



-уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения).

-степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества.

Критерии могут быть заданы учителем, выбраны в совместном обсуждении с классом, разработаны экспертной комиссией (жюри) , учителей, родителей.

Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых, зачтено – не зачтено, содержательное рецензировании. ( слайд 5)

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Кроме отметок и оценки товарищей, можно вводить специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, которые мы собираем в портфолио. (слайд 6)

Сейчас у меня 2 класс. Работа над проектами продолжается.

  Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Обратите внимание на бланк №1 (слайд7)

Критерии оценки проекта (2 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

  • Формат А4

  • Название

  • Автор

  • Наличие картинки (рисунка)

  • Аккуратность

 

2.

Критерии оценки содержания проекта (4 балла):

  • Соответствие теме проекта

  • Наличие оригинальных находок

  • Полнота

  • Логичное изложение материала

 

3.

Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):

  • Грамматическая правильности речи

  • Степень владения материалом

  • Эмоциональность в представлении

 

 

Итого:

12-14 баллов – “5”
9-11 баллов – “4”
6-8 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 



В 3-м -4 классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Критерии так же усложняются. Посмотрите бланк № 2. Эти критерии я буду использовать при оценивании проектов ребят в 3-4 классах.

Бланк № 2

Критерии оценивания проектов

3-4 класс

 Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план ее достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план ее достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6. Качество проведения презентации

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7. Качество проектного продукта

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3


Критерии выставления отметки

баллы

0-14

15-18

19-21

отметка

«3»

«4»

«5»











В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 3-4-х классов чаще всего используют мультимедийные презентации Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.


Бланк №3

Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки презентации (5 баллов):

  • Объем презентации (5 слайдов)

  • Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)

  • Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)

  • Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)

  • Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

 

2.

Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

  • Соответствие между темой и содержанием

  • Актуальность, новизна

  • Информативная насыщенность проекта

  • Наличие оригинальных находок, собственных суждений

  • Логичное изложение материала

 

3.

Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

  • Точное следование регламенту (2-3 мин.)

  • Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)

  • Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)

  • Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)

  • Самостоятельное управление слайдами презентации

 

 

Итого:

13-15 баллов – “5”

10-12 баллов – “4”

7-9 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 

.

Рамки урока не позволяют вместить все возможности проектной деятельности, поэтому я решила продолжить эту работу во внеурочной деятельности на кружке «Юный исследователь» Программа рассчитана на 4 года.

Программа предусматривает 3 уровня результатов: (слайд 8)

1 класс п р е д п о л а г а е т

п р и о б р е т е н и е

первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по

различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути

проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

2-3 класс предполагает

позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе

тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска,

систематизации и оформлении интересующей информации.

4 класс предполагает:

получение школьниками самостоятельного социального опыта.

Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по

Самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быт представлены, через презентации проектов, участие в конкурсах и

олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали,

чемпионаты и пр.

Так же разработала оценочные листы. Бланк №4, где в конце года дети сделают самооценку своих достижений и я оценю их умения.

Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность


Вывод:


Правильное, грамотное определение критериев оценки, показателей, использование адекватных им измерителей — залог верного оценивания любой деятельности. Я желаю вам успехов в работе и буду рада, если мой опыт вам пригодиться.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!