СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочные планы по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочные планы по русскому языку для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочные планы по русскому языку для 9 класса»

Краткосрочный план по русскому языку в 9 классе. Урок №

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Тема: Повторение и обобщение пройденного материала в 8 классе



Цели: Повторить пройденный материал за 8 класс

1.продолжить формировать у учащихся понятие о науке лингвистике, о функции и элементах языка;

2.продолжить развивать речь учащихся, умение выполнять фонетический разбор слов;

3.продолжить воспитывать желание быть полиглотом, уважение к русскому языку, осознание того, что необходимо знать наряду с родным языком и другие языки.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Повторение пройденного в 8 классе




*Знакомство с учебником

*Рассказ учителя о науке лингвистике, о функциях языка, о элементах языка, стр.3,4,7,8

*Вопросы по тексту:

-Что такое лингвистика? (запишите в тетрадь)

(Наука о языке)

-Что представляет собой любой язык? (запишите в тетрадь)

(Предмет коллективного пользования, тонкое и совершенное орудие человеческого общения и надлежное средство формирования мысли и передачи информации)

-Каковы основные функции языка?

(коммуникативная и информационная)

-Элементы языка (слова, звуки, предложения)

Статус русского языка в РК? (языкмежнационального общения)

* Переведите пословицы с казахского языка нарусский, стр.5

Уч-ся знакомятся с учебником, слушают рассказ учителя о лингвистике

2.Закрепление изученного материала

* Переведите пословицы с казахского языка на русский, стр.5

Чтение текста у. 1. стр. 3. Составление плана, пересказ по плану. Выписывание слов разных частей речи. Фонетический разбор слов

Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.

5. Рефлексия

«Синквейн»

Заполняют «Синквейн»

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 5, стр.9(наизусть стихотворение

Записывают в дневниках







Деятельность учителя

Деятельность ученика

4

Тема: Входной диктант



Цели: Проверить знания и умения учащихся писать грамотно под диктовку, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические правила письма.

1. контроль и оценка знаний и умений учащихся на начало года;

2. развивать у учащихся грамотность;

3. воспитывать у учащихся желание быть гостеприимным.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация внимания и мышления уч-ся


Работа со словами: Гостеприимство, церемонно, потрясены, традиция, угостить, становиться



Уч-ся работают со словами, делают фонетический и морфологический разбор слова гостеприимство.

2.Первичное чтение текста



Гостеприимство

Обычай гостеприимства во всех странах и у всех народов самый разнообразный. У индейцев Северной Америки в честь гостей хозяева ставят на стол самое лучшее угощение. Один из наиболее уважаемых людей становится распорядителем празднества. Все охотно подчиняются ему.

Очень церемонно встречают гостей в Индии. Хозяева выходят навстречу с гирляндами цветов. Какой бы бедной ни была семья, без цветов дело никогда не обходится.

Англичане будут потрясены, если вы опоздаете на встречу даже минут на пять-десять. Они считают, что в гости ходят не для того, чтобы поесть, а для встречи с людьми, которые вам симпатичны и с которыми приятно провести вечер за интересной беседой.

В Японии, например, другая традиция. Хозяева долго будут извиняться за то, что им нечем угостить гостя, хотя стол ломится от еды. В японском селе гость должен при входе в дом становиться на колени. (114 слов) (из печати)


Уч-ся слушают текст диктанта

3.Запись диктанта под диктовку

Предлагается записать диктант под диктовку учителем

Уч-ся записывают диктант под диктовку

4.Проверка диктанта сам-но

Предлагается проверить диктант сам-но

Проверяют диктант самостоятельно

5. Сдача тетрадей на проверку

Предлагается сдать тетради на проверку

Сдают тетради на проверку

7.Последущее задание

Повторить словообразование.

Записывают в дневниках

Деятельность учителя

Деятельность ученика

6

Тема: Синтаксис. Словосочетание и предложение


Цели: Продолжить закреплять знания о разделе русского языка синтаксисе, о словосочетании и предложении

1.формировать у учащихся понятие о словосочетании и предложении;

2.развивать навыки разбора словосочетаний и предложений;

3.воспитывать интерес к творчеству А. Пушкина

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания



2.Актуализация внимания уч-ся


№ 5, стр.9(наизусть стихотворение)





Опрос правила о синтаксисе. О словосочетаниях и предложениях.

Уч-ся проверяют домашнее задание




Рассказывают правило о синтаксисе, о словосочетаниях и предложениях.

2.Изучение нового материала

Назовите элементы языка.

-Назовите функции языка.

-Что такое лингвистика?

-Каков статус русского языка в Казахстане?

-Вспомните, что такое словосочетание.

-Чем словосочетание отличается от предложения?

-Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием?

-Назовите три типа связи в словосочетании. Приведите примеры.

Отвечают на вопросы, делают выводы, приведут примеры

3. Закрепление изученного материала

*Выполнение синтаксического разбора словосочетаний (№ 10,стр. 13)

*Чтение текста «А.С. Пушкин»

-О ком этот текст?

-Какова основная мвсль текста? (1 вариант)

Текст «Бабочки» - 2 вариант

«Поэтические поверья» - 3 вариант

*Выполнение синтаксического разбора простых предложений из своих текстов на выбор (3 человека у доски)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, работают в группе, по парам, индивидуально.

5. Рефлексия

дневник двойной записи

заполн. таблицы

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 13, стр.15

Записывают в дневниках











Деятельность учителя

Деятельность ученика

9

Тема: Изложение по тексту упр. 39 «Рождение озера»


Цели: Продолжить формировать умения учащихся писать изложения.

1. контроль и оценка знаний учащихся;

2.развитие у учащихся письменной речи, памяти и мышления

3.воспитывать интерес и бережное отношение к окружающей природе.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Подготовка к изложению

Предлагается записать число в тетрадях, прочитать текст к изложению.

Уч-ся готовятся к изложению.

2.Актуализация внимания уч-ся




Опрос правила о синтаксисе. О словосочетаниях и предложениях.

Рассказывают правило о синтаксисе, о словосочетаниях и предложениях.

3.Первичное чтение текста

-Чтение текста № 39, стр.32

-Словарная работа:

Памир, Мургаб, Сарез, обвал, запрудил

-Составление плана к изложению.

- Пересказ текста по плану.

-Работа по синтаксису :

-Есть ли в тексте сложные предложения?

-Есть ли в тексте предложения с уточняющими членами предложения?

-Найдите их.

Отвечают на вопросы, делают словарную работу, составляют план к изложению.

4. Письменная самостоятельная работа по изложению текста.

Предлагается самостятельно излагать текст изложения по плану.

Учащиеся самостоятельно по плану излагают текст изложения

5. Сдача тетрадей на проверку

Предлагается сдать тетради на проверку

Сдают тетради на проверку

7.Последущее задание

Повторение правил, стр.25-29

Записывают в дневниках











Деятельность учителя

Деятельность ученика

10

Тема: ССП. Сочинительные союзы как средства связи частей ССП


Цели: Сформировать знания учащихся о ССП, о знаках препинания в ССП, о сочинительных союзах.

1. формировать у учащихся понятие о ССП, о знаках препинания в ССП;

2. развивать умения синтаксического разбора ССП;

3. воспитывать усидчивость, внимательность.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№20, стр 22



Уч-ся проверяют домашнее задание


2.Актуализация внимания уч-ся



Фонетический разбор слова земля, солнце

Синтактический разбор словосочетаний: открыл окно, иногда засыпает, четвертый сезон.

Уч-ся делают фон., синт. разборы. индив. работа

2.Изучение нового материала

равноправны


, союз

сочинительные союзы: и, ни... ни, а, но, однако, зато, или, либо, то... то, либо ... либо.


то

То


солнце тусклое блестит, туча черная висит.



То , то .


Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

№3, стр31 .

№ 4, стр 32 .

№7, стр 33.

№8, стр 33.

Выполн.упр. в группах, отвечают на вопросы по парам, индиви-дуально .

5. Рефлексия

постер «Уроки»

заполн. постер

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№9, стр.33

Записывают в дневниках

Деятельность учителя

Деятельность ученика

11

Тема: Типы ССП. ССП с противительными союзами



Цели: Формировать у учащихся знания о типах ССП. ССП с противительными союзами

1. продолжить формировать у учащихся понятие о ССП с противительными союзами;

2. развивать умение разбирать ССП, определять тип ССП, делать синтаксический разбор;

3. воспитывать интерес к предмету русский язык.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№20, стр 22


Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся




Работа с раздаточно – дидактическим материалом по теме «Лексика и фразеология»


Уч-ся работают с раздаточно-дидактическим материалом индивидуально

2.Изучение нового материала

Противительные союзы: а, но, однако, зато, же

зато


Корень учения горек, плоды его сладки.



, зато

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

№33, стр29 .

№ 34, стр 30 .

№35, стр 30.

Вопросно-ответная беседа

Выполняют упражнения в группах, отвечают на вопросы по парам, индивидуально .

5. Рефлексия

«Синквейн»

Заполн. таблицу

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 32, стр.29


Записывают в дневниках





Деятельность учителя

Деятельность ученика

12

Тема: ССП с соединительными союзами


Цели: 1.формировать у учащихся понятие о сложносочиненном предложении с соединительными союзами;

2.развивать навыки выполнения грамматических разборов;

3. воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№ 32, стр.29

-Какое предложение называется сложным?

-Какие виды сложных предложений вы знаете?

-Какие виды сложных союзных предложений вы можете назвать?

-Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?

Уч-ся рассказывают домашнее задание


2.Актуализация внимания уч-ся




Индивидуальная работа учащихся по карточкам (раздел словообразование)


Уч-ся работают с по индивидуальным карточкам

2.Изучение нового материала

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА=И, НИ...НИ

Пример: Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.


НИ , НИ .


Прослушивание и просмотр новой темы в электронном варианте

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

-Работа над текстом «Юрта в саду»

-С каким словом у вас ассоциируется слово «юрта»?

-Почему?

-№42,стр.33

№ 46,стр.36

№45,стр.35

Выполняют упражнения в группе, по парам, отвечают на вопросы индивидуально.

5. Рефлексия

Что узнал(а)? Что знал(а)? Что хочу узнать?

Заполн. таблицу

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 40, стр.33

Записывают в дневниках



Деятельность учителя

Деятельность ученика

13

Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами



Цель: Сформировать знания о ССП с разделительными союзами

1 формировать у учащихся знания о ССП с разделительными союзами, учить употреблять ССП с разделительными союзами в устной и письменной речи;

2. развивать навыки выполнения синтаксического, грамматического разборов;

3. воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№50, стр 37


Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся




индивидуальная работа учащихся по карточкам (синтаксический разбор предложения)


Уч-ся работают с по индивидуальным карточкам (делают синт. разбор предложения)

2.Изучение нового материала

Вывод: Разделительные союзы: или, или.. или, либо, то... то.

ССП с разделительными союзами указывают на то, что из 2-х явлений возможно только одно, или же на чередование

Например: Будет очень жарко, или разразиться гроза.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

№ 52, стр 39

№ 55, стр 40

№ 56, стр 41 (устно)

Выполняют упражнения в группе, по парам, отвечают на вопросы индив..

5. Рефлексия

постер «Природа»

заполн. постер

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№54, стр 40


Записывают в дневниках

Деятельность учителя

Деятельность ученика

14

Тема: СПП. Подчинительные союзы как средства связи частей СПП.


Цели: Сформировать у учащихся знания о СПП и о подчинительных союзах как средства связи частей СПП.

1.формировать у учащихся понятие о сложноподчиненном предложении и средствах связи в СПП, учить применять СПП с подчинительными союзами в устной и письменной речи;

2.развивать умение выполнять полный синтаксический разбор сложноподчиненного предложения;

3.воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№54, стр 40


Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся




Кто такой А.С. Пушкин?

-Какие произведения Пушкина вы знаете?

*Чтение отрывков о Пушкине

-Чернышевский

-Гоголь

*Выполнение синтаксического разбора ССП «Пушкин есть…»

Уч-ся отвечают на вопросы, делают синт. разбор

2.Изучение нового материала

X →с какой целью?

*Запись предложения: [Я хочу жить], (чтобы мыслить и страдать.)


[ глагол... ], ( чтобы )

↓ ↓

главное придаточное

(поясняет один член предложения или одно слово в главном)

*Объяснение новой темы по э/у и таблице «Подчинительные союзы»

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

№76, стр.52 (вставить союзы, начертить схему)

№ 78, стр.54 (работа по таблице)

№ 79, стр.55

Выполняют упр. в группах, по парам, индивидуально.

5. Рефлексия

дневник двойной записи

заполн. дневник

6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 77, стр.53

Запись в дневниках



Деятельность учителя

Деятельность ученика

17

Тема: Контрольный диктант




Цель: Проверить умения учащихся грамотно писать диктант

Задачи:

1.контроль и оценка знаний учащихся;

2.развитие навыков орфографической грамотности;

3.воспитание чувства патриотизма на основе слушания текста.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Актуализация внимания уч-ся


Словарная работа: поступью, отстаивать, задворки

Уч-ся работают со словами, переводят на родной язык, составляют с ними предложения

2.Первичное чтение текста

Казахстан – 2030

Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним.

Граждане 2030 года будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы.

Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация не будут проникать в наши дома и сады.

В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на задворках мировых событий.

В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для них, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана.

Казахстан 2030 года ещё не будет совершенен. Он не станет самой богатой, самой образованной, самой развитой страной в мире, но он успешно пройдет сложный путь и твёрдой поступью вступит в следующий этап развития. (131 слово)

Уч-ся слушают, текст, записывают трудные слова, работают над ними.

3. Запись диктанта

Предлагается написать число, тему диктанта, писать диктант под диктовку

Уч-ся пишут число, тему диктанта, пишут диктант под диктовку

5. Рефлексия



6.Последущее задание

Повторить типы СПП

Запись в дневниках

Деятельность учителя

Деятельность ученика

19

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными и условными


Цель: Познакомить учащихся со СПП с придаточным обстоятельственными и с придаточным условными.

Задачи: 1.формировать у учащихся понятие о СПП с придаточным обстоятельственным и придаточным условным;

2.развивать у учащихся навыки расстановки знаков препинания в СПП с придаточным обстоятельственными и придаточным условными;

3.воспитывать интерес к народным природным приметам.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

Повторение типов ССП

Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся


*Выполнение грамматических разборов

Я1 вспоминаю3 леса, озёра3, парки и небо4.


Уч-ся работают над текстом, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.

2.Изучение нового материала

Знакомство с теоритическим материалом в учебнике о СПП с придаточными обстоятельственными и с придаточными условными.

Работа по таблице СПП с прид. обст. и прид. условн..

Вывод: Придаточное Главное

(относится ко всему главному, называет условие, при котором происходит действие в главном и т. д.)

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

. Выполнение упражнений. Работа по дидактическому материалу.

№84, стр.59

№92, стр.61

Выполняют упр. в группах, по парам, индивидуально

5. Рефлексия



6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 87, стр.60

Запись в дневниках





Деятельность учителя

Деятельность ученика

20

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели




Цель: Дать понятие о СПП с придаточными цели

1.формировать у учащихся знания о сложноподчиненном предложении с придаточным цели;

2. развивать навыки выполнения грамматических разборов;

3. воспитывать желание изучать языки.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№ 100, стр.64 (пересказ)


Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся


* Работа над текстом «Языки и люди», стр.68

*Ответы на вопросы к тексту, стр.69

*Выписать словосочетания, выполнить их синтаксический разбор.

Уч-ся работают над текстом, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.

2.Изучение нового материала

Придаточные цели в СПП указывают на цель того, о чём сообщается в главном. Отыечают на вопросы: зачем?, с какой целью? для чего? и связываются обычно союзом ЧТОБЫ. Придаточное может находиться в любой позиции по отношению к главному. Иногда в главном предложении может быть указательное слово

« ( для) того»: Он переплыл реку для того, чтобы сократить путь

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.

3. Закрепление изученного материала

1 группа: № 101, стрр.67

2 группа: № 105, стр.70 (устно)

3 группа: № 106, стр.70

Выполняют упр. в группах, делают выводы.

5. Рефлексия



6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 108, стр.71

Запись в дневниках



Деятельность учителя

Деятельность ученика

21

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.




Цель: Сформировать знания учащихся о СПП с придаточными причины.

1. формировать у учащихся понятие о придаточных причины;

2. развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения;

3.воспитывать чувство патриотизма.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№ 87, стр.60


Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся


*Выполнение грамматических разборов

Я1 вспоминаю3 леса, озёра3, парки и небо4.


Уч-ся работают над текстом, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.

2.Изучение нового материала

Знакомство с теоритическим материалом в учебнике о СПП с придаточными обстоятельственными и с придаточными условными.

Работа по таблице СПП с прид. обст. и прид. условн..

Вывод: Придаточное Главное

(относится ко всему главному, называет условие, при котором происходит действие в главном и т. д.)

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы, знакомятся с теоретическим материалом .

3. Закрепление изученного материала

. Выполнение упражнений. Работа по дидактическому материалу.

№84, стр.59

№92, стр.61

Выполняют упр. в группах, по парам, индивидуальн.

5. Рефлексия



6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 87, стр.60

Запись в дневниках





Деятельность учителя

Деятельность ученика

22

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени




Цели: Сформировать знания учащихся о СПП с придаточным времени.

1. формировать у учащихся понятие о придаточных времени в СПП;

2. развивать навыки выполнения морфологического разбора;

3. воспитывать интерес к окружающей нас природе.


Учащиеся готовятся к уроку.

1.Проверка домашнего задания

№ 119, стр.77

Уч-ся проверяют домашнее задание

2.Актуализация внимания уч-ся


*Чтение текста «Золотой луг» (по М. Пришвину), стр. 80

*Работа по содержанию текста, стр.81

*Выполнение морфологического разбора слов из текста:

(с) братом

интересные (цветы)

раскрывают

Уч-ся работают над текстом, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.

2.Изучение нового материала

Выполнения полного синтаксического разбора предложения: У нас с братом, когда созревали одуванчики, была постоянная забава.

Вывод: Придаточное времени указывает на время действия в главном , отвечает на вопросы: когда?, с каких пор?, до каких пор? и связывается с главным союзами : когда, пока, как только, с тех пор как, в то время как.

В главном иногда может быть указательное слово ТОГДА.

Например: Она проснулась тогда, когда в избе было совсем светло.

*Версия электронного учебника

Уч-ся слушают, записывают, делают выводы, знакомятся с теоретическим материалом .

3. Закрепление изученного материала

№ 123, стр.82 (перевод с казахского языка)

№ 124, стр.82 (схемы)

Выполняют упр. в группах, по парам, индивидуальн.

5. Рефлексия



6. Подведение итогов

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы

Подсчитывают баллы

7.Последущее задание

№ 125, стр.83

Запись в дневниках




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!