Неделя 4 | День 29 ноября 2022 года | Урок 11 класс |
Название занятия: | «Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конвергенция, параллелизм». |
Общая цель: | Завершить формирование у учащихся понятий о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции; познакомить с типами эволюционных изменений, с понятиями биологический прогресс и биологический регресс. Рассмотреть главные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. |
Результаты обучения | Узнают о двух направлениях эволюции и их особенностях. Научаться сравнивать организмы, претерпевающие биологический прогресс или регресс, приводить примеры. Обоснуют понятие «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация», «дивергенция», «конвергенция», «параллелизм». |
Ключевые идеи | Биологический регресс и прогресс – основные пути и направления эволюции органического мира. |
Занятие 43 мин. (резервное время – 2 мин.) | Тренинг: «Зато» Цель упражнения: введение в темпоритм, тренинг спонтанности высказываний: «По кругу продолжить фразы: - Я устала, зато...» 2 мин. 2. Тест- опрос по теме «Систематика живых организмов» слайд 2-3 (13 вопросов). Взаимопроверка выполненной работы по ответам на экране слайд презентации 4. (Суммативное оценивание:13-10 ответов–5 балл; 9-6 ответов–3 балл; 5-1 ответ–1 балл) 5 мин. | 5. Работа с заданиями: Особенности биологического прогресса и регресса. (Суммат. оцен.: 8-10 отв.-5 балл, 7-5 ответ.–3 бал. 4 и менее ответ–1 бал 5 мин. |
6. Работа с текстом учебника §23, подготовка группой ментальной карты по теме «Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конверген-ция, параллелизм». Заполнение таблицы: ЗУХ 5 мин. |
2.Критерии вида (слайд 5). Физиоло-гический, морфологический, экологи-ческий, биохимический, географичес-кий, этологический, генетический. 3 мин. | 7. Защита проектов. Формативное взаимооценивание учащихся по степени участия в работе группы (генератор идей, таймменед-жер, оформитель, спикер) 8 мин. |
3. Дополнительная информация о А.Н.Северцове (1866-1936) и И. И. Шмальга́узене (1884-1963) (слайд 6)(Нурумова Р, Букаткин А) 3 мин. | 8.Рефлексия: Обсуждение эпиграфа к уроку. Эпиграф: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов» Формативное оценивание: на стикерах пишут «+» «-»3 мин. |
4. - Вопросы по ароморфозу (слайд 7) Просмотр видеофильмов о ароморфозе растений и животных. - Вопросы по ароморфозу (слайд 8-10) - Идиоадаптация (слайд 11-13) - Дегенерации(слайд 14-15) - Соотношение путей эволюции (вывод по темам: слайд 16-19) 7 мин. | 9.Сумативное оценивание со стороны учителя. 2 мин. Домашнее задание: - §23; термины и их определения; - вопросы повторения: стр.84 - составить синквейн (пятистишие) по теме домашнего задания. |
Источники, оснащение и оборудование | Мультимедийная установка, презентация и видеоролики о «Ароморфозе растений и животных», постеры, сигнальные карточки, маркеры, тетради, учебник «Биология» - 11 класс, карточки с заданиями. |
Последующее задание | Домашнее задание: §23; термины и их определения; вопросы повторения: стр.84, составить синквейн (пятистишие) по теме домашнего задания. |
Анализ занятия | |
Записи учителя по ходу урока |