СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный курс по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по биологии курса "Юный растениевод"

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный курс по биологии»

Автор: Межина Ирина Васильевна, учитель биологии МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского муниципального района Омской области 2020 год

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов

«Юный растениевод»

Земля от века учит жить правдиво,

Её уроки не забыть вовек…

Пояснительная записка

В программе раскрываются подходы организации выращивания рассады овощных и декоративных культур на пришкольном участке. Для детей сельской и городских школ тема актуальна, так как многие школы имеют пришкольные участки, где выращивают овощи, цветы во время летней трудовой практики. Учитывая то, что наша местность (Омская область) находится в определенных климатических условиях, где теплое время года ограничено, для получения будущего урожая необходимо выращивать рассаду заранее.

Курс будет полезен многим ученикам, имеющим в личном хозяйстве собственные огороды и дачные участки, помогающим родителям в выращивании овощей.

Данный курс предполагает проведение опытнических исследовательских работ и проектов в области растениеводства.

Курс рассчитан на включение практических работ по биологии5-6 класса из школьной программы в темах изучения растений, классов растений и их семейств, так как часов на изучение предмета мало (всего 1 час в неделю). Ведение данного курса может помочь учителю при планировании программы биологии увеличить количество часов на обучение других основных тем предмета.

Отличительная особенность курса заключается в том, что в нем происходит воспитание интереса к профессиям аграрного направления. Предлагаемый курс «Юный растениевод» позволяет через организованную собственную деятельность, через личный опыт приобщить обучающихся 5-9 классов к работе на земле, способствует развитию навыков исследовательской деятельности, интереса к профессиям аграрного направления.

Главная цель, которую преследуют педагоги при этом-это привить любовь к земле, способствовать тому, чтобы сельские дети возвращались в село, развивали современный бизнес в сельском хозяйстве.

Курс краткосрочный, представляет вариант организации внеурочной деятельности школьников 5-9 классов.

Курс рассчитан на 18 часов и предполагает распределение часов на апрель – май месяц (4 четверть).

Проведение занятий - 2 раза в неделю.

Программа курса позволяет учителю:

- задать предполагаемый конечный результат обучения;

- оперативно вносить изменения непосредственно в процессе обучения;

- позволяет отследить предварительную оценку качества знаний и прогнозировать качество образования на заключительном этапе курса.

Цель курса: способствовать получению навыков у обучающихся по выращиванию рассады овощных и цветочных культур.

Задачи:

1.приобщить детей к сельскохозяйственному труду;

2. показать возможность применения знаний, полученных на уроках «Биологии»;

3.повышать мотивацию к исследовательской и проектной деятельности в области растениеводства;

4.способствовать повышению интереса обучающихся на выбор профессий сельскохозяйственного направления;

5.способствовать развитию экологического воспитания обучающихся, экологически грамотной личности.

Для реализации поставленных задач курса в дальнейшем, после изучения курса предполагается работа школьников на пришкольном участке в весенне-летний и осенний периоды.

С детьми под руководством учителя организуются разные виды деятельности:
 коллективная, парная
 групповая, звеньевая
 индивидуальная работа.


Формы работы:

- теоретические занятия;

- практические работы;

- закладка опытов;
- самостоятельные наблюдения;

- исследовательские работы;
- проектные работы по изучению условий выращивания рассады овощей и цветов.

Формы контроля:

1. Научно-практические конференции школьников (школьные, муниципальные ит.д.)

2. Конкурс исследовательских работ

3. Конкурс на оформление цветочных клумб, (конкурс проектов)

4.Качество выращенной рассады.






Предполагаемые результаты освоения курса

Учащиеся получат знания:
 что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
 способы повышения плодородия почвы с помощью внесения удобрений;
 разнообразие овощных и цветочных культур, выращиваемых рассадным способом;
 агротехнические приемы выращивания рассады;

Учащиеся научатся:
 отбирать необходимые семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
 использовать органические удобрения для повышения плодородия и качества почвы;
 проводить работу по проведению агротехнических приемов выращивания рассады;
 проводить прореживание и пересадку растений;
 проводить закалку семян и рассады;
 проводить опыты с растениями на учебно-опытном участке, наблюдать, анализировать, сравнивать, объяснять полученные результаты;
 уважать сельскохозяйственный труд.

Учащиеся получат возможность:

- приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию рассады для будущих овощей для собственного дома и школьной столовой;

- приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в звеньях, группах, команде;

- приобрести опыт в проведении исследовательской и проектной деятельности;

- опыт представления результатов своей работы на школьных и муниципальных учебно-практических конференциях школьников;



Содержание программы

1.Раздел «Отбор овощных и цветочных культур для получения рассады с учетом местных климатических условий» - 3 часа

Особенности выращивания томатов, перца, баклажан (каждый учитель может на свой выбор подбирать растения)

Агротехнические приемы и правила выращивания рассады

2.Раздел «Подготовка почвы и емкостей для выращивания рассады» - 3 часа

Изучение состава почвы

Внесение в почву органических удобрений

Подготовка емкостей для выращивания рассады

Закладка опытов для исследовательских работ (можно темы менять в зависимости от возраста, уровня обученности школьников):

- Влияние состава почвы на появление всходов и рост рассады разных культур

3.Раздел «Отбор семенного материала» - 2 часа

Механическая выбраковка семян

Закладка опытов для исследовательских работ:

-Влияние качества семенного материала (размер семени, всхожесть семени и т.д.)для получения рассады

4.Раздел «Посев семян» - 4 часа

Правила посева семян в зависимости от размера семени.

Сроки посева семян овощных и цветочных культур

Посев семян разных культур

Закладка опытов для исследовательских работ):

- Влияние сроков посадки семян для получения рассады

-Влияние глубины заделки семян на прорастание семени

5.Раздел «Уход за рассадой» - 6 часов

Полив рассады

Пикировка рассады

Прореживание рассады

Закалка рассады

Закладка опытов для исследовательских работ):

-Влияние густоты проростков на рост и развитие растений

- Влияние закалки рассады (выращивание рассады при разной температуре) для дальнейшего развития растений

- Влияние частоты полива на рост и развитие рассады



Календарно – тематическое планирование



Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

1.Раздел «Отбор овощных и цветочных культур для получения рассады с учетом местных климатических условий» - 3 часа



Особенности выращивания томатов, перца, баклажан


1

Теоретическое занятие-беседа


Особенности выращивания томатов, перца, баклажан и цветов (каждый учитель может на свой выбор подбирать растения)


1

Теоретическое занятие-беседа


Агротехнические приемы и правила выращивания рассады


1

Теоретическое занятие-беседа

2.Раздел «Подготовка почвы и емкостей для выращивания рассады» - 3 часа



Изучение состава почвы


0,5

Практическое занятие


Внесение в почву органических удобрений (перегноя)


0,5

Практическое занятие


Подготовка емкостей для выращивания рассады


2

Практическое занятие

3.Раздел «Отбор семенного материала» - 2 часа



Механическая выбраковка семян


2

Лекция, практика

4.Раздел «Посев семян» - 4 часа



Правила посева семян в зависимости от размера семени

0,5

Теоретическое занятие-беседа


Сроки посева семян овощных и цветочных культур

Посев семян разных культур


0,5



3

Теоретическое занятие- лекция

Практическая работа

5.Раздел «Уход за рассадой» - 6 часов



Полив рассады


По мере необходимости

Практическая работа


Пикировка рассады


2

Лекция и практика


Прореживание рассады


2

Лекция и практика


Закалка рассады


2

Лекция и практика

В каждом разделе курса ведется работа по закладке опыта для исследовательской работы или проекта (по решению учителя и ученика).



Практические работы рекомендовано проводить в звеньях по 3-4 человека.

В течение летнего периода ученики в разное время отрабатывают на пришкольном участке, и поэтому каждый участник звена в свой календарный период ведет наблюдение за опытом.

Все наблюдения ученики фиксируют в дневник наблюдений, который может содержать следующие графы:

Тема опыта

Даты

Проводимые работы

Что наблюдаю




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!