СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Краткосрочные образовательные практики, как форма организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает основные аспекты по теме «Краткосрочные образовательные практики, как форма организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений  у детей с ТНР»

Просмотр содержимого документа
««Краткосрочные образовательные практики, как форма организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»»


«Краткосрочные образовательные практики, как форма организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы нам приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей значительно снижается.

Как следствие, дети сталкиваются в дальнейшем с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость поиска наиболее эффективных и разнообразных форм организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.

Ребенок развивается в деятельности- это общеизвестный факт . И его успешное развитие зависит от полноты и разнообразия детской деятельности, её значимости для ребенка . Социальный статус ребенка , интенсивное эмоционально-личностное , интеллектуальное развитие и его благополучие связаны с освоением позиции творца детской деятельности.

В рамках ФГОС ДО, особое внимание в дошкольной организации уделяется созданию условий для выбора детей, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, возможность выбора детьми материалов, видов активности и участников в образовательном процессе. Соблюдая этот целевой ориентир, мы формируем у ребенка способность к совершению выбора и принятию решений. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Хотелось бы отметить, что расширение спектра образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи также является одной из приоритетных задач дошкольного образования.  

Таким образом, с учетом требований ФГОС ДО, расширения спектра образовательных услуг, важностью построения индивидуального пути развития ребенка через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации –образовалась необходимость внедрения краткосрочных образовательных практик в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР в ДОО.

КОП – Что это такое?

Краткосрочная -  рассчитанная на короткий срок.

Образовательная - служащая для образования,

Практика- содействующая практически к получению готового продукта.

Краткосрочные образовательные практики (КОП) – это практики, позволяющие ребенку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта. Это практико-ориентированная законченная образовательная деятельность детей совместно с педагогом продолжительностью  1–8 академических часов, длительностью до 30 мин, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

КОП призваны создавать следующие условия:

Формирования способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности;

Удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников;

Освоения дошкольниками способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;

Повышения мотивации приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Активизации роли семьи в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Концепция модели краткосрочных образовательных практик основывается на принципах дошкольного образования, заложенных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Цель краткосрочных образовательных практик – расширение вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержание своего образования, становясь субъектом образовательной деятельности. При этом решаются следующие задачи:

-создавать условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;

- развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;

- поддерживать детскую инициативу в разных видах деятельности; развивать умения и навыки, предусмотренные ООП ДОУ;

- вовлекать родителей в образовательную деятельность;

- обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.

Рассмотрим более подробно, чем отличаются краткосрочные образовательные практики от образовательной деятельности? Краткосрочные образовательные практики – это не просто получение знаний, но и освоение и применение полученных знаний в действиях (на практике):

—- знания, получаемые детьми , шире программных;

— -за короткий срок дети могут научиться чему-либо;

—- после каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности;

—- нет задачи прямого обучения.

Отличие краткосрочных образовательных практик от дополнительного образования состоит в том, что организация кружков, секций рассчитаны на несколько лет обучения (один-3 года), т.е. значительно продолжительнее по времени в сравнении с КОП, что недостаточно обеспечивает возможность разнообразия направлений для выбора и определения интересов ребенка дошкольника.

Дополнительное образование

КОП

В соответствие с должностной инструкцией, которая подразумевает выполнение должностных обязанностей

Психологический и эмоциональный интерес, заинтересованность

Выбор педагога

Выбор ребенка (ребенка совместно с родителем на начало учебного года)

Длительность – учебный год

Длительность - один месяц ( за один учебный год – 6 и более образовательных практик)

Одно приоритетное направление (физкультурно – оздоровительное или, познавательное, или др.)

Разнообразие выбранных направлений за учебный год

Социальный заказ родителей (законных представителей)

Социальный заказ ребенка. Ребенок-заказчик, исполнитель, эксперт.

Постоянный характер списочного состава в течение учебного года

Гибкий характер списочного состава участников

Профессиональная ориентация (навыкоумения)

Профессиональная ориентация (формирование у детей предпосылок к осуществлению самостоятельного выбора деятельности, социализация в другом коллективе)


Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка.

Организация работы краткосрочной практики (КОП) является бесплатной дополнительной услугой для детей, которые посещают образовательное учреждение. Краткосрочные образовательные практики в учреждении осуществляются по разным направлениям, например это могут быть следующие направления: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое .

Основанием для зачисления воспитанников на КОП является выбор ребенка и согласие родителя (законного представителя).

В начале учебного года (в сентябре) для осуществления выбора КОП родителям и предлагается реклама всех образовательных практик на информационном листке (фото продуктов деятельности детей, фото фрагменты с деятельностью детей, посещающих тот или иной КОП). Перечень КОП с кратким описанием публикуется и на сайте ДОУ, личном сайте педагога, предлагается в виде буклетов, рекламных проспектов родителям и детям. Выбор КОП осуществляется один раз в квартал на 1-2 образовательные практики. 

Реализация КОП осуществляется в течение календарного года поквартально. За год у ребёнка есть возможность освоить 6 и более образовательных практик. Расписание КОП составляется с учетом выбора детей и занятости педагогов (графиком работы).

КОП проводятся 1-2 раза в неделю (вторая половина дня), длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей по СанПиН.

Итоги работы за год имеют накопительный характер и представляются в различных формах: письменный отчет, фото отчет и др.

15 слайд

Примерная Технологическая карта КОП

«…………………………………………………………» (название КОП) 

Категория детей - ___________лет

Количество детей – до ___ чел.

Цель КОП – _________________________________________

Планируемый результат:_________________________________________

Тематический план

занятия

Тема, задачи

Краткое содержание

Оборудование

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


16 слайд

Подготовка и реализация КОП осуществляется всеми участниками образовательного процесса. Представляю вашему вниманию краткосрочные образовательные практики, которые были составлены и проведены мной, некоторые из них, с участием специалистов и педагогов ДОУ:

№ п/п

Название КОП

Цели:

1

«Где живут куклы?»


Закрепление знаний об истории возникновения куклы, разнообразии мира кукол, активизация словаря по теме, совершенствование граммати­ческого строя, развитие связной , диалогической речи, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, творческого воображения.


2

«По морям, по волнам»

Закрепление знаний детей о море, морских профессиях, обитателях морей и океанов , активизация словаря по теме, совершенствование граммати­ческого строя развитие связной речи, звукопроизношения, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, творческого воображения.

3

«Крупеничка-красавица»

Развитие мелкой моторики у детей с ТНР при помощи различных видов круп.

4

«Новый год

пришел в мой дом»

Закрепление знаний детей о новогоднем празднике, его истории возникновения, традициями. Воспитание чувства гордости за свою малую Родину, желание сделать свой город, детский сад, дом уютным, нарядным и красивым к празднику.

5

«Сказка о язычке»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с комплексом артикуляционной гимнастики.

6

«Чудо снежное»

Активизация словаря прилагательных и существительных по теме «Чудо снежное», с использованием рисования нетрадиционным способом (ватными палочками)

7

«Знакомство с родным городом»

Развитие всех компонентов речи посредством формирования знаний о родном городе и его достопримечательностях в различных видах деятельности.

8

«Любимые книжки. С.Я. Маршак»

Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

9

«Пришла Коляда, отворяй ворота!»

Знакомство детей с традициями проведения Святок на Дону, с элементами казачьего костюма, предметов быта, песнями-колядками Донских казаков.

10

«Покровская ярмарка»

Развитие всех компонентов речи через формирование знаний о традициях проведения Покровской ярмарки; знакомство с элементами казачьего костюма, предметов быта, песнями Донских казаков.

КОП «Где живут куклы?» состояла из 6 занятий .

1.Просмотр презентации, беседа по содержанию «История возникновения кукол»

2. Разучивание стихотворения «Куклы» Л. Рубальской.

3.Лепка по мотивам дымковской куклы: «Няня с младенцем»

4.Рисование «Кукла в народном костюме»

5.Театр кукол. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"

6.Театр теней. Русская народная сказка "Заюшкина избушка"

КОП «По морям , по волнам» включала в себя 5 занятий.

1. Просмотр презентации, беседа по содержанию «Что такое море? Волны трехэтажные, моряки отважные"

2. Разучивание стихотворений о море, сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие"

3.Рисование «Мечты о море»

4. Лепка: «На дне морском»

5. Беседа по иллюстрациям «Что я знаю о морских жителях?»

КОП «Крупеничка-красавица» проведена в течении 3 занятий.

1. «Крупеничка». Прослушивание аудиосказки Н. Телешова. Беседа по содержанию.

2. «Рисуем крупой».Выкладывание при помощи семян и круп различных фигур, цифр, букв, растительных орнаментов, силуэтов предметов, птиц, животных и т.д.

3. «Сухой бассейн». Описание найденных предметов.

По одному занятию содержали следующие КОП: «Пришла Коляда-отворяй ворота!», «Сказка о язычке», «Чудо снежное».

Применив опыт коллег городского методического объединения по работе с Google формами, создана викторину «Знатоки творчества С.Я Маршака». Дети с большим удовольствием приняли в ней участие,так же сняли ролик по произведениям поэта. В такой необычной форме за 2 занятия прошла КОП «Ребятам о зверятах».

КОП «Знатоки родного города»

  1. Просмотр презентации. Беседа по содержанию «Мой любимый город»

  2. Чтение художественной литературы С. Маршак «Хороший день»

  3. Лепка (пластилинография) «Дома на нашей улице»

  4. Аппликация в стиле коллаж «Наш город»

  5. «Мой Волгодонск». Составление рассказа о любимом городе.

  6. Рисование «Улицы нашего города»

Поистине ярким и насыщенным событием для нашей группы компенсирующей направленности было проведение практики «Покровская Ярмарка на Дону», реализация которой происходила в тесном, творческом взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Дети узнали, как проходила Покровская ярмарка на Дону, познакомились с традициями и обычаями ее проведения, пополнили словарь новыми казачьими словами, разучили пословицы, услышали песни, познакомились с элементами казачьего костюма, предметами быта и т.д.

Таким образом, в результате реализации краткосрочных образовательных практик в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР в ДОУ:

  • происходит обогащение детского развития, по всем направлениям , в том числе и всем компонентам речевого развития (развитие понимания речи, лексико –грамматических средств языка, формирование связной речи, развитие звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, просодических компонентов речи, неречевых психических функций);

  • разрабатывается спектр КОП для дошкольников по пяти образовательным областям с целью создания социальной ситуации развития;

  • происходит построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

  • за счет введения КОП расширяется образовательное пространство ДОУ;

  • вводятся новые формы партнёрства с родителями;

  • родители становятся непосредственными участниками в выборе образовательной траектории своих детей;

  • создается банк методических разработок педагогов.


Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Л.С. Выготского, которые, как нельзя лучше, демонстрируют необходимость реализации краткосрочных образовательных практик в ДОУ:

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра способен выполнить самостоятельно!»

Уважаемые коллеги, желаю успехов в вашей профессиональной деятельности!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!