«Краткосрочные образовательные практики, как форма организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы нам приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей значительно снижается.
Как следствие, дети сталкиваются в дальнейшем с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость поиска наиболее эффективных и разнообразных форм организации образовательного процесса в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.
Ребенок развивается в деятельности- это общеизвестный факт . И его успешное развитие зависит от полноты и разнообразия детской деятельности, её значимости для ребенка . Социальный статус ребенка , интенсивное эмоционально-личностное , интеллектуальное развитие и его благополучие связаны с освоением позиции творца детской деятельности.
В рамках ФГОС ДО, особое внимание в дошкольной организации уделяется созданию условий для выбора детей, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, возможность выбора детьми материалов, видов активности и участников в образовательном процессе. Соблюдая этот целевой ориентир, мы формируем у ребенка способность к совершению выбора и принятию решений. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Хотелось бы отметить, что расширение спектра образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи также является одной из приоритетных задач дошкольного образования.
Таким образом, с учетом требований ФГОС ДО, расширения спектра образовательных услуг, важностью построения индивидуального пути развития ребенка через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации –образовалась необходимость внедрения краткосрочных образовательных практик в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР в ДОО.
КОП – Что это такое?
Краткосрочная - рассчитанная на короткий срок.
Образовательная - служащая для образования,
Практика- содействующая практически к получению готового продукта.
Краткосрочные образовательные практики (КОП) – это практики, позволяющие ребенку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта. Это практико-ориентированная законченная образовательная деятельность детей совместно с педагогом продолжительностью 1–8 академических часов, длительностью до 30 мин, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
КОП призваны создавать следующие условия:
Формирования способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности;
Удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников;
Освоения дошкольниками способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;
Повышения мотивации приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Активизации роли семьи в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Концепция модели краткосрочных образовательных практик основывается на принципах дошкольного образования, заложенных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Цель краткосрочных образовательных практик – расширение вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержание своего образования, становясь субъектом образовательной деятельности. При этом решаются следующие задачи:
-создавать условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
- развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;
- поддерживать детскую инициативу в разных видах деятельности; развивать умения и навыки, предусмотренные ООП ДОУ;
- вовлекать родителей в образовательную деятельность;
- обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.
Рассмотрим более подробно, чем отличаются краткосрочные образовательные практики от образовательной деятельности? Краткосрочные образовательные практики – это не просто получение знаний, но и освоение и применение полученных знаний в действиях (на практике):
- знания, получаемые детьми , шире программных;
-за короткий срок дети могут научиться чему-либо;
- после каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности;
- нет задачи прямого обучения.
Отличие краткосрочных образовательных практик от дополнительного образования состоит в том, что организация кружков, секций рассчитаны на несколько лет обучения (один-3 года), т.е. значительно продолжительнее по времени в сравнении с КОП, что недостаточно обеспечивает возможность разнообразия направлений для выбора и определения интересов ребенка дошкольника.
Дополнительное образование | КОП |
В соответствие с должностной инструкцией, которая подразумевает выполнение должностных обязанностей | Психологический и эмоциональный интерес, заинтересованность |
Выбор педагога | Выбор ребенка (ребенка совместно с родителем на начало учебного года) |
Длительность – учебный год | Длительность - один месяц ( за один учебный год – 6 и более образовательных практик) |
Одно приоритетное направление (физкультурно – оздоровительное или, познавательное, или др.) | Разнообразие выбранных направлений за учебный год |
Социальный заказ родителей (законных представителей) | Социальный заказ ребенка. Ребенок-заказчик, исполнитель, эксперт. |
Постоянный характер списочного состава в течение учебного года | Гибкий характер списочного состава участников |
Профессиональная ориентация (навыкоумения) | Профессиональная ориентация (формирование у детей предпосылок к осуществлению самостоятельного выбора деятельности, социализация в другом коллективе) |
Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка.
Организация работы краткосрочной практики (КОП) является бесплатной дополнительной услугой для детей, которые посещают образовательное учреждение. Краткосрочные образовательные практики в учреждении осуществляются по разным направлениям, например это могут быть следующие направления: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое .
Основанием для зачисления воспитанников на КОП является выбор ребенка и согласие родителя (законного представителя).
В начале учебного года (в сентябре) для осуществления выбора КОП родителям и предлагается реклама всех образовательных практик на информационном листке (фото продуктов деятельности детей, фото фрагменты с деятельностью детей, посещающих тот или иной КОП). Перечень КОП с кратким описанием публикуется и на сайте ДОУ, личном сайте педагога, предлагается в виде буклетов, рекламных проспектов родителям и детям. Выбор КОП осуществляется один раз в квартал на 1-2 образовательные практики.
Реализация КОП осуществляется в течение календарного года поквартально. За год у ребёнка есть возможность освоить 6 и более образовательных практик. Расписание КОП составляется с учетом выбора детей и занятости педагогов (графиком работы).
КОП проводятся 1-2 раза в неделю (вторая половина дня), длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей по СанПиН.
Итоги работы за год имеют накопительный характер и представляются в различных формах: письменный отчет, фото отчет и др.
15 слайд
Примерная Технологическая карта КОП
«…………………………………………………………» (название КОП)
Категория детей - ___________лет
Количество детей – до ___ чел.
Цель КОП – _________________________________________
Планируемый результат:_________________________________________
Тематический план
№ занятия | Тема, задачи | Краткое содержание | Оборудование | Результат |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
16 слайд
Подготовка и реализация КОП осуществляется всеми участниками образовательного процесса. Представляю вашему вниманию краткосрочные образовательные практики, которые были составлены и проведены мной, некоторые из них, с участием специалистов и педагогов ДОУ:
№ п/п | Название КОП | Цели: |
1 | «Где живут куклы?» | Закрепление знаний об истории возникновения куклы, разнообразии мира кукол, активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя, развитие связной , диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения. |
2 | «По морям, по волнам» | Закрепление знаний детей о море, морских профессиях, обитателях морей и океанов , активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя развитие связной речи, звукопроизношения, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения. |
3 | «Крупеничка-красавица» | Развитие мелкой моторики у детей с ТНР при помощи различных видов круп. |
4 | «Новый год пришел в мой дом» | Закрепление знаний детей о новогоднем празднике, его истории возникновения, традициями. Воспитание чувства гордости за свою малую Родину, желание сделать свой город, детский сад, дом уютным, нарядным и красивым к празднику. |
5 | «Сказка о язычке» | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с комплексом артикуляционной гимнастики. |
6 | «Чудо снежное» | Активизация словаря прилагательных и существительных по теме «Чудо снежное», с использованием рисования нетрадиционным способом (ватными палочками) |
7 | «Знакомство с родным городом» | Развитие всех компонентов речи посредством формирования знаний о родном городе и его достопримечательностях в различных видах деятельности. |
8 | «Любимые книжки. С.Я. Маршак» | Знакомство с творчеством С. Я. Маршака |
9 | «Пришла Коляда, отворяй ворота!» | Знакомство детей с традициями проведения Святок на Дону, с элементами казачьего костюма, предметов быта, песнями-колядками Донских казаков. |
10 | «Покровская ярмарка» | Развитие всех компонентов речи через формирование знаний о традициях проведения Покровской ярмарки; знакомство с элементами казачьего костюма, предметов быта, песнями Донских казаков. |
КОП «Где живут куклы?» состояла из 6 занятий .
1.Просмотр презентации, беседа по содержанию «История возникновения кукол»
2. Разучивание стихотворения «Куклы» Л. Рубальской.
3.Лепка по мотивам дымковской куклы: «Няня с младенцем»
4.Рисование «Кукла в народном костюме»
5.Театр кукол. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"
6.Театр теней. Русская народная сказка "Заюшкина избушка"
КОП «По морям , по волнам» включала в себя 5 занятий.
1. Просмотр презентации, беседа по содержанию «Что такое море? Волны трехэтажные, моряки отважные"
2. Разучивание стихотворений о море, сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие"
3.Рисование «Мечты о море»
4. Лепка: «На дне морском»
5. Беседа по иллюстрациям «Что я знаю о морских жителях?»
КОП «Крупеничка-красавица» проведена в течении 3 занятий.
1. «Крупеничка». Прослушивание аудиосказки Н. Телешова. Беседа по содержанию.
2. «Рисуем крупой».Выкладывание при помощи семян и круп различных фигур, цифр, букв, растительных орнаментов, силуэтов предметов, птиц, животных и т.д.
3. «Сухой бассейн». Описание найденных предметов.
По одному занятию содержали следующие КОП: «Пришла Коляда-отворяй ворота!», «Сказка о язычке», «Чудо снежное».
Применив опыт коллег городского методического объединения по работе с Google формами, создана викторину «Знатоки творчества С.Я Маршака». Дети с большим удовольствием приняли в ней участие,так же сняли ролик по произведениям поэта. В такой необычной форме за 2 занятия прошла КОП «Ребятам о зверятах».
КОП «Знатоки родного города»
Просмотр презентации. Беседа по содержанию «Мой любимый город»
Чтение художественной литературы С. Маршак «Хороший день»
Лепка (пластилинография) «Дома на нашей улице»
Аппликация в стиле коллаж «Наш город»
«Мой Волгодонск». Составление рассказа о любимом городе.
Рисование «Улицы нашего города»
Поистине ярким и насыщенным событием для нашей группы компенсирующей направленности было проведение практики «Покровская Ярмарка на Дону», реализация которой происходила в тесном, творческом взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Дети узнали, как проходила Покровская ярмарка на Дону, познакомились с традициями и обычаями ее проведения, пополнили словарь новыми казачьими словами, разучили пословицы, услышали песни, познакомились с элементами казачьего костюма, предметами быта и т.д.
Таким образом, в результате реализации краткосрочных образовательных практик в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР в ДОУ:
происходит обогащение детского развития, по всем направлениям , в том числе и всем компонентам речевого развития (развитие понимания речи, лексико –грамматических средств языка, формирование связной речи, развитие звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, просодических компонентов речи, неречевых психических функций);
разрабатывается спектр КОП для дошкольников по пяти образовательным областям с целью создания социальной ситуации развития;
происходит построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
за счет введения КОП расширяется образовательное пространство ДОУ;
вводятся новые формы партнёрства с родителями;
родители становятся непосредственными участниками в выборе образовательной траектории своих детей;
создается банк методических разработок педагогов.
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Л.С. Выготского, которые, как нельзя лучше, демонстрируют необходимость реализации краткосрочных образовательных практик в ДОУ:
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра способен выполнить самостоятельно!»
Уважаемые коллеги, желаю успехов в вашей профессиональной деятельности!