Наименование занятия | Уроки самопознания по разделу «Быть человеком» (5 по счёту в разделе) Тема: «От дисциплины к долгу» (1 час) |
Ценность | Праведное поведение . |
Качества | Выполнять обещание, смелость, честность в поступках, говорить правду, уважение ко всем. |
Цель | Воспитывать детей к общечеловеческим ценностям как праведное поведение через осознание соблюдения дисциплины и долга. Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга. |
Задачи | - учить детей, быть честными, выполнять обещание; - развивать стремление говорить правду, проявлять уважение ко всем ; - воспитывать детей умением вести себя правильно, проявлять послушание; |
Основные идеи, отработанные на занятии | Вовлечение в групповую работу. Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы, уметь слушать мнение других детей и высказывать своё. |
Результаты обучения | Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения. Научились выборочному и выразительному чтению произведений. Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга. |
Ресурсы (материалы, источники) | «Самопознание» учебник для 7 класса общеобразовательной школы / Дополнительный материал: притча, сказка. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация, караоке. Бумага А 4, фломастеры, стикеры. |
Содержание урока № 1 | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Позитивный настрой: «Мысленная прогулка в лес» 3 мин. | Под спокойную музыку учитель говорит: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. …. | Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу. |
Позитивное высказывание (цитата) 5 мин. | Цитата нашего урока: «Без дисциплины жить – добру не быть»(Народная мудрость) Как вы понимаете это высказывание? Что такое добро? Слова дисциплина как вы понимаете? | Прочтение цитаты вслух всем классом сначала тихо, потом четко и громко. Беседуют по содержанию цитаты. Обсуждают в группах ответы на вопросы. |
Демонстрация видеоролика 10 мин. | Видеоролик «Добро и зло – твой нравственный выбор» https://www.youtube.com/watch- Приходилось ли вам оказывать поддержку и помощь другим людям? | Рассказывают о своих поступках из жизни, дают им оценку. |
Рассказывание истории (беседа) 8 мин. | «Притча о долге» "Юный Руперт стоял у края дороги, глядя на спешащую мимо толпу. Через какое-то время он увидел друга. "Куда это вы все так торопитесь?" - спросил он….. Почему Руперт не пошёл искать королевский изумруд? Какой долг он исполнил? Как он был за это вознаграждён? | Слушают сказку «Кузнечик и улитка». Характеризуют героев и объясняют мотивы их поведения. Объясняют в чем смысл притчи. |
Познавательная минутка. 2 мин. | Дисциплина - это правила, обязательные для каждого человека. Придерживаться дисциплины - значит вести себя правильно. Правильные мысли, слова и поступки - главное в поведении человека. Когда мы соблюдаем дисциплину, мы выполняем свой долг. Когда выполняем свой долг, излучаем доброту. Когда излучаем доброту, обретаем дружбу. Когда обретаем дружбу, наполняемся доверием. | Ученики обсуждают и записывают в тетради. |
Творческая деятельность, групповая работа 10 мин | Творческое задание: Составить коллаж и рассказ на тему «Золотые правила нравственности»
| Выполняют задания слайда и Отвечают на вопрос: - Что такое нраственность? Взаимооценивание. Дают оценку каждой группе, учитывая содержание, творчество. |
Групповое пение 3 мин. | Содержание песни «Прекрасное далеко» отражает тему урока. | Исполняют песню под караоке. |
Домашнее задание 1 мин. | Сделать коллаж на тему «Долг перед семьей» | |
Рефлексия Заключительная минута урока 3 мин. | Минутка тишины. - Закройте глаза и представьте себя наедине…со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вспомните, что мы делали на уроке, что вы решили сделать для своих родных и близких. Спасибо за урок. | Рефлексия. Делают выводы по уроку, подводят итоги. |
Анализ и оценивание урока | | |
Изменения к уроку | | |
Наименование занятия | Уроки самопознания по разделу «Быть человеком» (6 по счёту в разделе) Тема: «От дисциплины к долгу» (1 час) |
Ценность | Праведное поведение . |
Качества | Выполнять обещание, смелость, честность в поступках, говорить правду, уважение ко всем. |
Цель | Воспитывать детей к общечеловеческим ценностям как праведное поведение через осознание соблюдения дисциплины и долга. Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга. |
Задачи | - учить детей, быть честными, выполнять обещание; - развивать стремление говорить правду, проявлять уважение ко всем ; - воспитывать детей умением вести себя правильно, проявлять послушание; |
Основные идеи, отработанные на занятии | Вовлечение в групповую работу. Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы, уметь слушать мнение других детей и высказывать своё. |
Результаты обучения | Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения. Научились выборочному и выразительному чтению произведений. Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга. |
Ресурсы (материалы, источники) | «Самопознание» учебник для 7 класса общеобразовательной школы / Дополнительный материал: притча, сказка. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация, караоке. Бумага А 4, фломастеры, стикеры. |
Содержание урока № 1 | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Позитивный настрой: «Свет» 3 мин. | Под спокойную музыку учитель говорит: Сядьте как Вам удобно. Закройте глаза. Мы выходим с Вами из класса. Берём за руку своего одноклассника и идём с ним на берег речки. Через речку перекинут красивый мостик. Мы останавливаемся с вами на мостике и вглядываемся в чистую, прозрачную воду. Видим как весело резвятся рыбки в воде, видна каждая травинка, каждый камешек. От воды веет прохладой и спокойствием. Нам спокойно в этом мире. Но пора возвращаться. Входим в наш класс, открываем глаза. Я рада видеть вас всех здесь и сейчас! | Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу. |
Позитивное высказывание (цитата) 5 мин. | «Поступай так, как велит тебе долг человека», – так считает Цицерон. - Что такое долг? Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. – Как вы понимаете высказывание? | Прочтение цитаты вслух всем классом сначала тихо, потом четко и громко. Беседуют по содержанию цитаты. Обсуждают в группах ответы на вопросы. |
Демонстрация видеоролика 10 мин. | Видеоролик «Моральный выбор и ответственность» https://www.youtube.com/watch?v=vuQAWD2dqLg Ответить на проблемный вопрос: -Как моральный выбор зависит самодисциплины человека? - Как помогли одноклассники Серёже? - Чем отличаются понятия «Ответственность» и «долг»? | Дают совет, как правильно нужно поступить героям. |
Рассказывание истории (беседа) 8 мин. | Рассказывание истории «Разум, чувства и воля» (притча) Вопросы для анализа: | Слушают притчу«Разум, чувства и воля». Объясняют в чем смысл притчи. |
Познавательная минутка. 2 мин. | «Разум есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него. Он приобретается опытом и образованностью. Разум таится в человеке: не виден он, пока не обнаружит его образованность и не даст ему силы и опыт; когда же утвердится он, то первым устремляется к добру и отгоняет всякий вред». Абдаллах ибн Аль-Мукаффа | |
Творческая деятельность, групповая работа 10 мин | Творческое задание: 1) Задание № 1 Напишите, какими качествами характера должен обладать человек с развитым чувством долга 2) Задание № 2 Подумайте, в чём заключается долг: сына или дочери; ученика; гражданина; каждого человека. | Выполняют задания слайда и Отвечают на вопрос: - Что такое долг и как он прявляется? Взаимооценивание. Дают оценку каждой группе, учитывая содержание, творчество. |
Групповое пение 3 мин. | Содержание «ТЫ – человек» на слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова. отражает тему урока. | Исполняют песню под караоке. |
Домашнее задание 1 мин. | Сделать коллаж на тему «Долг перед обществом» | |
Рефлексия Заключительная минута урока 3 мин. | Минутка тишины. - Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было сегодня на уроке. Мысленно откроем наше сердце, положим всё это в него и сохраним. Спасибо всем за работу на уроке. | Рефлексия. Делают выводы по уроку, подводят итоги. |
Анализ и оценивание урока | | |
Изменения к уроку
| | |