Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Карлинская средняя школа имени И.С.Полбина
Принято на заседании
Педагогического Совета Протокол №____
От «____» _____ 2020г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_____________
Горячев Р.Н. «____» ____ 2020г.
.
Краткосрочная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
по зоологии
«Начинающий животновод».
Уровень программы – базовый
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 2 месяца
Автор- составитель
Каленова Ирина Александровна
учитель географии, биологии
и химии МКОУ»Карлинская сш
им.И.С.Полбина»
С.Карлинское.
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по естествознанию «Начинающий животновод» разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных общеразвивающих программ.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Направленность программы - естественнонаучная.
Направление программы. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Актуальность программы: В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением родного края, научить видеть отличительные особенности животных, радоваться общению с ними.
Ведение этого курса связано с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана.
На занятиях используются различные формы: беседы, конкурсы, викторины. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают зарисовки, выполняют схемы, работу по карточкам).
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с животным миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист" разработана на основе программы курса В.А. Ясвина «Азбука содержания животных», содержащегося в "Примерных программах внеурочной деятельности. Начальное и основное образование" (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского (М.: Просвещение. 2010 - Стандарты второго поколения). В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.
Отличительные особенности
Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
Программа является модифицированной.
Адресат программы –
Программа разработана для детей 7-12 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание общаться с природой и окружающим миром. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности обучающихся и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.
Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе
Объем и срок освоения программы
Рассчитана на 16 часов , занятия проводятся 2 раза в неделю по вторникам и четвергам по 1 часу с 1 июля по 25 августа 2020 года.
Уровень программы - базовый
Форма обучения - дистанционная
Особенности организации образовательного процесса
Состав групп однородный, смешанный. Возраст детей – 7-12 лет.
Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей разного возраста. Количество детей в группе обусловлено спецификой подготовки образовательного процесса.
Форма занятий – индивидуальная.
Педагогическая целесообразность
Мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей на занятиях чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит выполнение поставленных задач. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается выполнить свою работу достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого ребенка.
Основные дидактические принципы программы:
Доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
Основными формами образовательного процесса являются: беседы, викторины; коллективные творческие дела; выставки; трудовые дела; наблюдение учащихся за явлениями в природе; просмотр и обсуждение кинофильмов; проекты, исследования.
Особенность организации - работа с семьей.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей;
Предоставление обучающемуся свободы в выборе методов реализации идеи, в выборе способов работы, в выборе собственного проекта. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.Среди методов такие, как объяснение, лекция, конкурсы, выставки, эксперименты, а также чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.
ЦЕЛЬ и задачи ПРОГРАММЫ
Цель программы "Начинающий животновод" - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованны способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы экологического профиля:
Личностные:
развивать природные задатки и способности детей;
учить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные:
воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;
внедрять эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшать психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве;
укреплять здоровье воспитанников;
развивать творческую активность каждого ребёнка;
укреплять связи между семьёй и школой.
Образовательные:
учить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;
формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
осваивать опыт практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.
Учебно-тематический план.
Тема | Кол-во занятий | |
Общее кол-во занятий | Теория | Практика | Форма аттестации |
1. Как животные оказались в нашем жилище. | 1 | 1 | - | Составление словарика терминов |
2.Почему мы любим животных. | 2 | 1 | 1 | Конкурс эрудитов |
3.Собаки – самые верные друзья человека. | 2 | 1 | 1 | Викторина |
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе. | 2 | 1 | 1 | Ребусы, кроссворды, загадки о животных |
5.Пернатая радуга – домашние птицы | 2 | 1 | 1 | Выставка рисунков |
6.Кролики | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра |
7.Школа для ваших любимцев. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа по теме |
8.Мы в ответе за тех, кого приучили. | 2 | 1 | 1 | Фотовыставка Практикум "Помощь пострадавшим животным" |
9.Итоговое занятие. Презентация, выставка. | 1 | - | 1 | Презентация, выставка рисунков |
Итого | 16 | 8 | 8 | |
Содержание программы.
Как животные оказались в нашем жилище?
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные - помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и т.д. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми. Отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов-любителей животных.
Собаки – самые верные друзья человека.
Основы практической кинологи - науке о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающие у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов "Наши друзья - собаки".
Кошки, которые не гуляют сами по себе
Основы практической фелиологии- науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приемов ухода за взрослой кошкой.
Домашние птицы
Основы содержания домашних птиц. Основные группы домашних птиц. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания домашних птиц.Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки помещения и гнезд..
Кролики. Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в клетке. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая кроликов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания кроликов
Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных
Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных, Как достичь успеха в своем увлечении животными . Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 - октября всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приемов фотографирования птиц и животных
Итоговое занятие. Презентация, выставка
Подведение итогов занятий. Подготовка презентации, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Оформление календарно- учебного графика.
№ занятия | Тема | Общее кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата по плану | Дата по факту | Причина отставания |
1 | Как животные оказались в нашем жилище. | 1 ч. | Рассказ, беседа | Словарик терминов. | | | |
| | | | | | |
2 | Почему мы любим животных. | 2 ч. | Беседа | | | | |
3 | Практическая работа. Конкурс эрудитов. | Практикум | | | | |
4 | Собаки – самые верные друзья человека. | 2ч. | Беседа, презентация | | | | |
5 | Практическая работа. Наши друзья - собаки. | Практикум | | | | |
| | | | | | |
6 | Кошки, которые не гуляют сами по себе. | 2 ч. | Беседа, презентация | | | | |
7 | Практическая работа. Уход за взрослой кошкой. | Практикум | | | | |
| | | | | | |
8 | Домашние птицы. | 2ч. | Беседа, обсуждение | | | | |
| | | | | | |
9 | Практическая работа. Уход за птицами. | Практикум | | | | |
10 | Кролики | 2ч. | Игра, наблюдение | | | | |
11 | Практическая работа. Жильё кролика. | Практикум | | | | |
| | | | | | |
12 | Школа для ваших любимцев. | 2 ч. | Рассказ, презентация | | | | |
13 | Практическая работа. Дрессировка животных. | Практикум | | | | |
| | | | | | |
14 | Мы в ответе за тех, кого приучили. | 2 ч. | Беседа, обсуждение | | | | |
15 | Практическая работа. Животные и птицы на фото. | Практикум | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
16 | Итоговое занятие. Выставка рисунков "Мир животных и птиц". | 1. | Тестирование Выставка | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Во внеурочной деятельности используются различные формы организации воспитанников:
занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;
занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;
занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;
занятия, основанные на имитации общественной деятельности: ученый совет, пресс-конференция, круглый стол.
Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.
Используются и различные методы организации занятий:
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;
наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы;
метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка;
исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты;
методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения (тренинг, упражнения); письменные работы (составление сообщений);
графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, работа с определителями, с картами, схемами;
исследовательские методы: проведение опытов;
методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц);
проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание творческих работ;
метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные; игра-конкурс, игра-путешествие, деловая игра;
психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение, анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В учебно-воспитательный процесс следует включать воспитательные мероприятия, выставки.
Формы аттестации
Диагностика результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки результатов итоговой выставки. Основными критериями диагностики являются и главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта
Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.
Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
контроль;
проверку;
оценивание;
накопление статистических данных и их анализ;
выявление их динамики;
прогнозирование результатов.
Наряду с обучающими задачами, программа «Юный натуралист» призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.
Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.
В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д.
Оценочные материалы
В целях контроля и оценки результатов проводятся:
- текущий контроль по основным разделам программы: конкурсы, викторины, игра-опрос, мини-доклады;
- промежуточная аттестация – творческие проекты.
Итоги проведения мероприятий обсуждаются с учащимися, с родителями.
Виды контроля.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный контроль |
В начале реализации программы. | Определение уровня развития детей. | Беседа, опрос. |
Текущий контроль |
В течение работы над программой | Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, практическое задание, опрос, самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль |
По окончании изученной темы. | Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения. | Творческая работа, выставка, презентация, практикум, тестирование, анкетирование |
Итоговый контроль |
В конце реализации проекта | Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее, (в т. ч. самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Выставка творческих работ, презентация проектов, коллективный анализ работ, отзыв, портфолио, тестирование, анкетирование. |
Методические материалы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» отражает все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;
- ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека;
- нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении;
- практически-деятельностный аспект содержания - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать.
Программа построена на четырех основных направлениях работы:
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний дошкольников.
Познавательно-развлекательное направление работы включает знакомства учащихся с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это экологические игры, игры-путешествия, дидактические игры и т.д.
Практическое направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, связанное с практическими делами, охраной уникальных и редких цветов, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения дошкольников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Используемые на занятиях методы и приемы: метод эвристической беседы, объяснительно-иллюстративный метод, исследовательски-поисковый метод.
Также содержание программы предусматривает использование таких форм проведения занятий как: просмотр фильмов о жизни, традициях и быте коренных народов Севера, экскурсии в природу. Такой подход позволяет подвести обучающихся к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
В предлагаемой программе используются различные виды педагогических технологий:
1. Технология проблемного обучения, которая направлена на экологическое воспитание детей с применением дидактических принципов доступности.
2. Технология развивающего обучения, которая направлена на экологическое воспитание детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» построена на принципах развивающего обучения (В.В. Давыдова) и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения мыслить самостоятельно, находить ответы с помощью наблюдений, а также с учетом местных условий: эколого-географических и национально-культурных.
ЛИТЕРАТУРА
Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.
Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. – М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. – М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. – М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.
Мередит С Хомячки / С Мередит. – М,, 1999. Пайере X. Кошка/X. Пайерс. – М., 1997. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. – М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М