СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочная программа ДПО по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая  программа

естественно-научной направленности

по зоологии «Начинающий животновод».

 

Уровень программы – базовый  

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная программа ДПО по биологии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Карлинская средняя школа имени И.С.Полбина



Принято на заседании

Педагогического Совета Протокол №____

От «____» _____ 2020г

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы

_____________
Горячев Р.Н. «____» ____ 2020г.

.




Краткосрочная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

по зоологии
«Начинающий животновод».


Уровень программы – базовый



Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 2 месяца




Автор- составитель

Каленова Ирина Александровна

учитель географии, биологии

и химии МКОУ»Карлинская сш

им.И.С.Полбина»









С.Карлинское.

2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по естествознанию «Начинающий животновод» разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных общеразвивающих программ.

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Направленность программы - естественнонаучная.

Направление программы. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.


Актуальность программы: В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением родного края, научить видеть отличительные особенности животных, радоваться общению с ними.

Ведение этого курса связано с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.



Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана.

На занятиях используются различные формы: беседы, конкурсы, викторины. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают зарисовки, выполняют схемы, работу по карточкам).

Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с животным миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист" разработана на основе программы курса В.А. Ясвина «Азбука содержания животных», содержащегося в "Примерных программах внеурочной деятельности. Начальное и основное образование" (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского (М.: Просвещение. 2010 - Стандарты второго поколения). В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.





Отличительные особенности


Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.


Программа является модифицированной.

Адресат программы

Программа разработана для детей 7-12 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание общаться с природой и окружающим миром. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности обучающихся и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе



Объем и срок освоения программы

Рассчитана на 16 часов , занятия проводятся 2 раза в неделю по вторникам и четвергам по 1 часу с 1 июля по 25 августа 2020 года.



Уровень программы - базовый   

 

Форма обучения - дистанционная

Особенности организации образовательного процесса

Состав групп однородный, смешанный. Возраст детей – 7-12 лет.

Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей разного возраста. Количество детей в группе обусловлено спецификой подготовки образовательного процесса.


Форма занятий – индивидуальная.


Педагогическая целесообразность

Мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей на занятиях чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит выполнение поставленных задач. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается выполнить свою работу достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого ребенка.


Основные дидактические принципы программы:

Доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
Основными формами образовательного процесса являются: беседы, викторины; коллективные творческие дела; выставки; трудовые дела; наблюдение учащихся за явлениями в природе; просмотр и обсуждение кинофильмов; проекты, исследования.

Особенность организации - работа с семьей.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей;

Предоставление обучающемуся свободы в выборе методов реализации идеи, в выборе способов работы, в выборе собственного проекта. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.Среди методов такие, как объяснение, лекция, конкурсы, выставки, эксперименты, а также чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.



ЦЕЛЬ и задачи ПРОГРАММЫ

Цель программы "Начинающий животновод" - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованны способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи программы экологического профиля:

Личностные:

  • развивать природные задатки и способности детей;

  • учить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

Метапредметные:

  • воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;

  • внедрять эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • улучшать психологическую и социальную комфортность в  едином  воспитательном пространстве;

  • укреплять здоровье воспитанников;

  • развивать творческую активность каждого ребёнка;

  • укреплять связи между семьёй и школой.

Образовательные:

  • учить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;

  • формировать  у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;

  • осваивать опыт практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.



Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во занятий


Общее кол-во занятий

Теория

Практика

Форма аттестации

1. Как животные оказались в нашем жилище.

1

1

-

Составление словарика терминов

2.Почему мы любим животных.

2

1

1

Конкурс эрудитов

3.Собаки – самые верные друзья человека.

2

1

1

Викторина

4.Кошки, которые не гуляют сами по себе.

2

1

1

Ребусы, кроссворды, загадки о животных

5.Пернатая радуга – домашние птицы

2

1

1

Выставка рисунков

6.Кролики

2

1

1

Ролевая игра

7.Школа для ваших любимцев.

2

1

1

Творческая работа по теме

8.Мы в ответе за тех, кого приучили.

2

1

1

Фотовыставка

Практикум "Помощь пострадавшим животным"

9.Итоговое занятие.

Презентация, выставка.

1

-

1

Презентация, выставка рисунков

Итого

16

8

8




Содержание программы.



  1. Как животные оказались в нашем жилище?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные - помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и т.д. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

  1. Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми. Отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов-любителей животных.

  1. Собаки – самые верные друзья человека.

Основы практической кинологи - науке о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающие у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов "Наши друзья - собаки".

  1. Кошки, которые не гуляют сами по себе

Основы практической фелиологии- науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приемов ухода за взрослой кошкой.

  1. Домашние птицы

Основы содержания домашних птиц. Основные группы домашних птиц. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания домашних птиц.Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки помещения и гнезд..

Кролики. Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в клетке. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая кроликов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания кроликов

  1. Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных

  1. Мы в ответе за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных, Как достичь успеха в своем увлечении животными . Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 - октября всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приемов фотографирования птиц и животных

  1. Итоговое занятие. Презентация, выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка презентации, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.




Оформление календарно- учебного графика.


№ занятия

Тема

Общее кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата по плану


Дата по факту

Причина отставания

1

Как животные оказались в нашем жилище.

1 ч.

Рассказ, беседа

Словарик терминов.











2

Почему мы любим животных.

2 ч.

Беседа





3

Практическая работа. Конкурс эрудитов.

Практикум





4

Собаки – самые верные друзья человека.

2ч.

Беседа, презентация





5

Практическая работа. Наши друзья - собаки.

Практикум












6

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

2 ч.

Беседа, презентация





7

Практическая работа. Уход за взрослой кошкой.

Практикум












8

Домашние птицы.

2ч.

Беседа, обсуждение












9

Практическая работа. Уход за птицами.

Практикум





10

Кролики

2ч.

Игра, наблюдение





11

Практическая работа. Жильё кролика.

Практикум












12

Школа для ваших любимцев.

2 ч.

Рассказ, презентация





13

Практическая работа. Дрессировка животных.

Практикум












14

Мы в ответе за тех, кого приучили.

2 ч.

Беседа, обсуждение





15

Практическая работа. Животные и птицы на фото.

Практикум



















16

Итоговое занятие.

Выставка рисунков "Мир животных и птиц".

1.

Тестирование

Выставка





























Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:


Во внеурочной деятельности используются различные формы организации воспитанников:

  • занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;

  • занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;

  • занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;

  • занятия, основанные на имитации общественной деятельности: ученый совет, пресс-конференция, круглый стол.

Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.

Используются и различные методы организации занятий:

  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;

  • наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы;

  • метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка;

  • исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты;

  • методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения (тренинг, упражнения); письменные работы (составление сообщений);

  • графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, работа с определителями, с картами, схемами;

  • исследовательские методы: проведение опытов;

  • методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц);

  • проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание творческих работ;

  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные; игра-конкурс, игра-путешествие, деловая игра;

  • психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение, анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

В учебно-воспитательный процесс следует включать воспитательные мероприятия, выставки.


Формы аттестации

Диагностика результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки результатов итоговой выставки. Основными критериями диагностики являются и главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта

Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.

Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:

  • контроль;

  • проверку;

  • оценивание;

  • накопление статистических данных и их анализ;

  • выявление их динамики;

  • прогнозирование результатов.

Наряду с обучающими задачами, программа «Юный натуралист» призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.

Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.

В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д.


Оценочные материалы

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

- текущий контроль по основным разделам программы: конкурсы, викторины, игра-опрос, мини-доклады;

- промежуточная аттестация – творческие проекты.

Итоги проведения мероприятий обсуждаются с учащимися, с родителями.


Виды контроля.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

В начале реализации программы.

Определение уровня развития детей.

Беседа, опрос.

Текущий контроль

В течение работы над программой

Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, практическое задание, опрос, самостоятельная работа.

Промежуточный контроль

По окончании изученной темы.

Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.

Творческая работа, выставка, презентация, практикум, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль

В конце реализации проекта

Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее, (в т. ч. самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка творческих работ, презентация проектов, коллективный анализ работ, отзыв, портфолио, тестирование, анкетирование.




Методические материалы

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» отражает все аспекты содержания экологического образования:

- научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;

- ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека;

- нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении;

- практически-деятельностный аспект содержания - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать.

Программа построена на четырех основных направлениях работы:

  • познавательном;

  • познавательно-развлекательном;

  • практическом;

  • исследовательском.

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний дошкольников.

Познавательно-развлекательное направление работы включает знакомства учащихся с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это экологические игры, игры-путешествия, дидактические игры и т.д.

Практическое направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, связанное с практическими делами, охраной уникальных и редких цветов, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения дошкольников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Используемые на занятиях методы и приемы: метод эвристической беседы, объяснительно-иллюстративный метод, исследовательски-поисковый метод.

Также содержание программы предусматривает использование таких форм проведения занятий как: просмотр фильмов о жизни, традициях и быте коренных народов Севера, экскурсии в природу. Такой подход позволяет подвести обучающихся к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

В предлагаемой программе используются различные виды педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения, которая направлена на экологическое воспитание детей с применением дидактических принципов доступности.

2. Технология развивающего обучения, которая направлена на экологическое воспитание детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» построена на принципах развивающего обучения (В.В. Давыдова) и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения мыслить самостоятельно, находить ответы с помощью наблюдений, а также с учетом местных условий: эколого-географических и национально-культурных.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земно­водные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.

  3. Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.

  4. Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дуро­ва. – М., 1993.

  5. Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для лю­бителей птиц / Э. С. Жердев. – М., 1988.

  6. Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.

  7. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.

  8. Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.

  9. Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. – М., 1984.

  10. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.

  11. Мередит С Хомячки / С Мередит. – М,, 1999. Пайере X. Кошка/X. Пайерс. – М., 1997. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрирован­ная энциклопедия / В. Д. Полонский. – М., 2000.

  12. Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.

  13. Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.

  14. Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.

  15. Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.

  16. Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.

  17. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!