МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЛИЦЕЙ ПРИ УлГТУ»
| Принята на заседании педагогического совета от «__»__________2020 г. Протокол №___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Лицей при УлГТУ __________ Н.М. Котельникова «__»__________2020 г. |
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Руки не для скуки»
(базовый уровень , 24 часа)
Объединения «Создавая красоту»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: июнь - июль 2020 год
Разработчик программы:
Уба Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Ульяновск, 2020
Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Раздел 1
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цель и задачи программы.
1.3 Содержание программы «Руки не для скуки».
1.4 Планируемые результаты.
Комплекс организационно - педагогических условий
Раздел 2
2.1 Календарный учебный график на 2020уч. год.
2.2 Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.
2.7 Соответствие программы нормативным документам.
Раздел 1
1.1 Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Руки не для скуки” имеет художественную направленность, предназначена для оказания дополнительных образовательных услуг в условиях МБОУ Лицей при УлГТУ в летний оздоровительный период. Программа адаптирована для реализации в условиях временного ограничения занятий в очной форме и включает все необходимые инструменты электронного обучения.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
Положение об объединении (локальный акт).
Актуальность программы.
В учебно-воспитательной работе с детьми все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа с материалом. Программа способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.
Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает его пространственное воображение и конструкторские способности, совершенствует моторику, аккуратность, наблюдательность и координацию. Изготовление дизайнерских изделий от идеи до ее воплощения, возможность почувствовать себя «создателем прекрасного» напрямую связано с процессами восприятия и познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими людьми.
Адресат программы: Программа предназначена для детей 7 – 11 лет.
1.2. Цель программы: создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий.
Задачи:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
совершенствование умения и формирование навыков работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;
развитие мелкой моторики рук;
развитие воображения, представления, глазомера, эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитательные:
воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников.
Объем и срок освоения программы.
Программа «Руки не для скуки» разработана для занятий с учащимися младшего школьного возраста и ориентирована на поэтапное освоение материала дистанционно (мастер-классы в режиме онлайн и офлайн посредством Skype, Viber, WhatsApp, соцсеть ВКонтакте).
Режим занятий. Продолжительность занятий установлена на основании Инструктивно-методическим письмом - приложение к письму Министерства образования Ульяновской области от 15 апреля 2020 г. N 2738. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия в режиме on-lain 30 минут, в режиме офлайн 2 занятия по 30 мин. Перемена между занятиями – 10 минут.
Форма обучения – очная с использованием ЭОР и дистанционных технологий. Используются следующие виды и формы занятий:
видео – занятия, презентации, мастер – классы;
тесты, диагностические задания в режиме;
консультации;
участие в выставках, конкурсах.
Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом программы детского объединения группы сформированы из обучающихся одной возрастной категории. Состав группы – постоянный. Количество обучающихся в группе – не менее 12 человек.
1.3. Содержание программы.
Знакомство с группой, программой обучения на текущий период и расписанием.
Организационные вопросы.
. Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, клеем.
2. Торцевание.
Теория:
Разнообразие бумаги, ее виды, как правильно выбрать бумагу для определенного изделия .
Что такое торцевание.
Какая бумага используется при работе в технике торцевания.
Инструменты и материалы, используемые при работе по заданию.
Правила пользования материалами и инструментами.
Практическая часть:
Подбор картинки для выполнения.
Перевод картинки на основу.
Изготовление открытки-аппликации в технике торцевания.
3. Айрис-фолдинг.
Теория:
Разнообразие бумаги, ее виды, как правильно выбрать бумагу для определенного изделия.
Правила пользования материалами и инструментами.
Основные правила работы в технике айрис-фолдинг.
Практическая часть:
Подбор оттенков.
Заготовка элементов для панно.
Выполнение декоративного панно.
4. Декупаж.
Теория:
Историческая справка о технике декупаж.
Инструменты и материалы для декупажа.
Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).
Виды сушки изделий (основная, после окрашивания).
Способы устранения повреждений в процессе изготовления изделия.
Практическая часть.
Выбор основы для готового изделия (ваза, рамка для фото, кашпо и пр.).
Подбор материалов для выполнения задуманного изделия.
Изготовление изделия в технике декупаж.
5. Подготовка и участие в конкурсах, выставках.
Теория:
Информация о проводимых в период конкурсах и выставках.
Критерии оценки и сроки проведения.
Практическая часть:
Групповые и индивидуальные занятия по подготовке к участию в городских выставках и конкурсах различного масштаба (внутришкольные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные).
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за период, анализ работ, тест, обмен мнениями, поздравление призеров конкурсов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество занятий | Форма организации занятия | Формы аттестации\контроля |
1 | Введение в программу и ТБ | 2 | Групповая онлайн, индивидуально – тест на знание правил ТБ | тест |
2 | Торцевание (объемная открытка) | 6 | Групповая консультация онлайн, Индивидуальные консультации офлайн | фотоотчет |
3 | Айрис-фолдинг (панно) | 4 | Мастер-класс, групповая консультация онлайн, Индивидуальные консультации офлайн | фотоотчет |
4 | Декупаж (рамка, ваза) | 6 | Мастер-класс, групповая консультация онлайн, Индивидуальные консультации офлайн | фотоотчет |
5 | Подготовка и участие в конкурсах, выставках | 4 | Групповая онлайн, индивидуально консультации офлайн | Дипломы, сертификаты |
6 | Итоговое занятие | 2 | Групповая онлайн, индивидуально - тест офлайн | диагностика |
| ИТОГО | 24 | | |
1.4. Планируемые результаты.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
ознакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
ознакомятся с приемами изготовления изделий в техниках торцевание, папье-маше, айрис-фолдинг, декупаж.