СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткое понятие о костной и мышечной системах.Соединение костей между собой

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке обучающиеся знакомятся с понятиеями о костной и мышечной системах,о соединении костей между собой.

Просмотр содержимого документа
«Краткое понятие о костной и мышечной системах.Соединение костей между собой»

Зантяие 2

Тема: Краткое понятие о костной и мышечной системах. Соединение костей между собой.

1. Цель занятия:

Образовательная:

1) Ознакомить с программой и задачами предмета «Пластическая анатомия ». Указать, на основную цель изучения пластической анатомии - ознакомление со строением фигуры в целом, с методикой построения всей фигуры в покое и в движении.2) Дать понятие о так называемой « нормальной » анатомии и собственно пластической анатомии, подчеркнуть их различия.3) Кратко рассмотреть понятие о костной и мышечной системах, о соединение костей между собой. Кожный покров.3) Дать краткие сведения из истории пластической анатомии.

Воспитательная: Воспитывать умение наблюдать окружающий мир.

Оборудование: Живая модель, скелет человека, муляжи, учебные пособия М.Ц. Рабиновича, анатомический атлас, таблицы, набор костей скелета человека

Материал: бумага, формат А-3, альбомы для зарисовок, карандаш.


2. Студент должен знать и уметь:

- Анализировать зависимость внешних форм от внутреннего содержимого ( костные основы туловища в конкретных случаи.) В чем определяется прямая анатомическая связь?

- Знать детали строения костей, соединение между ними, строение суставов.

- Знать виды мышечной ткани, особенности внешнего и внутреннего строения. Функции.

- Знать хронологию исторических событий развития пластической анатомии.

- Знать анатомическую терминологию.


Содержание занятия:

I.Изучение нового материала

Плотным остовом нашего тела является костный скелет, который поддерживает и защищает внутренние органы. Отдельные кости соединяются между собой различными способами, большинство их приводится в движение мышцами по типу рычага. Большинство из 233 костей составляющих скелет, - парные. Те же их них, которые не являются парными, например, позвонки, состоят из двух симметричных половин.



Рис.1. Строение длинной трубчатой кости ( 1- головка, 2 – ямка, 3 – хрящ, 4 – красный костный мозг, 5 – надкостница, 6 – костная ткань тела кости, 7 – желтый костный мозг. )

Классификация костей (демонстрация набора костей, скелет человека):

Различают кости длинные, короткие, плоские и смешанные.

Кости конечностей – длинные, цилиндрической формы. Концы, так называемых, трубчатых костей толще, чем их средняя часть; они слегка S – образно изогнуты. Такую форму имеет плечевая кость. В самых подвижных частях тела, например, в кисти и стопе, находятся мелкие кости. Встречаются кости резко отличающиеся от остальных по своей неправильной форме. К ним относятся некоторые кости черепа. Суставные, цилиндрические кости состоят снаружи из слоя плотного костного вещества, а внутри – из множества тонких «балок», расположенных в направлении растяжения и сжатия. На пример, строение пяточной кости напоминает лестницу, ступеньки которой связаны между собой для обеспечения большей прочности.



Сх. Соединение костей между собой.





Непрерывное и неподвижное соединения костей – кости так скреплены друг с другом, что между ними совсем отсутствует движение (шовное соединение).

Непрерывное и малоподвижное (хрящевое соединение) обладает определенной гибкостью. Кости скреплены между собой хрящом. Это дает возможность костям незначительно сгибаться относительно друг друга.

Прерывистые и подвижные соединения - это соединения при помощи суставов.

Суставами или сочленениями, называют такие соединения, в которых между сочленяющимися костями имеется щель или полость, заполненная смазочной жидкостью и окруженная соединительнотканной сумкой. Кости, сочленяющиеся в суставах, соединяются и приводятся в движение мышцами. Движения в конечностях и других местах тела обычно бывают результатом движений в нескольких различных суставах.

Различают суставы: простые - сочленяются две кости; сложные или комбинированные - сочленении нескольких костей.

Соответствие сочленяющихся в суставе поверхностей костей по форме и размерам друг другу носит название конгруэнтность, а поверхности называют конгруэнтными. В случае когда поверхности недостаточно конгруэнтны, в некоторых суставах между ними залегают хрящи, исправляющие эти несоответствия.( пример- грудино- ключичный и нижнечелюстной суставы)

Строение сустава

С устав образуется двумя или несколькими костями. Кости соприкасаются своими концами, которые покрыты суставным хрящом и заключены в герметическую суставную сумку; внутренняя поверхность сумки выделяет облегчающую скольжение костей синовиальную жидкость (рис. 2. 1- ямка трубчатой кости, 2 - головка, 3 - хрящ, 4 – суставная жидкость, 5 – суставная сумка, 6 – надкостница ) Сумки суставов обычно укреплены с вязками. Направление и объем движений в суставе зависит от его формы.

Форма суставов (демонстрация на скелете человека):

Суставные поверхности имеют форму, напоминающую геометрические тела, и как эти тела они обладают соответствующими осями вращения. По числу осей вращения различают суставы: одноосные, двухосные, многоосные, плоские (рис. 3).

Одноосные суставы имеют одну ось вращения — это цилиндрические и блоковидные суставы.

(Пример цилиндрического: суставы между локтевой и лучевой костью ; демонстрация на скелете человека)

Блоковидные суставы — это разновидность цилиндрических. Пример: суставы между фалангами пальцев рук и ног

Двухосные суставы имеют две оси вращения — это эллипсоидные или яйцевидные, и седловидные суставы

Пример эллипсоидного-лучезапястный сустав, в нем возможны движения сгибания и разгибания и движения под прямым углом в стороны — отведения и приведения.

В седловидных суставах возможно движение вокруг двух осей: сгибание и разгибание, отведение и приведение. Пример - пястно-запястный сустав большого пальца между I пястной костью и большой многоугольной. Кроме того, в обоих суставах возможно круговое движение, когда, например, большому пальцу в его пястно-запястном суставе, при этом конец большого пальца, не вращаясь описывает в воздухе подобие круга.

Многоосные — шаровидные суставы — наиболее подвижные. Пример - плечевой сустав, в котором возможны самые разнообразные, в том числе и вращательные движения

Плоские суставы — сочленяющиеся в этих суставах кости могут лишь слегка скользить относительно друг друга, например, на своде стопы.

Рис.3 Схема различных видов суставов

1 цилиндрический 2 блоковидный

3 плоский 4 седловидный

5 яйцевидный 6 шаровидный












Если сочленяются две кости, сустав называется простым, при сочленении нескольких костей — сложным или комбинированный

2. Мышечная система

Основная функция мускулатуры — осуществлять движение.

Мышцы - активные органы движения. В покое, они сохраняют свойственную покою привычную глазу наблюдателя форму; производя же движения, меняют эту форму

Строение мышц

Внешнее строение. Все мышцы, входящие в состав системы органов движения построены из поперечно – полосатой мышечной ткани (скелетные мышцы, кожные, мимические, прикрепляющиеся к коже, а также мышцы некоторых внутренних органов – языка, глотки и др).

Каждая мышца состоит из сухожильной и мышечной части — брюшка. Строение обеих концов весьма разнообразно у мышц разной формы. Длинные мышцы чаще всего на обоих концах переходят в сухожилие; но есть мускулы, остающиеся мясистыми на всем протяжении Имеются мышцы, на одном конце которых расположено сухожилие, а на другом – мясистая часть. Расширенные в виде пластинок плоские сухожилия получили название апоневрозов.

Ф орма мышц весьма разнообразна. Мышцы бывают короткие, широкие и длинные. Короткие мышцы, за исключением лицевых, соединяют позвонки и в пластической анатомии почти не изучаются, широкие лежат плоскими массивами на больших участках туловища и зачастую образуют стенки вместилищ внутренних органов (например, мышцы живота), длинные мышцы расположены на руках и ногах.

Некоторые мышцы имеют форму более сложную. Мышца может начинаться и от нескольких участков на разных костях и на одной и той же кости (например, четырехглавая мышца бедра). Такие мышцы именуются: двуглавая, трехглавая, четырехглавая.

Функция мышц связана с их формой. Короткие и толстые мышцы производят сильные движения, но ограниченные по размаху, длинные мышцы производят движения большого размаха, но менее сильные.

Сокращаясь, мышцы изменяют свою форму; брюшко, укорачиваясь, выпячивается; при этом резко проявляется разница рельефа между брюшком и сухожилием.

Внутреннее строение

Внутреннее строение мышц зависит от характера расположения волокон.

В связи с этим различают: продольноволокнистые, перистые, веерообразные и круговые мышцы

Режим работы мышц.(мышечная механика )

Различные состояния мышц тесно связаны с режимом их работы. Работают мышцы по принципу рачага; мышца представляет собой силу, передвигаемая кость вместе с мягкими тканями – груз, а сустав точку опоры. Различают четыре режима действия мышц: статический, динамический, баллистический и смешанный.

Вспомогательные аппараты мышц развиваются из соединительной ткани, окружающей мышцы, и тесно связаны с функцией последних. К вспомогательным аппаратам относятся фасции, слизистые сумки и сесамовидные кости.

Функции: увеличивают поверхность для начального отдела мышц, устраняют трение и отделяют друг от друга мышцы антагонисты.

Фасции – это пластинки уплотненной соединительной ткани. Различают поверхностные, (располагаются в глубине подкожной жировой ткани ), и собственные фасций одевающие мышцы.

Собственные фасции выполняют важные функциональные задачи. Они одевают либо отдельные мышцы, образуя для них своеобразные футляры, либо охватывают целые группы мышц. Волокна фасции идут обычно поперек мышечных волокон. Оказывая мышцам во время их сокращения сопротивление, фасции не дают мышцам возможности смещаться в стороны, препятствуют таким образом деформации частей тела во время энергичных сокращений мышц.

В зависимости от функций и местоположения мышц их подразделяют и описывают как мышцы туловища, мышцы таза, мышцы нижних конечностей, мышцы плечевого пояса, мышцы верхних конечностей, мышцы шеи и мышцы головы.

Кожный покров.

Все тело человека покрыто кожей. В тех местах, где полости тела имеют выход во внешнюю среду, кожа переходит в слизистую оболочку, например в области рта.

Кожа большей частью непосредственно не примыкает к мускулам и костям. Под кожей залегает рыхлая соединительная ткань, которая распространяется на все органы тела, связывая их друг с другом, сглаживает неровности от выступающих над кожей частей скелета и придает телу округлость и мягкость. Эта ткань накапливает жир, который в зависимости от различных условий деятельности и здоровья данного организма обладает способностью или равномерно понемногу распределяться под кожей всего тела, или накапливаться неравномерно в разных местах иногда в большом количестве. Жир скопляется чаще всего в области ягодиц, живота, затылка, подбородка. Неравномерность отложения жира зачастую делает фигуру уродливой. Жировая ткань не влияет на основную анатомическую структуру, которая сохраняется полностью и у худых и у полных;

Жировая ткань в значительном количестве имеется в теле здоровых новорожденных и малолетних детей. Кроме того жировая ткань в значительно большем количестве откладывается на женском теле, нежели на мужском, чем и объясняется более гладкая поверхность женского тела.

II.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений студентов

Самостоятельная работа студентов

1) Рассмотреть и зарисовать строение предложенных костей, определяя при этом их форму.

2) Рассмотреть на скелете человека, схемах, суставы между локтевой и лучевой костью, суставы между фалангами пальцев рук и ног, лучезапястный сустав, плечевой, тазобедренный сустав. Зарисовать.

2) Используя таб. «Изображение человека на основах пластической анатомии», муляжи, рассмотреть и зарисовать форму мышц. муляж Рассмотреть на муляже, схемах - внутреннее строение мышц.

3) Ознакомиться с основными приемами при изучении костной и мышечной системы (методическая рекомендация)


Основные приемы при изучении костной и мышечной системы:

1. При изучении костей какой-нибудь конечности целиком, (например руки), приложите смонтированные кости руки к руке натурщика в том же положении, что и рука, и еще раз разберитесь: как залегают кости внутри мышц, прощупайте на живой руке кости среди мышц, насколько возможно; повторите костями движения живой руки. Кость внутри данной части тела натурщика зарисовывается таким образом, чтобы объемная кость как бы просвечивала сквозь мышцы, которые тоже непременно должны быть объемными.

2. Во всех зарисовках самое важное — правильное объемное построение, связь; ни тушевать, ни отделывать рисунки не нужно, да для этого и не хватит времени; впечатления объемности добиваться правильным построением и условной светотенью, четко представляя себе, как объемные (трехмерные) формы находятся в пространстве, под каким ракурсом к рисующему и как отдельные части сопрягаются друг с другом в суставах.

3. Разберите и зарисуйте по такому способу всю фигуру по частям. Благодаря этому, получится объемное представление о всем скелете: оно все время будет ассоциироваться с соответствующими частями тела, что является главным.

4. При изучении мускулатуры тоже производятся объемные зарисовки, используя при этом уже полученные знания для грамотного построения рисунка. Зарисовки желательно делать с живой модели в виде экорше, пользуясь муляжами и таблицами. Желательно, чтобы при изображении мышц намечались внутри рисунка кости.

5. При изучении какой-нибудь мышцы важно сразу представить ее на живом теле — на своем или на теле натурщика. Найдите, где она залегает, проверьте, как движется, как меняет форму; проверьте в спокойном состоянии; проследите, в состав какого объема (группы мышц и костей) она входит. Изучив группу мышц, обратите внимание на то, какую обобщенную форму они образуют и как совместно с другими обобщенными группами мышц, окружающими костное основание, создают обобщенную форму части конечности или части туловища, например, обобщенная форма бедра состоит из 3 обобщенных мышечных групп (см. мышцы бедра).

Обобщенная форма предплечья состоит из двух обобщенных мышечных групп, пластическим стержнем которых является локтевая кость (см. мышцы предплечья). Все время надо следить, как из отдельных мышц и костей лепится большая форма. Постепенно эти отдельные большие формы, объединенные на основании скелета, зрительно создадут сложную объемную форму всей фигуры. И когда фигура будет обобщенно построена, можно будет возвращаться к отдельным нужным анатомическим деталям — не всем, но только нужным, которые будут, усиливая выразительность рисунка, подчеркивать самое главное

6. Получаемые в аудитории сведения желательно закрепить. Для начала надо найти на себе или на товарище все опорные костные точки — это возможно при любом телосложении и упитанности. Труднее обнаружить отдельные мышцы, они видны при рельефной мускулатуре, но даже тогда, когда мускулатура не рельефна, а видны лишь общие массивы, все равно необходимо топографически разобраться, где, какая мышца залегает, а это возможно при любом рельефе мышц.

7. По окончании изучения скелета строят фигуры на основании скелета и обобщенных мышечных массивов с прорисовкой всего скелета.

Задание на дом:

На себе или модели проверить как изменяется форма в результате: работы мышц при подъеме руки над головой и в момент приседания.

Выучить конспект, ключевые термины и понятия.

Подготовить рефераты по темам:

Ткани ( кожный покров ). Пластическое значение определенных видов тканей .

Работа мышц. Теория костных рычагов.

Сила, координация работы, тонус мышц.

Примечание : На подготовку рефератов дается 2 недели.

В ходе записи лекции идет зарисовка не только с наглядных пособий, но и при необходимости используются схемы, таблицы вспомогательного раздаточного материала.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!