СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткие имена прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткие имена прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных.»

План-конспект урока русского языка

ФГОС

Класс: 5

Дата: 31.01

Учитель: Козырева Татьяна Владимировна

Тема: Краткие имена прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

Цели урока:

Образовательные: сформировать знания о кратких прилагательных, их грамматических признаках и синтаксической роли; создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли и продолжить формировать лингвистические знания о прилагательных;

Развивающие: развивать у обучающихся речевые и коммуникативные умения использовать полные и краткие прилагательные в речи

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету через правильное употребление полных и кратких прилагательных.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Формы и методы работы обучающихся: эвристический метод, наблюдение над языком; фронтальная, индивидуальная, групповая, здоровьесбережения, исследовательский метод, игровые технологии.


Планируемые результаты:

предметные: знать грамматические особенности кратких форм прилагательных, их синтаксическую роль; правописание кратких прилагательных; уметьразличать полную и краткую форму; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные, графически обозначать условия выбора правильного написания.

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранять чистоту русского языка; стремление к речевому самоусовершенствованию.


Оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор, компьютер,презентация

Эпиграф к уроку: «Корень учения горек, да плод сладок»



ХОД УРОКА

Ι. Организационный момент.


Давайте, друзья.

Улыбнёмся друг другу,

улыбки подарим друзьям.

К уроку готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю я вам.


Эпиграф к уроку «Корень учения горек, да плод сладок» (Слайд 1)

Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания.



1.Проверка домашнего задания

2. Орфографическая пятиминутка (у доски)

II. Актуализация опорных знаний

  1. Игра “Интервью”.

Тема интервью: “Имя прилагательное”. Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Примерные вопросы:

– К какой группе частей речи относится прилагательное?Назовите общее грамматическое значение данной части речи?

– На какие вопросы отвечают прилагательные?Перечислите морфологические признаки?

– Каким членом предложения является прилагательное?

  1. Формирование новых знаний.Мотивация

Исследовательское задание классу:

2) Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.

(Слайд 2)

Распределите слова на группы, количество групп каждый определяет самостоятельно.

– Что общего во всех этих словах? (Это имена прилагательные) Чем они различаются? (окончанием)

Заслушиваем ответы учащихся. Рассматриваем вариант учителя. Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы. Обращаем внимание на морфологические признаки кратких прилагательных.

Определите тему нашего урока – «Прилагательные полные и краткие»

Вопросы для целеполагания:

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы

“Прилагательные полные и краткие”. (как образуются, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи?)

Но сначала мы должны определить, чем краткие прилагательные отличаются от полных. На доске кластер рисуем.

А) На какие вопросы отвечают прилагательные левого столбика? А на какие – прилагательные правого?

Б) Как изменяются полные прилагательные? А краткие?

В) Попробуйте изменить краткие прилагательные по родам во множественном числе. Получилось? Какой вывод можно сделать из этого?

Вывод: краткие прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.

Г) Сделайте синтаксический разбор предложений: 1) С юга подул свежий и душистый ветерок. Ветерок свежий и душистый. Ветерок свеж и душист. (Слайд 3)

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Какой? Чей?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Род (ед. ч.). Число. Падеж.

Род. Число.

Определение, сказуемое

Сказуемое

Постоянный признак

Временный признак


Д) Почему краткие прилагательные не изменяются по падежам? (Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме, и сказуемому не нужны падежи)


- Где можно проверить эту информацию? (в учебнике.) Сравните свой вывод с правилом в учебнике (выводы одинаковые).

Попробуйте из данных полных прилагательных образовать краткие (устно)сосновая роща, вороной конь, обледенелое окно, боевой характер, дружеский совет (доска).

Вывод: некоторые полные прилагательные не имеют кратких форм.

3) Прочитайте примеры и объясните смысловые отличия кратких и полных прилагательных. Приведите свои подобные примеры их употребления(устно). (Слайд 4)

1) Я веселый — я весел.

2) Мать больна — мать больная.

3) Лицо его спокойно — он всегда спокойный — я спокоен за своих друзей — спокойный характер.

4) Туфли тесны и малы мне — маленькие туфли.

5) Проход узок — проход узкий: рояль не пройдет.

6) Счастливый человек — я счастлив.

IV. Первичное закрепление

1. Работа у доски

Из полных имен прилагательных, записанных на доске, образуйте и запишите краткие прилагательные:

Опасный путь, яркий свет, огромный зал, гадкий утёнок.

Что вы обнаружили в образованных вами кратких прилагательных? (Появились беглые гласные о и е.)

Вывод: у некоторых прилагательных при образовании краткой формы появляется беглый гласный. При образовании кратких форм мужского рода могут наблюдаться следующие особенности: 1) появление беглых гласные о или е (крепкий — крепок, гладкий — гладок, вредный — вреден, больной — болен);

Нормы произношения кратких прилагательных

ТОнок, тонкА, тОнко, тОнки или тонкИ; дОбр, добрА, дОбро, дОбры или добрЫ. (слайд 5)


2.Работа с учебником.

3.Работав парах

Отредактируйте предложения. Запишите в тетрадь исправленный вариант на выбор.

1.Новый школьный стадион просторный и удобен. 2.Спортсмены стройные, выносливы и ловки.

3.Тренер строг, но справедливый. 4. Я с его замечаниями согласный.

Сделайте вывод об употреблении прилагательных в речи. (Могут быть либо только в краткой, либо в полной форме)


4) Прослушать текст и определить количество кратких прилагательных (развитие языкового чутья)

Все в тающей дымке: Здесь медленны реки,

Холмы, перелески, Туманны озера,

Здесь краски не ярки И все ускользает

И звуки не резки. От беглого взора.

-Какую роль в языке выполняют краткие прилагательные? (делают речь богаче, выразительнее, образнее, эмоциональнее)

Вывод: Краткие прилагательные больше характерны для книжной речи.(Слайд 6)

V. Физкультминутка.

-Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

- Ночью спишь?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как даёшь?

- Вот так!

- Как берёшь?

- Вот так!

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозишь?

- Вот так!

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

6) Творческое списывание. Прочитайте и спишите пословицы и поговорки, преобразуя полные имена прилагательные в краткие. У кратких прилагательных обозначьте окончания и укажите род.

  1. И некрасивая, да счастливая. 2) Корень учения горький, да плод его сладкий. 3) Крепкий шкурой, да слабый натурой. 4) Скучный день до вечера, коли делать нечего. 5) Борода широкая, да душа молодая. 6) Не дорогой подарок, дорогое внимание. 7) Великий телом, да малый делом. 8) Кто сильный, тот драчливым не бывает. 9) Молодец красивый, да на душу кривой. 10) Не будь складный, а будь ладный.


Проверьте самостоятельно.

Учитель: Вернёмся к эпиграфу «Корень учения горек, да плод сладок», посмотрите на это предложения, найдите краткие прилагательные, докажите (ответы детей).

VII. Подведение итогов

VIII. Рефлексия. «Мишень»

Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал…., я научился…., мне было……

IX. Домашнее задание (разноуровневые)

1. Правила в учебнике выучить.

2..Выполнить упражнение

3.. Придумать сказку по готовому вступлению «В необычной стране Морфологии жили полные Прилагательные и были у них младшие братья краткие Прилагательные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!