СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Край Воронежский Православный

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщен опыт работы по краеведению в форме исследовательской работы

Просмотр содержимого документа
«Край Воронежский Православный»




Областной краеведческий конкурс среди школьников и студентов

«Край Воронежский Православный»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа

Воронежская область, Семилукский район, село Семилуки, ул. 8 Марта, д.34, т. (47372) 90-2-35


Работу выполнила: Трухачева Алина Юрьевна

Воронежская область, Семилукский район, село Семилуки, ул. Комсомольская, д. 10, т.: (47372) 90-4-52

Ученица 6 класса



ТЕМА: «Православные традиции в истории семьи»








Руководитель: Трухачева Галина Александровна, учитель истории












Недавно вместе с учащимися художественной школы я ездила на экскурсию в Москву. Свое знакомство с нашей столицей мы начали с посещения Новодевичего монастыря, где находятся мощи святой Матроны. Затем побывали в главном кафедральном соборе нашей страны – храме Христа Спасителя. Проезжая по улицам Москвы, я видела много красивых православных соборов. Но мне захотелось получше узнать о том, как православие пришло в Воронежский край и какие храмы у нас есть. Я попросила своих родителей помочь мне.

И теперь я знаю, что жители нашего края, будучи переселенцами из исконно русских земель, в подавляющем большинстве были православными. Они строили православные храмы и основывали монастыри, некоторые из которых сохранились до настоящего времени. Они украшали и украшают города и села. Купола и кресты храмов видны издали. К храмам ведут главные дороги. Такая тесная взаимосвязь духовной и государственной жизни объясняется той огромной ролью, которую играло православие в жизни любого русского человека, начиная от крестьянина и кончая царем.

Итак, Воронежская земля находится в центральной части Восточно-Европейской равнины. Главная река у нас - Дон. Воронеж - столица Российского Черноземья, это город-воин, охранявший южные рубежи государства Российского, колыбель русского Военно-морского флота. Это и крупнейший промышленный, деловой и образовательный центр Европейской части России.

Возникновение и распространение христианства в Подонье, историки относят к первоапостольским временам. Существует предание, что Святой Апостол Андрей Первозванный бывал и на Дону в пределах нынешней Воронежской области. Кроме св. Апостола Андрея на Дону благовествовали слово Божие Апостолы Филипп и Симон Канонит.

Христианство, распространившееся на берегах Черного моря и в устье Дона постепенно распространялось и на средний Дон, т.е. на территорию современной Воронежской епархии. Подтверждением тому - пещерные храмовые комплексы, построенные по подобию римских катакомб.

В дальнейшем, вплоть до просвещения Руси Кириллом и Мефодием, территория нашего края представляла собой временные стоянки постоянно передвигающихся кочевых народов.

После освобождения от татаро-монгольского ига территория нашего края отошла в ведение рязанских архиереев.

Гражданская жизнь началась в Воронежском крае сравнительно недавно: до XVI века эта местность - окраина России, только официально причисленная к Русскому государству. В старину здесь находили для себя приют самые разные кочевники. Даже после падения Золотой Орды, набеги татар на эти земли не прекращались.

Поэтому Придонской край представлял собой малозаселенную степь. Только с XVI века Московское правительство стало строить здесь ряд укреплений и сторожевых пунктов, которые впоследствии сделались городами: Орел, Воронеж, Костенск, Коротояк, Острогожск. Одновременно с этим сюда стремятся выходцы из Малороссии, спасаясь от польской неволи. Сюда же идут беглые крестьяне из Московской Руси, спасаясь от крепостного ига. Но все эти переселенцы, русские по происхождению и в большинстве православные по убеждению, не вдруг поддаются законной церковной и гражданской власти. Официально Придонской край в прежнее время в церковных делах подчинен был отчасти Рязанской, а отчасти Белгородской Епархиям. Но влияние отдаленного Рязанского митрополита было незначительно. Чтобы связать прочнее эту ненадежную окраину с центром необходимо было учредить самостоятельную епархию.

2 января 1681 г. царь Федор Алексеевич объявил патриарху Иоакиму и собору русских епископов, заседавшему в Москве, что необходимо разделить огромные существующие епархии на несколько кафедр. Таким образом, и была открыта Воронежская епархии. Ее границы определились уже к концу XVIII века. В нее входило 210 приходских церквей, принадлежавших к таким уездам, как: Елецкий, Задонский, Усманский, Землянский, Воронежский, Коротоякский, Острогожский, Павловский, Бобровский.

В обычаях и нравах того времени еще очень ярко сквозят остатки язычества, выражаясь в грубой невежественности, полной суеверий.

«Воронежская епархия особенно счастлива тем, что начала свое существование под началом благочестивого и мудрого администратора, входившего в духовные и материальные нужды новой епархии. Положивши начало правильной организации епархиального управления, св.Митрофан впоследствии сделался небесным Покровителем своей епархии. Мощи святителя и сейчас привлекают в Воронеж многотысячные толпы богомольцев со всей Русской земли. На Воронежской кафедре свт. Митрофан заявил себя хозяйственно-демонстративною и благотворительною деятельностью. Нужно отметить, что Воронежская кафедра явилась первым и последним местом архирейского служения свт. Митрофана. Святитель со всем усердием принялся исполнять послушание, возложенное на него Церковью. Его внимание простиралось на благоустройство храмов и строительство новых, утешение заключенных, помощь и поддержку нуждающихся. Обладая высокой духовностью и ясным умом, он играл значительную роль и в решении государственных вопросов. Свт. Митрофан содействовал правительству в его новых предприятиях. Во время жизни императора Петра I в Воронеже он сделался его советником и помощником. Во время постройки флота в Воронеже и сборам к походам на Азов, св.Митрофан убеждал простой народ охотно помогать царю. Это было особенно важно, так как многие считали устройство флота делом бесполезным. Не ограничиваясь одним советом царю и увещеваниями народу, святитель оказывал и материальную поддержку Петру I, сильно нуждавшемуся в деньгах».

Огромный вклад в становление и развитие православия на Воронежской земле внес еще один великий святитель. Это свт. Тихон Задонский. В 1763г. он назначен на Воронежскую кафедру. Епархия была огромная и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, было невежественно и суеверно. Свт. Тихон объезжал огромную епархию. Он завел школы и проповедничество. Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Святитель так же заботился о просвещении народа, писал различные поучения и лично боролся с проявлениями язычества и невежества. К сожалению, свт. Тихон пробыл на Воронежской кафедре только четыре года и семь месяцев. Памятью святителю Тихону являются храм в честь свт. Тихона Амафунтского, небесного покровителя свт.Тихона. В наше время проявляя любовь к свт.Тихону этот храм восстановлен в п.Подгорный.

Другим выдающимся церковным деятелем был архиепископ Антоний.

Святитель Антоний прославился тем, что активно реставрировал храмы и, открывал новые монастыри и общины. 1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению Антония Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. Примером глубокого почитания святителя Митрофана является постройка более 20 храмов в честь святителя. Эти храмы находились под особым попечением Антония. В 1841 году Антоний освятил Покровский храм в Воронеже.

История церкви XX века очень печальна. Многие церковнослужители подвергались гонениям, одни церкви были полностью разрушены, другие использовались под хозяйственные нужды. Но, постепенно произошло возрождение православной веры и духовной жизни верующих.

В настоящее время в Воронежской и Борисоглебской епархии насчитывается 325 храмов, 6 монастырей. Кафедра управляющего Воронежско-Борисоглебской епархией находится в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Это один из первых храмов на воронежской земле - храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы. Храм был построен примерно в 1620 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз перестраивался и менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофании Благовещенский храм стал Кафедральным собором. Каменный храм был возведен в 1690 году по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Иоакима. После кончины святителя Митрофания в 1703 году его останки были погребены в Кафедральном соборе. В 1834 году архиепископ Воронежской Церкви Антоний предложил учредить при Благовещенском соборе Благовещенский Митрофанов монастырь с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. Собор и монастырь были разрушены в 50-е годы. На их месте в настоящее время находится главный корпус Воронежского государственного университета. Возрождение Благовещенского Кафедрального собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого, в ознаменование 2000-летия Рождества Христова и по благословению Святейшего Патриарха Алексий II. Сегодня храм построен. Его высота - 85 метров, а высшая точка — 97. Он является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких в мире. Верующие называют его «сердцем Черноземья». В соборе находятся частицы мощей 12 апостолов, мощи святителя Митрофана Воронежского, часть мощей святителя Тихона Задонского, часть мощей священномученика Петра (Зверева), частицы мощей Киево-Печерских святых, в Ближних и Дальних пещерах почивающих, башмачок святителя Спиридона епископа Тримифутского, образ Пресвятой Богородицы Смоленской, икона преподобного Силуана Афонского с частицей мощей святого, икона священномученика Власия с частицей мощей святого, часть мощей мученицы Натальи и другие святыни.

Покровский собор расположен в центре города Воронежа на высоком правом берегу. До революции Покровский собор считался образцом классицизма и одним из красивейших зданий в Воронеже. Первоначально это была обычная приходская церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Храм строился не сразу, в несколько приемов. Наиболее древней является трапезная часть. Невысокая трехъярусная колокольня появилась в 1791 году. На звоннице не было огромных колоколов, самый большой из них весил чуть меньше трех тон. Величественный вид Покровской церкви придает сооруженная в 1833 -1841 гг. храмовая часть с ионическим портиком и широким барабаном. Автором проекта предположительно был Иван Андреевич Блицын, воронежский губернский архитектор. Покровская церковь имела боковые приделы в трапезной в честь Сретения Господня (освящен в 1748 г., возобновлен в 1779) и иконы Божией Матери «Знамение» (устроен в 1796 г.). При очередном ремонте в 1872 г. иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане предметов упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков. В 1921 году из Покровской церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья. Богослужения в Покровском храме совершались до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Потом в храме расположился антирелигиозный музей. В 1943 году, после освобождения Воронежа от фашистов, вернувшиеся воронежцы приспособили церковь под жилье. Восстанавливали Покровский храм по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова - 10 мая 1948 года было принято решение открыть Покровскую церковь для верующих, 26 мая здание передали православной общине, и летом в нем начались богослужения. С 1948 года Покровская церковь стала кафедральным собором. В конце 80-х годов на территории собора были построены крестильный храм во имя пророка Божия Иоанна Предтечи, воскресная школа, ризница, просфорная, на склоне – здание епархиального управления. 17 сентября 1989 года в Покровский собор были торжественно переданы мощи святителя Митрофания, епископа Воронежского, на протяжении шестидесяти лет хранившиеся в Воронежском областном краеведческом музее. Эта дата внесена в церковный календарь как второе обретение мощей воронежского первосвятителя. 14 и 15 ноября 1998 года в кафедральном соборе необыкновенно торжественно и благолепно проходили службы с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. От Покровского собора крестный ход во главе с Патриархом Алексием II направился к месту строительства Благовещенского собора, которому суждено было стать епархиальным собором и принять к себе мощи святителя Митрофана. 5 декабря 2009 года накануне дня памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, мощи небесного покровителя Воронежской земли были перенесены из Покровского кафедрального собора в уже построенный кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Успенская Адмиралтейская церковь расположена на правом берегу Воронежского водохранилища, на Адмиралтейской набережной. Церковь является единственным сохранившимся сооружением города Воронежа, связанным с ярчайшей страницей в его истории – созданием первого русского военного флота. История церкви повествует о том, что начальные сто лет она была деревянной монастырской, как все постройки Успенского мужского монастыря. После окончания строительства каменного храма в 1694 году церковь стала выполнять функции главного собора города. Сегодня – это старейшее сооружение города после колокольни Акатова монастыря (1674 г.). В Петровскую эпоху Успенский монастырь оказался в центре кипучей деятельности по строительству кораблей. Напротив него между рукавами реки Воронеж была заложена военная верфь. А поблизости расположился каменный дворец царя Петра Великого и дома его сподвижников А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Ф.А. Головина и др. Успенская церковь стала местом освящения главных событий строительства флота. Здесь 2 апреля 1696 г. прошло торжественное богослужение перед спуском на воду трех первых кораблей. В 1699 г. в церкви был освящен Андреевский флаг, который с конца XVII по начало XX в. был символом отечественного флота (кормовой флаг боевых кораблей русского военно-морского флота возвращен в 1992 г.). Богослужение в церкви совершал и первый воронежский епископ Митрофаний. В 1940 году церковь была закрыта. До 1967 г. в ней размещался областной архив. В 1969 г. началась реставрация храма с целью размещения в нем экспозиции истории военно-морского флота, но работы были приостановлены в связи с подтоплением фундаментов водами Воронежского водохранилища. С 1972 г. разрабатывались проекты ее спасения. Реставрационные работы возобновились только в 1994 г. Храм восстанавливался за счет государственных средств и пожертвований. В 1996 году, к 300-летнему юбилею русского военного флота, Успенская Адмиралтейская церковь была освящена и передана Воронежской епархии.

Алексиево – Акатов монастырь был основан в 1620 году по обету горожан в благодарность за победу над войском литовцев и черкас. Название свое обитель получила по имени святителя Алексия, митрополита Московского (сражение произошло в день его памяти) и по названию местности Акатова поляна, на которой монастырь был построен. Именно в этой обители была выстроена первая воронежская каменная церковь (1674), колокольня которой сохранилась до сегодняшнего дня. В ХХ веке монастырь становится духовным центром Воронежа. В 1931 году он был закрыт. Во время боев за Воронеж в 1942-1943 гг. надвратная колокольня была разрушена до уровня второго яруса. После войны монастырские постройки использовались под жилье, а впоследствии были заброшены и к 1980-м годам превратились в руины. Лишь старинная колокольня в 1980-е годы была восстановлена воронежскими реставрационными мастерскими. В 1989 году монастырь был передан епархии и освящен. Вновь монастырь открылся он в 1990 году. Территория монастыря полностью преобразилась. Двухэтажная церковь отреставрирована и освящена во имя Владимирской иконы Божией матери и Святого Алексия. Сохранившиеся два яруса надвратной колокольни отреставрированы и завершены пятиглавием. К северо-востоку от главного храма построена часовня для освящения воды — небольшое сооружение в русско-византийском стиле. На фундаментах прежних построек выстроены сестринский корпус, гостиница для духовенства, трапезная, угловые башни. Вдоль южной границы подворья вытянулись одноэтажные хозяйственные корпуса и мастерские, а с запада двор ограничивает трехэтажный гостиничный корпус. Восстановлено и сохраняется старинное кладбище. Святыни обители: ковчег с частицами мощей святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, ковчег с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, часть камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский, икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение», икона великомученика Пантелеимона, икона святителя Питирима Тамбовского.

В декабре 1992 года на сходе жителей города Семилуки с участием представителей Воронежской епархии, было принято решение о строительстве в городе храма во имя святителя Митрофана Воронежского. Трехпрестольный Митрофановский храм был заложен в 1994 году. Из-за недостатка средств работы велись с перерывами. 6 декабря 2004 года, в день памяти первого епископа Воронежского Митрофания в северном приделе строящегося храма была совершена первая божественная литургия.

Рассматривая становление Православия на Воронежской земле, я пришла к выводу, что Церковь играла не только немаловажную роль в просвещении и образовании, духовной культуре людей, которые жили в Воронежском крае, но и являлась оплотом государственности на когда-то диких землях. Я вижу, что сейчас все больше людей обращается к Богу, стараются больше узнать о вере, православной культуре. Отрадно видеть, что, не смотря на все старания богоборческой власти, отделения Церкви от государства, попытки изолировать Церковь от участия в общественной жизни русского народа, сегодня мы видим, происходит объединение Церкви, общества и государства для достижения одной цели - восстановление Русского государства.






















Благовещенский собор. Воронеж.



Покровский Собор. Воронеж.



Успенская Адмиралтейская церковь.Воронеж.


Алексиево-Акатов монастырь. Воронеж.


Храм во имя свт.Митрофания, епископа Воронежского


































Литература:


1)Воронежская энциклопедия.

Воронеж – центр духовного возрождения Церноземного края – II том 2008г.


2) Воронежский юбилейный сборник в память 300-летия г.Воронежа, сборник 1, 1886 г.


3) Воронежский юбилейный сборник в память 300-летия г.Воронежа

сборник 2, 1886 г.


4) Материалы Свода памятников истории и культуры РСФС/РФ Воронежской области Москва – 1997 г. выпуск 4 часть 4.


5) Справочная книга для духовенства Воронежской епархии

составитель П.Никольский, Воронеж – 1900 г.


6) Труды Воронежской ученой архивной комиссии. Выпуск 2, 1904 г.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!