МБОУ СОШ 37 2015
Тема урока: Коста - гений осетинского народа.
Цель урока: Познакомить детей с жизнью и творчеством Коста Хетагурова.
Воспитательная цель: Прививать любовь к творчеству осетинских писателей и поэтов.
Ход урока
I. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Аудирование.
Звучат слова
“Весь мир – мой храм,
Любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество мое”.
– Кто знает, чьи это слова?
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего урока.
– Вы все знаете, что наш народ гордится своим великим поэтом Коста Левановичем Хетагуровым – основоположником осетинской литературы – и готовится к празднованию его юбилея. Вот и мы с вами сегодня отправимся по жизненным дорогам этого великого поэта, окунемся в мир его поэзии, рассмотрим редкие грани его таланта.
III. Основная часть урока.
1. Учитель:
Действительно, сколько лет прошло, но имя Коста живет. И сегодня мы опять возвращаемся уж который раз к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста! Кто он Коста? И поэт – лирик, и художник, и драматург, и публицист, и редактор, и поэт-песенник, и прозаик, и сказочник, и баснописец!
2. Жизнь и творчество К.Л.Хетагурова.
Константин Леванович Хетагуров – выдающийся поэт и художник, великий сын осетинского народа. Он родился 153 года назад в Осетии, в селении Нар. Когда мальчику не было и двух месяцев, умерла мать. Добрая соседка взяла дитя к себе, стала ему второй матерью. Их каменная хижина – сакля стояла на крутом берегу горной речки, кругом возвышались черные скалы, по склонам гор рос дремучий лес. Тучи опускались прямо на плоские крыши аула. Зимой ущелья заносило снегом, и ни пройти, ни проехать было по дорогам. Вечерами у дымного очага мать рассказывала детям сказки о добрых богатырях-нартах. И зима уже не казалась такой бесконечной, вся семья с надеждой ждала весну...
Добрым мальчиком рос Коста, охотно помогал в домашних делах. С наступлением весны ходил в школу. Он любил учиться, хорошо рисовал. Часто, когда не было бумагц, рисовал углем на доске. Смолоду Коста начал сочинять стихи о суровых и прекрасных горах, о трудной жизни соседей – бедняков, об их бедах и надеждах. Горцы запоминали их, пересказывали, пели как песни. До сих пор самая высокая похвала на родине поэта – “сказал, как Коста”. Коста Хетагуров очень рано понял, что человек не может быть счастлив, если его угнетают князья и помещики – алдары, притесняют чиновники царя. На всю жизнь он остался защитником бедных и угнетенных, хотя царские власти преследовали его, не раз высылали из родной Осетии. Коста Хетагуров написал замечательную книгу стихов, которую назвал “Осетинская лира”. С этой книги началась художественная литература осетинского народа. Когда осетинская мама баюкает малыша, она напевает ему: “А-ло-лай!” Так называется и одно из стихотворений в этом сборнике. С ранних лет, с колыбельных напевов на родине Хетагурова дети знают его стихи. Познакомься с ними и ты.
3. Конкурс на лучшее выразительное чтение наизусть стихотворений К.Хетагурова.
поэта.
4. Инсценирование басни «Волк и журавль»
5. Тест
Коста родился:
А- Зарамаг;
Б- Нар;
В- Владикавказ.
Коста окончил начальную школу:
А-Москва;
Б-Ардон;
В-Нар.
Стихотворение «Школьник» написал:
А - К.Хетагуров;
Б – Г. Плиев;
В – Г. Чеджемов.
Коста прожил:
А – 36 лет;
Б- 46 лет;
В – 52 года.
Коста похоронен:
А – Нар;
Б – Ставрополь;
В – Владикавказ;
Г – Петербург.
6.придумать предложения с сидзар; сагъаста; хассын?
7. Подведение итогов.
8. ВЫСТАВИТЬ ОТМЕТКИ
9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ