Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает в специальной (коррекционной) школе логопедическая работа.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
«Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;
- учебного плана образовательного учреждения.
Цель: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.
Адресат: учащиеся с умственной отсталостью (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
Формировать связную грамматически правильную речь: работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение;
учить диалогической речи.
Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.
Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.
Обучать основам грамоты.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой. Учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. M., 2001;
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. M., 2002;
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. M., 1997. Дополнительная литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). M., 2008;
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). M., 2005;
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по развитию речи и речевой практике 9 класс. М., «Просвещение», 2020 г.
Планируемые результаты
Обучающийся должен знать:
- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;
- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;
- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;
- грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов;
- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.
Обучающийся должен уметь:
- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур;
- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;
- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;
- определять значение наиболее употребляемых существительных с мягким знаком;
- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;
- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;
- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами;
- определять тему рассказа по содержанию.
Учитывая, что у детей с ОВЗ остаются несформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.
Содержание учебного предмета
Логопедическое сопровождение данных учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения с целью привития коммуникативных навыков. Структура логопедической работы соответствует традиционной: работа может осуществляться как индивидуально, так и подгруппами, в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.
Основное внимание уделяется накоплению пассивного словаря, развитию мелкой моторики. Параллельно идет работа по обучению ребенка с умственной отсталостью основам грамоты. Усложнение слоговой структуры происходит постепенно и только после того, как ученик усвоил предыдущий материал.
Логопедические занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей группы. Диагностирование детей проводится в сентябре и в мае.
Общее количество часов составляет 34 часа в год (1 раз в неделю).
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
- наглядный;
- наглядно-слуховой прием;
- наглядно-зрительный прием;
- словесный;
- практический.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 25минут.
Содержание рабочей программы
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция фонематических процессов;
2) коррекционная работа на лексическом уровне;
3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
4) совершенствование связной речи.
Учебный план:
класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
9 | 1 | 34 |
Тематический план коррекционно-развивающей работы. 9 класс
1 | Обследование устной и письменной речи | 1 |
2 | Фонетика. | 5 |
3 | Морфология | 21 |
4 | Синтаксис | 6 |
5 | Обследование устной и письменной речи | 1 |
| Итого | 34 |
Календарно–тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по логопедии 9 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Кален. | Факт. |
Обследование 1 ч. |
1. | Обследование чтения и письма. | 1 | | |
Фонетика 5 ч. |
2. | Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова. | 1 | | |
3. | Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | | |
4. | Звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
5-6. | Парные согласные по глухости/звонкости в корне слова. | 2 | | |
Морфология 21 ч. |
7. | Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | |
8. | Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
9-10. | Женский род имен существительных. Склонение имен существительных женского рода. | 2 | | |
11-12. | Мужской род имен существительных. Склонение имен существительных мужского рода. | 2 | | |
13-14. | Средний род имен существительных. Склонение имен существительных среднего рода. | 2 | | |
15. | Существительные с шипящей на конце. | 1 | | |
16. | Имена существительные, состоящие из двух и более корней. | 1 | | |
17. | Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. | 1 | | |
18. | Образование прилагательных от существительных. | 1 | | |
19. | Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи. | 1 | | |
20. | Глагол. Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
21-22. | Глаголы с -тся и -ться на конце. | 2 | | |
23. | Повелительная форма глагола. | 1 | | |
24. | Имя числительное. Правописание числительных. | 1 | | |
25-26. | Согласование числительных и существительных. | 2 | | |
27. | Личные местоимения. Роль местоимений в речи, их правильное употребление. | | | |
Синтаксис 6+1 ч |
28-29. | Предложение. Преобразование слов в предложения. | 2 | | |
30. | Уточнение представлений о предложении. Виды предложений по интонации. | | | |
31-32. | Знаки препинания при однородных членах с союзом и, без союза. | 1 | | |
33. | Знаки препинания при обращении. | 1 | | |
34. | Обследование чтения и письма. | 1 | | |