СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия по логопедии для АООП 9 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающие занятия по логопедии для АООП 9 класс (для детей с умственной отсталостью). Курс расчитан на 34 часа в год

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия по логопедии для АООП 9 класс»

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.

Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает в специальной (коррекционной) школе логопедическая работа.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

«Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;

- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;

- учебного плана образовательного учреждения.


Цель: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.


Адресат: учащиеся с умственной отсталостью (с недораз­витием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциа­цией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).


Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.

  • Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.

  • Формировать связную грамматически правильную речь: работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

  • уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение;

  • учить диалогической речи.

  • Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.

  • Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).

  • Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

  • Обучать основам грамоты.

  • В программе также заложены возможности предусмотрен­ного стандартом формирования у обучающихся общих уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.


Принципы отбора основного и дополнительного содержа­ния связаны с учебными программами начальной ступени обу­чения, логикой внутрипредметных связей, а также с возраст­ными особенностями развития и структурой речевого дефек­та учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, пред­лагаемых современной педагогикой, лингвистикой. Учитыва­ет основные общедидактические принципы (наглядность, до­ступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, методы ролевого моделирования типо­вых ситуаций, словесные.

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. M., 2001;

  • Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. M., 2002;

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. M., 1997. Дополнительная литература:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных не­сформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). M., 2008;

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несфор­мированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). M., 2005;

  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

  • Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

  • Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.

  • Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.

  • Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по развитию речи и речевой практике 9 класс. М., «Просвещение», 2020 г.


Планируемые результаты

Обучающийся должен знать:

- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;

- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;

- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;

- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыс­лу содержание;

- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

- грамматические средства изменения существительных, прилагатель­ных, глаголов;

- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.

Обучающийся должен уметь:

- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур;

- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;

- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;

- определять значение наиболее употребляемых существительных с мяг­ким знаком;

- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;

- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;

- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами;

- определять тему рассказа по содержанию.

Учитывая, что у детей с ОВЗ остаются несформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Содержание учебного предмета

Логопедическое сопровождение данных учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения с целью привития коммуникативных навыков. Структура логопедической работы соответствует традиционной: работа может осуществляться как индивидуально, так и подгруппами, в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.

Основное внимание уделяется накоплению пассивного словаря, развитию мелкой моторики. Параллельно идет работа по обучению ребенка с умственной отсталостью основам грамоты. Усложнение слоговой структуры происходит постепенно и только после того, как ученик усвоил предыдущий материал.

Логопедические занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей группы. Диагностирование детей проводится в сентябре и в мае.

Общее количество часов составляет 34 часа в год (1 раз в неделю).


Основные методы организации реабилитационного процесса:


Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:

- наглядный;

- наглядно-слуховой прием;

- наглядно-зрительный прием;

- словесный;

- практический.


Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 25минут.

Содержание рабочей программы

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция фонематических процессов;

2) коррекционная работа на лексическом уровне;

3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

4) совершенствование связной речи.



Учебный план:

класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

9

1

34


Тематический план коррекционно-развивающей работы. 9 класс


1

Обследование устной и письменной речи

1

2

Фонетика.

5

3

Морфология

21

4

Синтаксис

6

5

Обследование устной и письменной речи

1


Итого

34







Календарно–тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий по логопедии 9 класс (34 часа)


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Кален.

Факт.

Обследование 1 ч.

1.

Обследование чтения и письма.

1



Фонетика 5 ч.

2.

Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова.

1



3.

Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак на конце и в середине слова.

1



4.

Звонкие и глухие согласные.

1



5-6.

Парные согласные по глухости/звонкости в корне слова.

2



Морфология 21 ч.

7.

Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1



8.

Изменение имен существительных по числам.

1



9-10.

Женский род имен существительных. Склонение имен существительных женского рода.

2



11-12.

Мужской род имен существительных. Склонение имен существительных мужского рода.

2



13-14.

Средний род имен существительных. Склонение имен существительных среднего рода.

2



15.

Существительные с шипящей на конце.

1



16.

Имена существительные, состоящие из двух и более корней.

1



17.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

1



18.

Образование прилагательных от существительных.

1



19.

Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи.

1



20.

Глагол. Неопределённая форма глагола.

1



21-22.

Глаголы с ся и -ться на конце.

2




23.

Повелительная форма глагола.

1



24.

Имя числительное. Правописание числительных.

1



25-26.

Согласование числительных и существительных.

2




27.

Личные местоимения. Роль местоимений в речи, их правильное употребление.




Синтаксис 6+1 ч

28-29.

Предложение. Преобразование слов в предложения.

2




30.

Уточнение представлений о предложении. Виды предложений по интонации.




31-32.

Знаки препинания при однородных членах с союзом и, без союза.

1



33.

Знаки препинания при обращении.

1



34.

Обследование чтения и письма.

1





Скачать

© 2022, 351 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!