Коррекционно-развивающее занятие (3 класс)
Тема: «Расширение представлений о чувствах. Осознавание своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций людей».
Цель: создать условия для формирования адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.
Задачи:
– ознакомить детей с понятием «эмоция» и «чувство»;
– развить умения контролировать свои чувства и эмоции;
--закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
-- совершенствовать коммуникативные навыки детей;
– воспитывать доброжелательность, сочувствие, сопереживания.
Оборудование: пиктограммы эмоций, цветочки трех цветов (голубой, желтый, красный) - комплекты цветочков по количеству детей. Ноутбук, экран, мультимедийное сопровождение (показ иллюстраций), музыка.
Формы работы с детьми: парная, групповая, коллективная.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия:
Добрый день ребята, я рада сегодня вас всех видеть. . Какое у вас сегодня настроение? Давайте друг с другом поздороваемся и поделимся своей добротой. Встаньте в круг, будем передавать мягкую игрушку и говорить: «Здравствуй, Юля, я рад тебя видеть. Привет, Илья, как хорошо, что ты здесь» и т.д.
- А теперь мы вместе произнесем:
«Добрый день! Добрый день!
Солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас
Мои друзья и я!»
- Очень хорошо, присаживайтесь, сегодня мы с вами продолжим разговор о мире эмоций. И нашу работу мы начнем с упражнения, выполняемого только вашими глазами. Будьте внимательны, старайтесь выполнять правильно, вместе со мной, не торопясь.
Упражнение № 1 «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение совершается в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 сек., с фиксацией в крайних положениях.
Основная часть.
– Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение Агнии Барто.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
– Что вы испытывали, когда слушали стихотворение? (– смех, радость).
– Как, одним словом это можно назвать? (– эмоции, чувства). Помощь при необходимости.
– Правильно! Кто попробует сформулировать тему занятия? (Знакомятся с определением).
– Я предлагаю вам тему «Мои эмоции и чувства» (– Положительные и отрицательные).
– Я предлагаю вам тему «Мои эмоции и чувства».
– Что мы узнаем?
Узнаем,что такое эмоции и чувства;
познакомиться с видами чувств;
научимся, определять эмоциональное состояние других людей.
– Что такое эмоции?
– Эмоции – это переживая человека на определенные события или действия, в данный момент.
– Какие виды эмоций вы знаете? Назовите их примеры (ответы детей)
– Верно! Эмоции бывают положительными и отрицательными. Как формируются положительные эмоции, в каких случаях? (ответы)
– Положительные эмоции могут проявляться, если какие-то предметы, явления или события соответствуют нашим потребностям, нравятся нам. Например, шутка, праздник, или увидели какого-то человека, по ком скучали.
– В каких случаях могут проявляться отрицательные эмоции? (ответы)
– Негативные эмоции формируются, если какие-то предметы, явления или факты вызывают у нас отрицательное отношение. Например, вас кто-то ударил, оскорбил, обидел и т.д.
– Я предлагаю поиграть в игру
Упражнение № 2 «Назови эмоцию»
Слушают правила игры
Передавая мяч, называют эмоции. Показывают эмоцию с помощью мимики, жестов, движений.
Релаксационная физкультминутка «Как живете?»
- Как живете? – Вот так! (Дети поднимают большой палец.)
- Как плывете? - Вот так! (Руки перед грудью из центра в сторону.)
- А бежите? – Вот так! (Бег на месте.)
- Вдаль глядите? – Вот так! (Руки прикладывают козырьком к глазам.)
- Ждете обед? – Вот так! (Подпирают рукой щеку.)
- Машете вслед? – Вот так! (Машут рукой.)
- Утром спите? – Вот так! (Руки под щекой.)
- А шалите? – Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним руками.)
- Здорово у нас получилось!
Упражнение № 3
«Изобрази эмоцию»
Психогимнастические упражнения.
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой; развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
– У меня есть несколько ситуаций, в них описаны эмоции, ваша задача показать эмоцию с помощью движений, мимики, жестов, интонации. Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны оценить его этюд, справился он с задачей или нет.
1.Подарили котенка (этюд на выражение радости).
Девочке подарили пушистого котенка. Она рада, обнимает его, ласкает, весело скачет, играя с котенком. (Показывают этюд на выражение радости)
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.( Показывают этюд на выражение гнева).
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.( Показывают этюд на выражение удивления).
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. (Показывают этюд на выражение интереса).
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус! (Показывают этюд на выражение отвращения).
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…(Показывают этюд на выражение презрения).
7.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь? ( Показывают этюд на выражение страха).
Упражнение № 4 (кинезиологическое)
«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой-за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять руки.
- А теперь поговорим о чувствах.
– Что такое чувство?
– Чувство - это постоянное, эмоциональное отношение человека к предметам и явлениям действительности.
– Чем отличаются эмоции от чувств?
– Эмоции это более простое переживание человека именно в данный момент, а чувства это более сложное эмоциональное отношения человека к чему либо. То есть чувства они продолжительнее, чем эмоции.
– Знаете ли вы, какие виды чувств существуют?
– Чувства делятся на 3 группы: Моральное, интеллектуальное и эстетическое (показ на экране соответствующих кадров или картинок)
– Моральное чувство – это чувство патриотизма, чувство долго, ответственности, чувство коллективизма и т.д.
– Интеллектуальное чувство – это чувства связанные с умственной, познавательной деятельностью человека.
– Эстетическое чувство – это чувства красоты, восхищение прекрасным. Это может быть картина, песня, кинофильмы и т.д.
– Кто мне скажет своими словами, на какие группы делятся чувства и что они обозначают?
Упражнение №5 «Мои чувства – это…»
– Сейчас я вам предлагаю закрыть глаза, представить то, что вызывает у вас самые большие чувства. Может у кого- то это будет какой то человек, или еда, напиток, увлечение, какая – то картина, музыка, хобби и т.д.
– Представили? Теперь перенесите то, что вы представили на белый листок бумаги ( дети рисуют, кто что представил).
– Чему мы учились, выполняя это упражнение?
– Молодцы!
Заключительная часть. Рефлексия.
– Какая тема занятия?
– Ребята, что мы сегодня на занятии с вами развивали?
– Что у вас получалось легко, а в чём испытывали затруднения?
– Что такое эмоции?
– Какие эмоции бывают?
– Что такое чувства?
– Какие три вида чувств вы знаете? Расскажите о них.
– Чем отличаются эмоции от чувств?
– Оценим свою работу на занятии. Поднимите цветочек, голубой – я был внимательный, желтый – я был внимательный, но мне нужно еще поработать, красный я был не внимательный.
- А теперь сели, расправили плечи, представьте, что перед вами свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.
Ритуал прощания!
– Ребята наше занятие подходит к концу, я предлагаю, скажем, вместе:
«Спасибо скажем мы не раз.
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!»