ГКУ СО КК «Армавирский СРЦН»
Конспект
открытого коррекционно-развивающего занятия на тему «Деньги»
(с использованием ИКТ)
социального педагога
Войтченко Т.Ю.
г.Армавир
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Деньги».
Цель: сформировать представление о деньгах, для чего они нужны в жизни.
Задачи:
обучающая: познакомить воспитанников с историей возникновения денег;
развивающая: расширять кругозор, развивать речь и коммуникативные навыки детей;
воспитательная: обучить воспитанников рациональному и правильному расходованию денег, воспитывать бережливость.
Оборудование:
ноутбук, презентации «Что такое деньги».
Ход занятия.
1.Вводная часть. Определение темы занятия детьми.
Слово педагога. Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
1.Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет (деньги).
2. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет (монета).
Педагог. Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о деньгах). Как звучит тема нашего занятия? (Что такое деньги).
- Какие цели поставим на занятие? (узнать, что такое деньги; для чего они нужны в жизни людей; узнать монеты разных стран).
Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Давайте с вами представим, что мы попали в далекое прошлое.
Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
Ребята, а кто скажет, что такое деньги? (мнения детей).
Педагог: Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В древности денег не было. Их просто не существовало. А товарами люди просто менялись.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожу.
Но обменивать товары очень сложно, т.к. ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Практическое задание: детям предложить обменяться товаром между собой.
– Сегодня мы поиграем в игру “Найди и поменяй”. На столе у каждого лежит карточка (приложение № 1). На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)
Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.
Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.
Обсуждение: дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ребенка. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши.)
– Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим: 1). Затрачивается много времени. 2). Сложность и неудобство поиска. 3). Обмен может сорваться.)
– Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? (Покупать удобнее. Быстрее.)
Динамическая пауза
Встали дружно, улыбнулись,
Руки в стороны и вверх.
Потянулись, оглянулись.
Вы присели, теперь встали,
Руки в сторону и вверх.
Потянулись, улыбнулись.
Вы, конечно, лучше всех.
2.Основная часть. Просмотр презентации «Что такое деньги».
Деньги – это всеобщее платежное средство, с помощью которого совершаются различные сделки, это мера стоимости товара или услуги.
СЛАЙД №3
Давным-давно, в доисторические времена, денег у людей еще не было. Они обменивались разными вещами, например, зерно меняли на орудия труда, домашних животных – на оружие, шкуры – на украшения. Это называлось натуральным обменом.
СЛАЙД №5, 7
Постепенно вещей появлялось все больше. Они становились все разнообразней. Люди начали путаться – как не прогадать при обмене, что придумать, чтобы было и честно, и выгодно! Сколько надо дать горшков, чтобы выменять на них корову? Или лучше за нее отдать цветные камушки?
И тогда люди начали использовать для обмена только самые ценные предметы, - зерно, соль, меха, а где-то в Африке даже красивые ракушки.
В Риме с солдатами часто расплачивались мешками с солью (слово „жалование“ пришло оттуда) потому, что соли было мало, и она была необходима для консервации продуктов.
СЛАЙД №6
Бартер на Руси проходил те же этапы в своем развитии, что и в других cтранах. В северных областях «товарными» деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц. Название древнерусской денежной единицы «куна» берет свое происхождение от меха куницы.
Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег.
Деньги были разными.
СЛАЙД №9
Каменные деньги. Каменный диск - малый экземпляр монет, служивших жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м в диаметре.
СЛАЙД №10
Эфиопские соляные бруски. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Чтобы они не ломались, их обкладывали тростником. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства.
СЛАЙД №11
Раковины каури. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
СЛАЙД №13
Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. Приблизительно в 2500 г. до н.э. в Египте и на территории малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь. Сначала они обращались в виде слитков, впоследствии, слитки стали клеймить, удостоверяя тем самым качество металла, – так появились монеты, наличие которых существенно упростило товарообмен.
СЛАЙД №14
Первые бумажные деньги появились в Китае, а в России их появление связано с правлением Екатерины II.
Товаро- деньги на Руси:
Куны, ногаты, резаны, белки
Куны- шкурки куницы,
Ногаты – части шкурки, лапка животного.
Резаны – обрезка серебряных монет.
На смену этим деньгам пришли – гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Товаро-деньгами на Руси служили скот и меха куницы, горностаев, лисиц, белок. Эти меха пользовались большим спросом у заморских купцов. Кстати, купцы и завезли на Русь раковины каури.
Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги- куны. (СЛАЙД №16) Половину куны называли резаной- отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Гривны – серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны, ее просто рубили топором пополам. Такую половинку называли « рубль» ( от слова «рубить) Позднее появился рубль или рублевая гривна. (Гривна весом 200 гр).Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 гр. С 1534 г в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами (СЛАЙДЫ №16, 17). Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка(1\2 копейки), и полушка (1\4 копейки)(СЛАЙД №18)
У металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги.
3.Практическая часть. Выполнение детьми заданий в игровой форме.
Приложение № 2
3.1.Назовите 5 предметов, поставив их по возрастающей цене за товар.
1)Чупа-чупс
2)Батон хлеба
3)Воздушный шарик
4)Мобильный телефон
5)Пакет молока
6)Телевизор
7)Флеш-карта
8)Детский журнал
9)Мороженое
10)Зонтик
Приложение №3
3.2.У вас сто рублей. На что вы потратите их? Выбрать их списка предложенных предметов. (СЛАЙД №19)
1)Пюре картофельное 17 руб.
2)Котлета -28 руб.
3)Гуляш-25 руб.
4)Лапша-20 руб.
5)Чай-13 руб.
6)Кофе-18 руб.
7)Шоколад-40 руб.
8)Кириешки-18 руб.
9)Компот -15 руб.
10)Рыба жареная -17 руб.
11)Жевательная резинка -10 руб.
12)Чипсы-21 руб.
13)Чупа-чупс-6 руб.
4.Заключительная часть. Слово педагога.
-Что такое деньги?
-Как правильно нужно тратить деньги?
Приложение №1
НУЖЕН ЦЫПЛЕНОК | НУЖНА СОБАКА |
НУЖНА КУРИЦА | |
Приложение №2
1.Назовите 5 предметов, поставив их по возрастающей цене за товар.
1)Чупа-чупс
2)Батон хлеба
3)Воздушный шарик
4)Мобильный телефон
5)Пакет молока
6)Телевизор
7)Флеш-карта
8)Детский журнал
9)Мороженое
10)Зонтик
Приложение №3
3.2.У вас сто рублей. На что вы потратите их? Выбрать их списка предложенных предметов.
1)Пюре картофельное 17 руб.
2)Котлета -28 руб.
3)Гуляш-25 руб.
4)Лапша-20 руб.
5)Чай-13 руб.
6)Кофе-18 руб.
7)Шоколад-40 руб.
8)Кириешки-18 руб.
9)Компот -15 руб.
10)Рыба жареная -17 руб.
11)Жевательная резинка -10 руб.
12)Чипсы-21 руб.
13)Чупа-чупс-6 руб.