СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я» ПО РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ (5-6 классы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Просмотр содержимого документа
«КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я» ПО РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ (5-6 классы)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Романа Георгиевича Цецульникова»





«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ №16»

______О.В. Абразумова

Приказ № ____

«30» августа 2022







КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»

ПО РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

(5-6 классы)



















































Составитель:

Степанова Е.Ю.,

педагог-психолог «Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»




Кемерово 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2017.

Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук
О.В. Хухлаевой.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

УМК программы: ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2017.

Обоснование.

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа «Тропинка к своему Я» реализуется в 5-6 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 11 часов.

Цель программы: развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Формы и методы организации учебного процесса:

Используются индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В 5-6 КЛАССЕ

№ п/п

Название темы

Часы

Содержание

1

Вводное занятие.


Диагностика.

2

Я – это мое

прошлое, настоящее, будущее.

1

Кто я, какой я? Я – могу. Я нужен. Я мечтаю.

3

Я имею право чувствовать

и выражать свои чувства

1

Чувства бывают разные. Мои чувства. Чувства вокруг. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться?


4

Я и мой внутренний мир

1

Любой внутренний мир ценен и уникален.

5

Кто в ответе за мой

внутренний мир?

1

Трудные ситуации могут научить меня.

6

Я и окружающие. Мои друзья.

2

Я и окружающие. Мои друзья. Я и мои «колючки». Трудности в школе. Трудности дома. Другие культуры – другие друзья.


7

Агрессия и её роль в

развитии человека.

2

Я повзрослел. У меня появилась агрессия. Конструктивное реагирование на агрессию. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Учимся договариваться. Учимся доверять. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

8

Мы начинаем взрослеть.

1

Мое взросление. Нужно ли человеку взрослеть. Взросление и отношения с окружающими.


9

Уверенность и её роль

в развитии человека.

2

Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники уверенности в себе.

Уверенность и самоуважение. Уверенность и уважение к другим. Уверенность в себе и милосердие. Уверенность в себе и непокорность.


10

Конфликты и их роль

в усилении Я.

1

Конструктивное разрешение конфликтов. Готовность к решению конфликта.


11

Ценности и жизненный путь человека.

1

Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека. Мои ценности.


ИТОГО

14


Список литературы

  1. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г

  2. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г

  3. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г

  4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г

  5. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г

6. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г

  1. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г





Электронный ресурс

  1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/

  2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

  3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru

  4. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm

  5. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru

  6. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/





























Диагностический материал:

    1. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)

Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.

Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия.

Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.

В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления) и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории). Вектор усложнения направлен от терминов к законам и теориям.

Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.

 

Тест для определения уровня усвоения системы знаний

 Эмпирические знания

1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…

2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие…

3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …

4.Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …

Теоретические знания

5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.

6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?

7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?

8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?

9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)

10.  Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…

Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.



 

Ф.И.

 

Усвоение компонентов системы знаний

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый, «4»; 5-4 балла – критический, «3».



    1. Социометрический опрос

Цель: Исследование межличностных отношений

Описание методики: Неудачи в сфере межличностных отношений, выражающиеся в нарушениях нормальных контактах со сверстниками, являются уже вполне отчетливым признаком школьной дезадаптации. Эти нарушения могут проявляться как в открытых межличностных конфликтах, так и в форме пассивного игнорирования, когда большинство членов классного коллектива как бы не замечает тех или иных учащихся, не проявляя к ним не положительного не отрицательного отношения. И если в первом случае трудности общения со сверстниками явно проявляются в поведении, то во втором они могут остаться незаметными для внешнего наблюдателя (педагога), в связи с чем требуются специальные средства индикации указанных нарушений социальных контактов.

В качестве надежного экспресс-метода такого рода рекомендуется использование социометрического опроса, позволяющего определить иерархию межличностных предпочтений для каждого члена класса, и, кроме того, получить представление о целостной структуре формирующего детского коллектива.

Инструкция:

Исследователь (постороннее для класса лицо) раздает школьникам листы бумаги с напечатанными на них вопросами, которые охватывают ряд ситуаций реальных взаимоотношений учащихся.

  1. С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы сидеть за одной партой?

  2. С кем из одноклассников ты больше всего не хотел бы сидеть за одной партой?

  3. С кем ты больше всего хотел бы играть на перемене?

  4. С кем ты больше всего не хотел бы играть на перемене?

  5. Кого из одноклассников ты больше всего хотел бы пригласить на свой день рождения?

  6. Кого из одноклассников ты больше всего не хотел бы пригласить на свой день рождения?

Под каждым вопросом подставляются (в столбик) номера ответов (выборов или отвержений), оптимальное количество которых для младших школьников соответствует 3-4. Дается разъяснение, что каждому номеру должна соответствовать лишь одна фамилия. При организации исследования следует исключить возможность «подглядывания» ответов друг у друга, для чего можно разделить класс на две части и проводить его последовательно, или одновременно, но в разных помещениях. Чтобы исключить влияние обсуждения на результаты, исследование должно быть проведено в один день. Опросом должны быть охвачены все члены класса. +





Обработка данных:

Социометрический статус вычисляется делением суммы всех выборов (их значений), полученных членами группы, на количество ее членов минус один. Полученный показатель является индикатором положения ребенка в группе.

Анализ положительных и отрицательных выборов дает также представление о структуре групповых взаимоотношений, которые могут быть представлены графически; при этом может быть выделено ядро группы, изолированные и отвергаемые ею члены.

Протокол исследования

Ф.И. _______________________школа №_______класс_________дата___________



  1. С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы сидеть за одной партой?

1)………………………………………………………………

2)………………………………………………………………

3)………………………………………………………………

4)………………………………………………………………

  1. С кем из одноклассников ты больше всего не хотел бы сидеть за одной партой?

1)………………………………………………………………

2)………………………………………………………………

3)………………………………………………………………

4)………………………………………………………………

  1. С кем ты больше всего хотел бы играть на перемене?

1)………………………………………………………………

2)………………………………………………………………

3)………………………………………………………………

4)………………………………………………………………

  1. С кем ты больше всего не хотел бы играть на перемене?

1)………………………………………………………………

2)………………………………………………………………

3)………………………………………………………………

4)………………………………………………………………

  1. Кого из одноклассников ты больше всего хотел бы пригласить на свой день рождения?

1)………………………………………………………………

2)………………………………………………………………

3)………………………………………………………………

4)………………………………………………………………

  1. Кого из одноклассников ты больше всего не хотел бы пригласить на свой день рождения?

1)………………………………………………………………

2)………………………………………………………………

3)………………………………………………………………

4)………………………………………………………………





  1. Школа ______________ класс __________________ дата ___________________________

  2. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА







Ф.И.ребенка



1



2



3



4



5



6



Сумма выборов

Социометрический статус

1










2












9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!