Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Кирсанова Тамбовской области
Утверждена приказом по школе
от _______________ №_____
Директор школы
___________________________
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ С РДА и УО
для учащегося 7-в класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составил: педагог – психолог
Наталия Александровна Болдырева
Кирсанов, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
На конец VII класса учащийся должен:
- получить навыки социальной адаптации и интеграции в общеобразовательном учреждении;
- уметь реализовывать потенциальные возможности гармоничного развития личности;
- уметь активно общаться со взрослыми и детьми;
- применять полученные навыки для активизации познавательных процессов и произвольной сферы
Всего 70 занятий при частоте встреч – 2 раза в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет его за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу:
Игра «Ладушки»,
Можно использовать такое четверостишие:
Ручки наши ручки, поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче. Прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать себя.
Развитие контактности.
3-4 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с ребенком подбирает ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
5-6 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
7-8 занятие: Составление целого из частей. Развитие координации движений пальцев.
игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает фигурки.
9-10 занятие: Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление).
Развитие внимания.
11-12 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенок выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
13-14 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: ребенку предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребенку предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
15-16 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребенок стоит напротив психолога, который кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его психологу, также назвав его по имени, и так далее. Вместо имени в следующих случаях используются ласковые названия.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: ребенку читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
17-18 занятие: игра « Моя семья».
Ситуация разыгрываются с ребенком, который играет роли и родителей, и свою.
Ход занятия: Ребенку предлагается ситуация, в которой заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья». Если ребенок затрудняется, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
19-20 занятие: Развитие мышления
игра «Найди лишнее»
Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.
Игра «Зашифрованные слова»
Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.
Развитие памяти и внимания.
21-22 занятие: игра «Собери сказку»
Ход игры: по сюжетные картинки сложить в правильном порядке, чтобы получилась сказка и рассказать ее.
Игра «Соедини картинку»
Ход игры: сложить в единую картинку рассыпавшиеся кусочки изображения.
Развитие моторики и координации рук
23-24 занятие: игра «Пряники для друга»
Ход игры: Из пластилина вместе с психологом ребенок лепит пряники различной формы.
Развитие внимания и усидчивости
25-26 занятие: рисование пластилином «Лисенок»
Ход занятия: на картоне нарисован шаблон рисунка, изображающего лисенка. Психолог вместе с ребенком начинает замазывать пластилином изображение животного. Как только ребенок поймет, как надо работать, психолог предоставляет ему возможность делать это самостоятельно.
Развитие логики
27-28 занятие: игра «Соедини точки»
Ход игры: соединить точки по образцу.
Игра «Подбери заплатку»
Ход игры: Подобрать кусочек рисунка из нескольких предложенных, который отсутствует на основном изображении.
Развитие активности.
29 - 30 занятие: игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать себя.
Развитие подвижно – ролевой игры.
31-32 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Психолог показывает ребенку обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает ребенку выполнить это же движение самому или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
33-34 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом. После этого ребенку предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них с психологом построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и психолог становятся напротив друг друга и кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов.
Развитие мышления
35-36 занятие: игра «Найди лишнее»
Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.
Игра «Зашифрованные слова»
Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.
Развитие памяти и внимания.
37-38 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребенку предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различия.
Развитие речевого общения.
39-40 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребенок стоит напротив психолога, который кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его психологу, также назвав его по имени, и так далее. Вместо имени в следующих случаях используются ласковые названия.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: ребенку читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
41-42 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются с ребенком, который играет роли и родителей, и свою.
Ход занятия: Ребенку предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Сходи в магазин за хлебом». Если ребенок затрудняется, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
Развитие сюжетной игры
43-44 занятие: игра «Пришл Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает ребенку Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с ним. Затем Мурзик показывает прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает ребенку взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с ребенком домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует ребенка на общение с Мурзиком.
Развитие памяти и внимания.
45-46 занятие: игра «Собери сказку»
Ход игры: по сюжетные картинки сложить в правильном порядке, чтобы получилась сказка и рассказать ее.
Игра «Соедини картинку»
Ход игры: сложить в единую картинку рассыпавшиеся кусочки изображения.
Развитие мышления
47-48 занятие: игра «Найди лишнее»
Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.
Игра «Зашифрованные слова»
Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.
Развитие моторики и координации рук
49-5 занятие: игра «Сплети коврик»
Материал: бумага (двух или более цветов).
Ход игры: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком использовать как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.
Взять полоску другого цвета и проплести ее через основу справа налево. Когда психолог демонстрирует, надо говорить слова: «над», «под». Затем дать ребенку следующую полоску и помочь ему продвинуть ее «над» и «под» основой. Психолог показывает ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.
После того как полоски распределены правильно, закрепить их кусочком скотча.
Когда коврик будет закончен, похвалить ребенка и дать ему ножницы, чтобы отрезать концы.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
51 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом. После этого ребенку предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них с психологом построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и психолог становятся напротив друг друга и кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов.
Развитие логики
52-53 занятие: игра «Соедини точки»
Ход игры: соединить точки по образцу.
Игра «Подбери заплатку»
Ход игры: Подобрать кусочек рисунка из нескольких предложенных, который отсутствует на основном изображении.
Развитие зрительно-двигательной функции
54-55 занятие: игра «Сеть лабиринтов»
Ход занятия: необходимо подготовить несколько простых лабиринтов, нарисовав две параллельные линии (по одному лабиринту на странице).Начать с простых лабиринтов. Показать ребенку, как начать прохождение лабиринта слева и провести линию по направлению вправо. Дать ребенку цветной карандаш и, руководя его рукой, провести линию во втором лабиринте. Психолог уменьшает свое руководство, пока ребенок не сможет проводить линии в простых лабиринтах. По мере развития навыка сделать лабиринты более привлекательными, расположив по обеим сторонам картинки.
Психотехнические игры.
56-57 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает фигурки.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
58-59 занятие: Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Игра «Продолжи ряд»
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие логики
60-61 занятие: игра «Соедини точки»
Ход игры: соединить точки по образцу.
Игра «Подбери заплатку»
Ход игры: Подобрать кусочек рисунка из нескольких предложенных, который отсутствует на основном изображении.
Развитие воображения и восприятия
62-63 занятие: «Кляксы».
Ход занятия: на мокрой бумаге рисование красками различных клякс и угадывание в них каких – либо образов.
Развитие мышления
64-65 занятие: игра «Найди лишнее»
Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.
Игра «Зашифрованные слова»
Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.
Развитие памяти и внимания.
66-67 занятие: игра «Собери сказку»
Ход игры: по сюжетные картинки сложить в правильном порядке, чтобы получилась сказка и рассказать ее.
Игра «Соедини картинку»
Ход игры: сложить в единую картинку рассыпавшиеся кусочки изображения.
Развитие речевого общения.
68-69 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребенок стоит напротив психолога, который кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его психологу, также назвав его по имени, и так далее. Вместо имени в следующих случаях используются ласковые названия.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: ребенку читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.
Развитие моторики и координации рук
70 занятие: игра «Сплети закладку в книгу»
Материал: бумага (двух или более цветов).
Ход игры: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком использовать как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.
Взять полоску другого цвета и проплести ее через основу справа налево. Когда психолог демонстрирует, надо говорить слова: «над», «под». Затем дать ребенку следующую полоску и помочь ему продвинуть ее «над» и «под» основой. Психолог показывает ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.
После того как полоски распределены правильно, закрепить их кусочком скотча.
Когда закладка будет закончена, похвалить ребенка и дать ему ножницы, чтобы отрезать концы.
Согласовано «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_________ __________________ ______________ ______________
«___» ______________ 20___ год «___» _____________ 20___ год
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
ученика 7-в класса
Календарно-тематический план
Предмет: ______________
Количество часов в неделю: 2
Программа: коррекционно - развивающая
Учитель: Н.А. Болдырева
№ п/п | Тема раздела, урока | Общее количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока |
Очная форма | Заочная форма |
1 | Установление контакта. | 1 | | | |
2 | Развитие активности. | 1 | | | |
3 - 4 | Развитие контактности. | 2 | | | |
5 - 6 | Развитие восприятия. | 2 | | | |
7 - 8 | Составление целого из частей. Развитие координации движений пальцев. | 2 | | | |
9-10 | Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление). | 2 | | | |
11- 12 | Развитие внимания. | 2 | | | |
13-14 | Развитие памяти | 2 | | | |
15-16 | Развитие речевого общения. | 2 | | | |
17-18 | Развитие личностно – мотивационной сферы | 2 | | | |
19-20 | Развитие мышления | 2 | | | |
21-22 | Развитие памяти и внимания | 2 | | | |
23-24 | Развитие моторики и координации рук | 2 | | | |
25-26 | Развитие внимания и усидчивости | 2 | | | |
27-28 | Развитие логики | 2 | | | |
29-30 | Развитие активности. | 2 | | | |
31-32 | Подвижно – ролевая игра. | 2 | | | |
33-34 | Подвижно – соревновательная игра | 2 | | | |
35-36 | Развитие мышления | 2 | | | |
37-38 | Развитие памяти и внимания. | 2 | | | |
39-40 | Развитие речевого общения. | 2 | | | |
41-42 | Развитие личностно – мотивационной сферы | 2 | | | |
43-44 | Развитие сюжетной игры | 2 | | | |
45-46 | Развитие памяти и внимания. | 2 | | | |
47-48 | Развитие мышления | 2 | | | |
49-50 | Развитие моторики и координации рук | 2 | | | |
51 | Подвижно – соревновательная игра | 1 | | | |
52-53 | Развитие логики | 2 | | | |
54-55 | Развитие зрительно-двигательной функции | 2 | | | |
56-57 | Психотехнические игры. | 2 | | | |
58-59 | Развитие аналитико-синтетической сферы. | 2 | | | |
60-61 | Развитие логики | 2 | | | |
62-63 | Развитие воображения и восприятия | 2 | | | |
64-65 | Развитие мышления | 2 | | | |
66-67 | Развитие памяти и внимания. | 2 | | | |
68-69 | Развитие речевого общения. | 2 | | | |
70 | Развитие моторики и координации рук | 1 | | | |
| ИТОГО | 70 часов | | | |
| | | | | |