СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно - развивающая программа для ученика 7 класса с диагнозом РДА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. В ходе прохождения программы учащийся будет активно развивать психические процессы, такие как память, мышление, внимание, моторику рук, воображение, связную речь. Получит навыки социальной адаптации и интеграции в общеобразовательном учреждении; сможет реализовывать потенциальные возможности гармоничного развития личности; научится  активно общаться со взрослыми и детьми; сможет применять полученные навыки  для активизации познавательных процессов и произвольной сферы.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - развивающая программа для ученика 7 класса с диагнозом РДА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Кирсанова Тамбовской области









Утверждена приказом по школе

от _______________ №_____

Директор школы

___________________________










КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ


У ДЕТЕЙ С РДА и УО


для учащегося 7-в класса

на 2018 – 2019 учебный год



Составил: педагог – психолог

Наталия Александровна Болдырева




















Кирсанов, 2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета

На конец VII класса учащийся должен:

- получить навыки социальной адаптации и интеграции в общеобразовательном учреждении;

- уметь реализовывать потенциальные возможности гармоничного развития личности;

- уметь активно общаться со взрослыми и детьми;

- применять полученные навыки для активизации познавательных процессов и произвольной сферы


Всего 70 занятий при частоте встреч – 2 раза в неделю.

Срок реализации программы: 1 год.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет его за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу:

Игра «Ладушки», 

Можно использовать такое четверостишие:

Ручки наши ручки, поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче. Прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать себя.

Развитие контактности.

3-4 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с ребенком подбирает ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.



Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

5-6 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

7-8 занятие: Составление целого из частей. Развитие координации движений пальцев.

игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает фигурки.



9-10 занятие: Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление).

Развитие внимания.

11-12 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенок выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

13-14 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: ребенку предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребенку предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

15-16 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребенок стоит напротив психолога, который кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его психологу, также назвав его по имени, и так далее. Вместо имени в следующих случаях используются ласковые названия.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: ребенку читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

17-18 занятие: игра « Моя семья».

Ситуация разыгрываются с ребенком, который играет роли и родителей, и свою.

Ход занятия: Ребенку предлагается ситуация, в которой заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья». Если ребенок затрудняется, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

19-20 занятие: Развитие мышления

игра «Найди лишнее»

Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.

Игра «Зашифрованные слова»

Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.

Развитие памяти и внимания.

21-22 занятие: игра «Собери сказку»

Ход игры: по сюжетные картинки сложить в правильном порядке, чтобы получилась сказка и рассказать ее.

Игра «Соедини картинку»

Ход игры: сложить в единую картинку рассыпавшиеся кусочки изображения.



Развитие моторики и координации рук

23-24 занятие: игра «Пряники для друга»

Ход игры: Из пластилина вместе с психологом ребенок лепит пряники различной формы.

Развитие внимания и усидчивости

25-26 занятие: рисование пластилином «Лисенок»

Ход занятия: на картоне нарисован шаблон рисунка, изображающего лисенка. Психолог вместе с ребенком начинает замазывать пластилином изображение животного. Как только ребенок поймет, как надо работать, психолог предоставляет ему возможность делать это самостоятельно.

Развитие логики

27-28 занятие: игра «Соедини точки»

Ход игры: соединить точки по образцу.

Игра «Подбери заплатку»

Ход игры: Подобрать кусочек рисунка из нескольких предложенных, который отсутствует на основном изображении.





Развитие активности.

29 - 30 занятие: игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать себя.



Развитие подвижно – ролевой игры.

31-32 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Психолог показывает ребенку обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает ребенку выполнить это же движение самому или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

33-34 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом. После этого ребенку предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них с психологом построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и психолог становятся напротив друг друга и кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов.

Развитие мышления

35-36 занятие: игра «Найди лишнее»

Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.

Игра «Зашифрованные слова»

Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.



Развитие памяти и внимания.

37-38 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребенку предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различия.

Развитие речевого общения.

39-40 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребенок стоит напротив психолога, который кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его психологу, также назвав его по имени, и так далее. Вместо имени в следующих случаях используются ласковые названия.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: ребенку читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

41-42 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются с ребенком, который играет роли и родителей, и свою.

Ход занятия: Ребенку предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Сходи в магазин за хлебом». Если ребенок затрудняется, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Развитие сюжетной игры

43-44 занятие: игра «Пришл Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает ребенку Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с ним. Затем Мурзик показывает прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает ребенку взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с ребенком домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует ребенка на общение с Мурзиком.

Развитие памяти и внимания.

45-46 занятие: игра «Собери сказку»

Ход игры: по сюжетные картинки сложить в правильном порядке, чтобы получилась сказка и рассказать ее.

Игра «Соедини картинку»

Ход игры: сложить в единую картинку рассыпавшиеся кусочки изображения.



Развитие мышления

47-48 занятие: игра «Найди лишнее»

Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.

Игра «Зашифрованные слова»

Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.



Развитие моторики и координации рук

49-5 занятие: игра «Сплети коврик»

Материал: бумага (двух или более цветов).

Ход игры: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком использовать как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.

Взять полоску другого цвета и проплести ее через основу справа налево. Когда психолог демонстрирует, надо говорить слова: «над», «под». Затем дать ребенку следующую полоску и помочь ему продвинуть ее «над» и «под» основой. Психолог показывает ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.

После того как полоски распределены правильно, закрепить их кусочком скотча.

Когда коврик будет закончен, похвалить ребенка и дать ему ножницы, чтобы отрезать концы.



Развитие подвижно – соревновательных игр.

51 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом. После этого ребенку предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них с психологом построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и психолог становятся напротив друг друга и кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов.

Развитие логики

52-53 занятие: игра «Соедини точки»

Ход игры: соединить точки по образцу.

Игра «Подбери заплатку»

Ход игры: Подобрать кусочек рисунка из нескольких предложенных, который отсутствует на основном изображении.

Развитие зрительно-двигательной функции

54-55 занятие: игра «Сеть лабиринтов»

Ход занятия: необходимо подготовить несколько простых лабиринтов, нарисовав две параллельные линии (по одному лабиринту на странице).Начать с простых лабиринтов. Показать ребенку, как начать прохождение лабиринта слева и провести линию по направлению вправо. Дать ребенку цветной карандаш и, руководя его рукой, провести линию во втором лабиринте. Психолог уменьшает свое руководство, пока ребенок не сможет проводить линии в простых лабиринтах. По мере развития навыка сделать лабиринты более привлекательными, расположив по обеим сторонам картинки.



Психотехнические игры.

56-57 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает фигурки.



Развитие аналитико-синтетической сферы.

58-59 занятие: Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Игра «Продолжи ряд»
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.



Развитие логики

60-61 занятие: игра «Соедини точки»

Ход игры: соединить точки по образцу.

Игра «Подбери заплатку»

Ход игры: Подобрать кусочек рисунка из нескольких предложенных, который отсутствует на основном изображении.



Развитие воображения и восприятия

62-63 занятие: «Кляксы».

Ход занятия: на мокрой бумаге рисование красками различных клякс и угадывание в них каких – либо образов.

Развитие мышления

64-65 занятие: игра «Найди лишнее»

Ход игры: из 4-х картинок ребенку надо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он к ним не подходит.

Игра «Зашифрованные слова»

Ход игры: среди картинок и букв разгадать зашифрованное слово.



Развитие памяти и внимания.

66-67 занятие: игра «Собери сказку»

Ход игры: по сюжетные картинки сложить в правильном порядке, чтобы получилась сказка и рассказать ее.

Игра «Соедини картинку»

Ход игры: сложить в единую картинку рассыпавшиеся кусочки изображения.



Развитие речевого общения.

68-69 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребенок стоит напротив психолога, который кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть его психологу, также назвав его по имени, и так далее. Вместо имени в следующих случаях используются ласковые названия.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: ребенку читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.

Развитие моторики и координации рук

70 занятие: игра «Сплети закладку в книгу»

Материал: бумага (двух или более цветов).

Ход игры: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком использовать как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.

Взять полоску другого цвета и проплести ее через основу справа налево. Когда психолог демонстрирует, надо говорить слова: «над», «под». Затем дать ребенку следующую полоску и помочь ему продвинуть ее «над» и «под» основой. Психолог показывает ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.

После того как полоски распределены правильно, закрепить их кусочком скотча.

Когда закладка будет закончена, похвалить ребенка и дать ему ножницы, чтобы отрезать концы.



Согласовано «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

_________ __________________ ______________ ______________

«___» ______________ 20___ год «___» _____________ 20___ год















ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

ученика 7-в класса





Календарно-тематический план



Предмет: ______________

Количество часов в неделю: 2

Программа: коррекционно - развивающая

Учитель: Н.А. Болдырева























п/п

Тема раздела, урока

Общее количество часов

Дата

проведения

урока

Дата

фактического проведения урока

Очная форма

Заочная форма

1

Установление контакта.

1




2

Развитие активности.

1




3 - 4

Развитие контактности.

2




5 - 6

Развитие восприятия.

2




7 - 8

Составление целого из частей. Развитие координации движений пальцев.

2




9-10

Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление).

2




11- 12

Развитие внимания.

2




13-14

Развитие памяти

2




15-16

Развитие речевого общения.

2




17-18

Развитие личностно – мотивационной сферы

2




19-20

Развитие мышления

2




21-22

Развитие памяти и внимания

2




23-24

Развитие моторики и координации рук

2





25-26

Развитие внимания и усидчивости

2





27-28

Развитие логики

2





29-30

Развитие активности.

2




31-32

Подвижно – ролевая игра.

2




33-34

Подвижно – соревновательная игра

2




35-36

Развитие мышления

2




37-38

Развитие памяти и внимания.

2




39-40

Развитие речевого общения.

2




41-42

Развитие личностно – мотивационной сферы

2




43-44

Развитие сюжетной игры

2




45-46

Развитие памяти и внимания.

2




47-48

Развитие мышления

2




49-50

Развитие моторики и координации рук

2




51

Подвижно – соревновательная игра

1




52-53

Развитие логики

2




54-55

Развитие зрительно-двигательной функции

2




56-57

Психотехнические игры.

2




58-59

Развитие аналитико-синтетической сферы.

2




60-61

Развитие логики

2




62-63

Развитие воображения и восприятия

2





64-65

Развитие мышления



2





66-67

Развитие памяти и внимания.


2




68-69

Развитие речевого общения.


2




70

Развитие моторики и координации рук

1





ИТОГО

70 часов

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!