Тема: Коррекционно-логопедическая работа с обучающимися с ОВЗ (вариант 1) в условиях дистанционного обучения.
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я, Пархоменко Наталья Викторовна, учитель-логопед в четвертых классах Школы-интерната №3.
Сегодня я поделюсь своим опытом коррекционно-логопедической работы с обучающимися с ОВЗ (вариант 1) в условиях дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществить обучение на расстоянии.
Прежде чем приступить к дистанционному обучению я определила траектории дальнейшего ведения занятий:
внесла изменения в календарно – тематическое планирование индивидуальных и групповых коррекционно – логопедических занятий, учитывая индивидуальные особенности обучающихся и «зону ближайшего их развития».
Сократила количество часов по теме, усвоенной обучающимися.
Увеличила количество часов по теме, вызывающей затруднения.
Провела мониторинг состояния – определила готовность обучающихся и родителей к дистанционному формату:
- наличие устройств;
- наличие необходимых приложений;
- доступность интернета.
В результате мониторинга: общение, обучение, консультации с родителями и обучающимися проходят по сотовому телефону через WhatsApp, создана группа, в которую входят узкие специалисты – педагог - психолог, учитель – дефектолог, учителя – логопеды, обучающиеся и родители.
В группу я отправляю материал для групповых коррекционно – логопедических занятий (задания, карточки, наглядные пособия, инструкции, объяснение выполнения заданий, повторение пройденных тем).
Коррекционно – индивидуальные занятия провожу по видеосвязи через интернет на компьютере, а также – по видеосвязи по сотовому телефону через WhatsApp.
При составлении заданий, карточек использую свой дидактический материал, ресурсы интернета, а также образовательные порталы, рекомендованные для учителей и узких специалистов.
Далее я организовала процесс обучения. Подстроила расписание под онлайн-обучение, учитывая возможности детей.
Два раза в неделю, вторник 8:30 и четверг 8:30, я отправляю обучающимся задания, карточки групповых коррекционно-логопедических занятий с подробным объяснением, иллюстрациями, рекомендациями на сотовый телефон через WhatsApp в группу узких специалистов.
Продолжительность выполнения заданий ребенком: 35 минут.
Более подробно, объясню график работы на дистанционном обучении: у меня занималось четыре группы обучающихся с ОВЗ (вариант 1), каждая группа посещала два раза в неделю групповые коррекционно – логопедические занятия, в настоящем времени, в период дистанционного обучения, у меня одна группа – это все дети, которые занимались в группах, и они получают материал: задания с подробным объяснением, карточки для групповых коррекционно-логопедических занятий два раза в неделю: вторник - 8:30 и четверг - 8:30.
Ежедневно, кроме пятницы - с 9:00 до 11:00, в первой половине дня - с 9:00 до 13:00, я провожу индивидуальные занятия с ребятами по видеосвязи через интернет на компьютере, а также – по видеосвязи через WhatsApp по сотовому телефону. Ребенок хорошо видит, слышит меня, выполняет все упражнения и задания под моим контролем. Благодаря видеосвязи я могу фиксировать результаты занятий и планировать дальнейшую коррекционно – логопедическую работу.
Продолжительность индивидуального коррекционно-логопедического занятия 25 минут с одним обучающимся.
Расписание индивидуальных коррекционно-логопедических занятий не изменилось и график моей работы не изменился - с 9:00 до 13:00 я работаю с детьми.
Обратная связь с обучающимися проходит в первой половине дня.
В пятницу, с 9:00 до 11:00, я проверяю выполненные задания обучающихся, подготавливаю материал к занятиям: иллюстрации, карточки, задания, рекомендации, работаю с документами.
Консультации с родителями провожу ежедневно – во второй половине дня (после 13:00), а по необходимости и в первой половине дня, по сотовому телефону и письменно через WhatsApp в группе узких специалистов.
Организация моего рабочего времени распределяется на:
- изучение материала и подготовку заданий – 25%,
- трансляцию материала – 25%,
- проверку заданий – 20%,
- общение с родителями – 30%.
Очень важно наладить связь с родителями.
В начале дистанционного обучения я проинформировала о формате обучения родителей, познакомила с расписанием. После первой недели дистанционного обучения провела по сотовому телефону опрос родителей – устраивает ли их расписание дистанционного обучения, формат заданий, время обратной связи, проведение занятий, консультаций. Все родители оставили положительные отзывы. Это важно потому, что первоначально мы работаем с родителями: объясняем им как правильно и доступно донести до детей знания, учитывая их индивидуальные особенности. Родители – это «проводники» между учителями и обучающимися, и от того как мы поработаем с ними, зависит конечный результат наших занятий.
В заключении хочу сказать, чтобы адаптация к дистанционному обучению прошла менее болезненно надо:
- постараться решить все технические и другие вопросы как можно быстрее;
- не забывать о рефлексии (создание опросов, обсуждение возникших проблем в чате);
- не все будет получаться сразу: надо набраться терпения. Главное – действовать сплоченно!
- Психологически подготовиться учителям к ДО:
– настроиться на желание самому обучаться,
- благодаря своим знаниям - дать полноценное обучение детям,
- в результате получить благодарность за работу от ребят и родителей,
- достойно оценить свой труд.
Вот наш алгоритм:
ХОЧУ –2. ЗНАЮ КАК – 3. ЦЕНЮ! (Слайд 12).
Когда человек встречается с чем - то новым для себя, как мы с дистанционным обучением детей, то первое, что возникает это тревога и страх, чтобы это купировать необходимо дать себе установку: 1. Я хочу. Я хочу работать в дистанционном режиме. Чтобы работать в дистанционном режиме – надо знать как, значит надо учиться - в настоящем времени очень много возможностей для обучения: вебинары, семинары, образовательные порталы, интернет ресурсы. Благодаря обучению, мы будем знать, как работать в дистанционном режиме, то есть – 2. Знаю как, а следовательно, давать полноценные знания детям. И в результате наш труд будут 3. Ценить дети и родители, и мы с вами.