Коррекционная работа по устранению семантической дислексии
Семантическая дислексия обусловлена несформированностью слогового синтеза, синтеза слов в предложение и проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Поэтому при устранении семантической дислексии (механического чтения) проводится работа по развитию звукослогового синтеза, по обогащению словаря, по развитию грамматического строя речи, по формированию морфологических и синтаксических обобщений.
С целью развития звукового и слогового синтеза рекомендуются следующие задания:
1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними (с, о, м; м, у, х, а; б, а, н, к, а; к, р, а, п, и, в, а).
2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются. Например: ку — ры, ма— ши — на, ба — буш — ка, ско — во — ро — да.
3. Добавить недостающие слоги в словах. Предлагаются слова с пропущенными слогами (например: ка...ста, кар...ка, поми..., коло..., о...ванчик, ...ребенок, ска...ка).
4. Изменить первый слог слова так, чтобы получилось другое слово (например: топор — забор — упор, кошка — мошка — ложка — мышка).
5. Из двух слов составить одно (например: карп + ива = крапива).
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка; ши, ма, на; ка, ро, маш; ра, ба, бан).
7. Произнести слитно предложение, прочитанное логопедом по слогам (Де-воч-ки си-дят на ска-мей-ке. Де-ти со-би-ра-ют сос-но-вые шиш-ки. О-сенъю бел-ка су-шит гри-бы).
Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста.
Рекомендуемые задания:
1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.
3. Прочитать предложение и ответить на вопрос.
4. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
5. Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке.
6. Найти в тексте ответ на данный вопрос.
7. Работа с деформированным текстом. Дети читают предложения деформированного текста и распределяют их в такой последовательности, чтобы получился рассказ.