СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекция устной речи, формирование (коррекция) навыков письма и чтения у учащихся с умственной отсталостью различной степени выраженности младшей, средней и старшей школы» снр-2

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по логопедии

Просмотр содержимого документа
««Коррекция устной речи, формирование (коррекция) навыков письма и чтения у учащихся с умственной отсталостью различной степени выраженности младшей, средней и старшей школы» снр-2»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001


РАССМОТРЕНО:


Методическим советом

Подразделения «Давыдково»

ГБПОУ КГТиТ №41


Председатель МС ___________

Степанова-Молодова Г.М.

Протокол №18 от 30.08.2017

УТВЕРЖДЕНО:


Директор ГБПОУ КГТиТ №41


___________ /Ю.В. Щенникова/


30.08.2017













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ

«КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЕ (КОРРЕКЦИЯ) НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ МЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ»

СНР-2









Составитель: Учитель-логопед Павлова А.А.







РАЗДЕЛ I

1.1. Программное и нормативное обеспечение рабочей программы (далее РП).

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93г.);

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ № 1598 от 19.12.2014) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ №1599 от 19.12.2014).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

  • «Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, Москва, 1996 г.

  • «Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А, Соколова Н.Д.), Спб 2007г.

  • Приказ об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) №610 от 14.07.2011г.

  • .Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями).

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.2.Теоретическая основа РП.

  • концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений; о развитии речи в онтогенезе (Л.С.Выготский);

  • учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);

  • концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж.Пиаже и др.);

  • концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.В.Солнцев);

  • концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

  • современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина);

  • система работы по коррекции устной и письменной речи (Ефименкова Л.Н.)

  • современные подходы к коррекции недостатков письма и чтения (Корнев А.Н.) через формирование процессов речевого и неречевого характера;

  • не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик по их преодолению ( Р.Е. Левина, Ф.А. Рау и др.)

  • учитывая специфику образовательного процесса в школе. где обучаются дети с умственной отсталостью, при создании РП использовались материалы исследований в сфере дефектологии и спецпсихологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер и др.

РАЗДЕЛ II


2.1.Пояснительная записка

Настоящая программа предназначается для коррекционной работы с обучающимися с СНР-2, имеющими умственную отсталость различной степени выраженность (от легкой до средней). Примечание: Цели, задачи и методическое построение коррекционной работы традиционно зависят от уровня развития речи (аббревиатура СНР-1,СНР-2,СНР-З).

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она не разделяет детей по возрастным и интеллектуальным показателям, а объединяет их по уровню состояния речи и уровню развития основных процессов речевого и неречевого характера, необходимых для становления (или развития) навыков письма и чтения. Например, состояние речи и общее развитие ребенка-первоклассника с СНР-2 на фоне легкой степени умственной отсталости, практически ничем не отличается от состояния речи и развития психических процессов старшего по возрасту ребенка с СНР-2, имеющего среднюю степень интеллектуальных нарушений. Конечно же, будут серьезные отличия в степени сформированности тех или иных психических процессов – у одного ребенка больше развито слуховое восприятии, а у другого – зрительное. И все же одинаковый уровень развития речи уравнивает коммуникативные (а часто и интеллектуальные) возможности учащихся, независимо от возрастных показателей и степени умственной отсталости. Единственное отличие заключается в сроках коррекционной работы – у учащихся, имеющих более сложные интеллектуальные нарушения, они значительно увеличиваются.

Системное недоразвитие речи 2 уровня на фоне умственной отсталости предполагает выраженное недоразвития всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонетики, лексики, грамматики. Низкое качество основных речевых составляющих усугубляется серьезными нарушениями звукопроизношения, особенно страдает слоговая структура и звуконаполняемость слов, в результате чего даже аграмматичная, крайне упрощенная, но все же фразовая речь, становится непонятна окружающим. Следует отметить, что по программе СНР-2, в некоторых случаях целесообразно работать и учащимся с более высоким уровнем речевого развития (СНР-3), но с очень низким качеством звукопроизношения (например, при дизартрии, ринолалии, ринофонии, тоническом заикании).

Поскольку состояние устной речи непосредственно связано с качеством письма и чтения, у детей с СНР-2 возникают выраженные, стойкие специфические ошибки на письме и чтении (в дальнейшем именуемых «дисграфии» и «дислексии), обусловленные как недоразвитием речи и интеллекта, так и недоразвитием процессов речевого и неречевого характера, принимающих участие в становлении этих навыков. Это умозаключение является основополагающим в постановке целей и задач коррекционной работы. Только у учащихся младших классах речь пойдет о коррекции устной речи и предупреждении возникновения ошибок на письме и чтении, а у учащихся средней и старшей школы - о коррекции устной речи и коррекции уже имеющихся недостатков письма и чтения. Однако обучение письму и чтению учащихся с СНР-2 не должно выходить на первый план. Главным образом необходимо улучшить коммуникативные способности учащихся и сформировать (развить) элементарную психологическую базу для письма и чтения через активизацию основных психических процессов, что самым благоприятным образом должно сказаться и на общем психическом развитии. Таким образом, РП обеспечивает комплексную, многоплановую индивидуальную либо групповую коррекционно-образовательную деятельность с учащимися, имеющими заключение: СНР-2 на фоне умственной отсталости.

Несмотря на то, что, в образовательном учреждении по ФГОС работают только учащиеся младших классов (1-3), это не может изменить сути общего коррекционного логопедического процесса и разделить его на тех, для кого введены новые стандарты и на тех, кто пока в стороне от нововведений. Главная цель федеральных государственных стандартов (начального, основного, среднего общего образования) заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования - повышение качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества, государства. В частности, одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенство возможностей для каждого ребенка, независимо от психофизических и других особенностей.

Надо ли говоришь, что еще задолго до введения ФГОС, логопеды работали с учетом принципов, заложенных в Стандартах второго поколения, и ставили равнозначные цели и задачи, ведь речь, объект профессиональной деятельности логопедов, – один из самых мощных факторов и стимулов развития ребенка как личности, как ученика, как гражданина. Формирование метапредметных связей (образование в любой форме неразрывно связано с речью), системно деятельный подход, формирование УУД – всегда стратегически отражались в системе коррекционной работы учителя-логопеда.


2.2 Значимая для составления РП характеристика речевого и общего развития учащихся

с СНР-2

Уровень речевого развития учащихся соответствует СНР-2. У учащихся выявлены недостатки произнесения всех групп согласных звуков, в том числе по принципу звонкости-глухости, твердости-мягкости, а так же недостатки произнесения гласных звуков просодического и моторного характера (усредненность произнесения, нечеткая и не недостаточно фиксируемая артикуляция и сила звучания и пр.) Отмечается полная или частичная дезориентация в ротовой полости, фиксация и выполнение любых артикуляционных движений затруднены из-за отсутствия навыков, ненормализованного тонуса мышц лица и артикуляционного аппарата и, в некоторых случаях, особенностями строения и ограничения его подвижности.

Дети пользуются простой, крайне упрощенной, структурно резко измененной фразой. Понимание речи снижено. Активный словарь крайне бедный. Выявлены резкие аграмматизмы устной речи, касающиеся согласования всех частей речи в роде, числе, падеже; употребления некоторых простых и всех сложных предлогов (чаще отмечается выпадение предлогов из речевого потока или их грубое искажение).

Навыки словообразования, практически, отсутствуют. Отмечается резкое недоразвитие фонематического восприятия; объем слухоречевой памяти ограничен: на материале гласных звуков, удерживается и воспроизводится не более 2-х разных единиц, не усложненных ритмом, ударением и другими просодическими характеристиками. Количество одинаковых воспринимаемых единиц искажается, что обусловлено как недоразвитием памяти, так и несформированностью важнейших сукцессивных и аналитико-синтетических операций. Слухо-моторные и зрительно-моторные координации не развиты, или развиты крайне недостаточно. Внутренний счет не сформирован, или ограничен пределами 1-2 ед. Простой ритмический рисунок воспроизводится со значительными искажениями.

Элементарнейшие навыки языкового анализа и синтеза на уровне звук, слог, слово не сформированы или проводятся только с помощью логопеда и только на наглядном материале без оречевления ситуации (не более 2 ед.)

Простые одноступенчатые словесные инструкции не всегда выполняются точно из-за дефицита регуляторных процессов и, как правило, сопровождаются дополнительными движениями и действиями (крики, смех, прыжки, кривлянье и т.д.) У большинства учащихся выявлено недоразвитие и зрительно-моторно-пространственных процессов, что вносит дополнительные трудности в освоении навыков письма и чтения для учащихся 1-2-х классов и служит причиной возникновения специфических и грубейших ошибок и искажений на письме и чтении, у учащихся, начиная с 3-го класса.

В большинстве своем, вследствие проведенной ранее коррекционно-воспитательной работы всего педагогического коллектива, учащиеся не имеют резких выраженных поведенческих проблем и особых нареканий со стороны учителей. У учеников первых годов обучения отмечаются выраженные поведенческие проблемы, обусловленные дефицитом регуляторных процессов.

Примечание. Учащиеся 1-х классов и вновь поступившие дети из других классов с СНР-2 часто не имеют практических и крайне необходимых для успешной коррекционной работы навыков, которые должны формироваться под руководством и контролем логопеда в дошкольном возрасте или, в крайнем случае, формироваться параллельно с процессом обучения при поступлении ребенка в первый класс. Естественно, что таким учащимся основное время коррекционной деятельности логопеда необходимо отводить на непредусмотренные в школе виды работ, касающихся развития дыхания, артикуляционной моторики, нормализации тонуса мышц лица и артикуляционного аппарата, постановке звуков, формированию слоговой структуры слова, формированию основных просодических элементов, развитию важнейших элементарных аналитико-синтетических операций языкового, слухового и зрительного характера, которые, в свою очередь, зависят от состояния соответствующих видов памяти и внимания и других факторов.

С другой группой детей с СНР-2 (начиная со второго класса), которые при поступлении в школу имели более низкий уровень речевого развития (СНР-0, СНР-1), была проведена соответствующая коррекционная работа, которая позволила улучшить качество их речи и вывести ее на недостаточный, но более высокий уровень развития.

Таким образом, представленная ниже логопедическая характеристика носит обобщающий характер и не учитывает динамику развития учащихся, прошедших курс логопедических занятий. Данное замечание относится и к группе учащихся с СНР-0-1 и СНР-3.


2.3.Основные дидактические принципы, положенные в основу РП.

  • Онтогенестический (построение программы с учетом развитие речи в онтогенезе).

  • Принцип комплексности (коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).

  • Принцип максимальной опоры на различные анализаторы; - опоры на сохранные звенья нарушенной функции; - поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

  • Принцип дифференцированного подхода (осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевого дефекта);

  • Принцип у учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором коррекционная работа строится с учетом возможностей отдельно взятого ребенка на данный момент.

  • Принцип поэтапного усложнения материала, с постепенным переходом на более высокий уровень изучаемого материала при многократном повторении и цикличности.

  • Кроме того, одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью является знание особенностей психофизического, интеллектуального и речевого развития в норме и патологии и умение создать специальную среду для стимулирования и развития речи детей с умственной отсталостью.

2.4. Планирование результатов реализации РП.

Необходимо отметить, что наибольшую трудность и непредсказуемость в работе логопеда представляет планирование результатов реализации программы. В первую очередь это касается коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения. Ни один опытный логопед не может предугадать сроки постановки и, особенно, автоматизации звуков у отдельно взятого умственно отсталого ребенка. В некоторых случаях они растягиваются на несколько лет. Для сравнения – детям с ОНР-2 в массовых детских садах (дети с нормальным интеллектом, но имеющие речевые нарушения сходного характера) на устранение дефектов звукопроизношения отводится до 4-х лет. Обучение таких детей в массовых школах не предусмотрено по объективным причинам: они не смогут, ни при каких обстоятельствах, усвоить школьную программу. При работе с умственно отсталыми школьниками эти сроки увеличиваются в разы, что обозначено во всей специальной методической литературе (Певзнер М.С, Власова Т.А., Дульнев Г.М., Лалаева Р.И., Петрова В.Г., Садовникова И.Н. и др.).

РАЗДЕЛ III.

ОБЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Кроме непосредственно коррекционной логопедической работы, для успешной реализации РП необходимо уделять большое внимание и другим направлениям работы учителя-логопеда, без разрешения которых логопедический коррекционно-развивающий процесс малоэффективен (см. раздел «Общая работа учителя-логопеда».

3.1. Основные направления общей работы учителя-логопеда.

Направления работы

Краткое содержание общей работы

Сроки реал-ции

Диагностическая

Обследование устной речи детей, зачисленных на логопедические занятия с целью определения уровня речевого развития по основным направлениям (звукопроизношение, просодика, фонетика, лексика, грамматика, связная речь). Определение уровня развития процессов, отвечающих за формирование навыка чтения речевого и неречевого характера. Обследование качества чтения со 2 класса, (техника, способ чтения, понимание прочитанного материала на уровне слог-слово, в зависимости от степени сформированности навыка.) Определение уровня развития процессов, отвечающих за формирование навыка письма, у всех детей, зачисленных на логопедические занятия. Обследование состояния письма у детей, начиная со 2 класса (запись под диктовку на материале ряда геометрических фигур, звукоряда, простых слогов.) Обследование состояния письма, детей, начиная со 2 класса (списывание, запись под диктовку на материале геометрических фигур, звукоряда, слогов, коротких слов). Определение степени сформированности базовых знаний по адаптированной программе по письму и чтению (со 2 класса). По мере необходимости, обследование вновь поступивших детей.

Сентябрь, май






Коррекционная

Проведение коррекционных занятий с детьми, зачисленными на логопедические занятия, в соответствии с РП, перспективно-тематическим планированием и расписанием по направлениям: устранение недостатков устной речи и просодики– формирование психологической базы чтения и письма – устранение пробелов в усвоении адаптированного программного материала по чтению, письму.

В течение года



Организационная

Составление РП. Составление общего плана работы на учебный год по всем разделам деятельности. Составление графика работы на учебный год. Составление расписаний занятий на учебный год с учетом индивидуальной формы организации занятий, в том числе, в присутствии родителей или опекунов. Составление списков учащихся, зачисленных на логопедические занятия (индивидуальные списки с логопедическим заключением, списки по подгруппам). Составление перспективно-тематического планирования для каждой группы уч-ся в соответствии с логопедическим заключением. Организация и проведение родительских собраний, консультаций и практических семинаров. Организация и проведение консультаций и практических семинаров для учителей, психологов и других участников коррекционно-развивающего процесса.

Сентябрь, май





В течение года

Ведение документации

Занесение результатов обследования в речевые карты. По мере необходимости, оформление речевых карт на вновь поступивших детей, нуждающихся в логопедической помощи. По мере необходимости, составление характеристик-представлений на детей, зачисленных на логопедические занятия; оформление протоколов внутренних консилиумов. Оформление аналитического отчета о состоянии чтения у детей, начиная со 2 класса. Оформление аналитического отчета о состояния письма у детей, начиная со 2 класса. Составление перспективно-тематического планирования для каждой возрастной группы детей в соответствии с логопедическим заключением. Составление плана (и отчета) по основным направлениям деятельности учителя-логопеда. Составление отчета на основании результатов обследований в начале и конце учебного года с использованием сравнительного анализа и отображением динамики по основным направлениям коррекционной работы (устная речь, письмо, чтение, овладение адаптированным программным материалом по чтению, письму). Ведение журнала посещаемости учащихся.

Сентябрь Май

В течение года







Сентябрь

В течение года

Методическая

Использование современных и традиционных логопедических приемов в работе с детьми. Участие в методических объединениях, круглых столах и семинарах для учителей-логопедов на базе различных учреждений г. Москвы. Участие в различных методических мероприятиях педагогов учреждения. Оказание консультативно-методической помощи педагогам учреждения, специалистам, родителям или опекунам детей в вопросах профилактики (устранения) недостатков письма и чтения у учащихся. Разработка новых методических разработок из области коррекционной педагогике. Реализация методических материалов из опыта работы (публикации материалов.) Выступление со стендовыми докладами по реализации педагогического опыта на городских или региональных конференциях, посвященных проблемам дефектологии.

В течение года





В течение года




Взаимосвязь с родителями, опекунами и специалистами учреждения

Привлечение родителей в коррекционный процесс с целью выработки единой направленности в коррекционной работе. По мере необходимости, проведение внутренних консилиумов с психологами учреждения по результатам обследования. По мере необходимости, проведение внутренних консилиумов совместно с психологами, воспитателями и другими специалистами «ЦССВ». По мере необходимости, проведение анализа имеющихся медицинских данных на детей, зачисленных на логопедические занятия, с целью уточнения характера и этиологии выявленных нарушений речи, письма и чтения. Проведение индивидуальных консультаций для родителей или опекунов по развитию речи детей во внеурочное время; по профилактике (устранению) недостатков письма и чтения; по оказанию помощи в освоении школьной программы по письму, чтению, русскому языку, в зависимости от возраста учащихся.

Сентябрь. Май



В течение года

В течение года по индивид. расписанию

Укрепление материально-технической базы кабинета. Оборудование кабинета

Создание развивающей среды. Оформление кабинета. Подбор дидактического материала для проведения всестороннего обследования детей (устная речь, письмо, чтение, программный материал по чтению, письму, русскому языку) различного возрастного уровня. Изготовление и систематизация дидактических пособий и наглядного материала по устранению недостатков письма и чтения при дефиците речевых процессов. Изготовление и систематизация дидактических пособий и наглядного материала по устранению недостатков письма и чтения при дефиците неречевых процессов.

В течение года






Самообразование

Изучение материалов по ФГОС. Изучение классической и современной методической литературы по коррекционной педагогике, специальной психологии, логопедии. Работа по теме самообразования. Участие в ежегодных научно-практических конференциях по программе коррекционной педагогики.

В течение года


Примечание: подробно диагностическое направление работы будет рассмотрено в разделе «Коррекционная работа». Остановимся на одном из важнейших направлений общей работы учителя-логопеда, который непосредственно связан с коррекционным процессом - работа с родителями (или воспитателями ЦССВ).

2.2. Форма и основные направления работы с родителями.

Форма работы с родителями осуществляется в нескольких вариантах.

      1. Индивидуальное консультирование, которое проводится 1 раз в неделю в отведенное время на протяжении всего учебного года, в том числе во время каникул (количество часов в дни каникул увеличивается). Ведется документация, в которой отражается дата и тема индивидуальной консультации. Особое внимание уделяется родителям учащихся 1-х классов, так большинство детей по тем или иным причинам не получали полноценную логопедическую помощь до школы.

      2. К групповым формам работы с родителями относится анкетирование, которое позволяет выявить реальные родительские запросы, а так же практические семинары и родительские собрания.

Примерные темы родительских собраний


Дата

Тема

1.

Конец сентября

Общие моменты. О результатах логопедического обследования. Что означает логопедическое заключение «СНР-2»

2.

Конец мая

Общие моменты. О результатах коррекционной работы. Основные методические рекомендации на период летних каникул.



Примерные темы практических семинаров для родителей

Дата

Тема

1.

Дни осенних каникул

Роль родителей в коррекционной работе по постановке и автоматизации поставленных звуков.

2.

Дни зимних каникул

Навыки письма и чтения как сложный психический процесс. Общие рекомендации по становлению и закреплению речевых навыков.

3.

Дни весенних каникул

Основные приемы работы по развитию речи учащихся во внеурочное время (формирование и развитие лексико-грамматических категорий)



РАЗДЕЛ IV

НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Форма, режим организации образовательной деятельности.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические занятия проводятся с 16 сентября по 14 мая. Режим занятий с учащимися зависит от их возраста учащихся и других объективных показателей (например, общее количество занятий по ФГОС составляет 2 часа в неделю).

Общее количества занятий варьируется от 2 до 4 занятий в неделю, что, исходя из общего количества учебных недель в год, составляет, соответственно, 68, 102 и 136 занятий/год.

Организационная форма логопедической работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, продолжительностью от 15 до 30 минут соответственно. Кроме того, в некоторых случаях приходится сокращать время занятия до 10 минут, что может быть обусловленным состояние психофизического здоровья некоторых учащихся.


4.2.Основные направления коррекционной работы

Исходя из особенностей психофизического и речевого развития учащихся с СНР-2, необходимо определить основную цель курса и выделить основные направления коррекционной логопедической работы:

  • Диагностика состояния общего и речевого развития учащихся.

  • Коррекция (формирование) устной речи.

  • Формирование и развитие навыков письма и чтения через активизацию основных психических процессов речевого и неречевого характера.

  • Работа с родителями.


4.3.Основные цели коррекционной работы.

1. Повышение качества устной речи.

  1. Оказание помощи в усвоении адаптированного программного материала по письму и чтению (в зависимости от возраста учащихся с СНР-2.)

  2. Повышение общего уровня развития учащихся через развитие речи, развитие процессов речевого и неречевого характера, участвующих в становлении и развитии навыков письма и чтения (в том числе, аналитико-синтетических).

  1. Вовлечение родителей в коррекционный процесс (во внеурочное время) по индивидуальным рекомендациям логопеда.

4.4. Основные задачи коррекционной работы.

    1. Поэтапное устранение недостатков устной речи по направлениям «просодика», «звукопроизношение», «фонетика».

    2. Поэтапное формирование активного словаря и лексико-грамматических категорий; поэтапное формирование элементарной фразовой речи.

    3. Поэтапное развитие процессов речевого и неречевого характера, прямо или косвенно участвующих в становлении и развитии навыков письма и повышающих уровень общего развития учащихся.

    4. Поэтапное проведение элементарных аналитико-синтетических операций на материале воспринимаемых объектов речевого и неречевого характера с поэтапным увеличением количества воспринимаемых объектов.

    5. Поэтапное формирование и развитие элементарного пассивного учебно-терминологического словаря по разделам «письмо», «чтение», «русский язык» (в зависимости от возраста учащихся с СНР-2).

РАЗДЕЛ V

СОДЕРЖАНИЕ КОРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С СНР-2

5.1. Диагностика.

Дифференциальная диагностика проводится по всем основным направлениям коррекционной логопедической работы - устная речь, акт чтения (или предпосылки чтения), акт письма (или предпосылки письма). У учащихся 1-х классов обследование чтения и письма сводится к определению знания некоторых букв, степени сформированности моторного навыка и определению состояния процессов, влияющих на становление письма и чтения, в том числе аналитико-синтетических. У учащихся остальных классов степень овладения навыком чтения определяется на материале букворяда, ряда простых слогов (редко-простых слов). Степень овладения навыком письма определяется на материале геометрических фигур, букворяда, ряда слогов, коротких слов (списывание), звукоряда, ряда слогов, коротких слов (запись под диктовку). Целью логопедического обследования является определение зоны ближайшего развития учащихся, выявление сохранных и дефектных звеньев речевого и общего развития, индивидуальных психофизиологических особенностей и эмоционально-волевых качеств каждого ребенка и разработка индивидуального маршрута развития через устранение имеющихся недостатков в соответствии с полученными данными.

Основные диагностические мероприятия.

Примечание: почти все обследование проводится без активного оречевления ситуаций учащимися, учитывая низкий уровень речевого развития учащихся с СНР-2, за исключением определения состояния звукопроизношения и просодики.

  • Определение уровня развития устной речи по основным направлениям и просодики;

  • определение состояния слуховых процессов (восприятие, внимание, объем памяти, наличие или отсутствие элементарных аналитико-синтетических операций);

  • определение состояния слухоречевых процессов (восприятие, внимание, объем памяти, наличие или отсутствие элементарных аналитико-синтетических операций);

  • определение состояния зрительных процессов (восприятие, внимание, объем памяти, наличие или отсутствие элементарных аналитико-синтетических операций);

  • определение степени сформированности пространственно-временных представлений (наличие или отсутствие, степень овладения пространственно-временными терминами и понятиями, состояние элементарных аналитико-синтетических операций);

  • определение степени сформированности навыков языкового анализа и синтеза в зависимости от возраста учащихся (звукобуквенного, слогового);

  • определение состояния некоторых неречевых процессов (сукцессивных, в том числе, работа по словесной инструкции, зрительно-моторно-пространственных, слухомоторных, зрительномоторных, слухозрительных координаций);

  • определение состояния мелкой моторики, конструктивных и графомоторных навыков;

  • определение уровня общего развития учащихся с выявлением зоны ближайшего развития (запас знаний и представлений об окружающем мире, навык счета и счетных операций, состояние мыслительных операций сравнения, сопоставления, классификации, обобщения);

  • определение степени сформированности регуляторных процессов (внимания, мотивация, самоконтроль, планирование деятельности, в том числе, планирование речевого высказывания).

Начиная со второго класса, проводится дополнительное обследование:

  • состояния чтения (наличие акта чтения, качество навыка);

  • состояния письма (наличие акта письма; качество навыка при выполнении различных видов работ: списывание, выборочное списывание, запись под диктовку, выборочная запись под диктовку, запись по памяти).

Результаты логопедических обследований заносятся в речевые протоколы (карты).

5.2. Основные коррекционные мероприятия по устранению недостатков устной речи и профилактике (коррекции) недостатков письма и чтения.

Работа с гласными.

  1. Продолжить работу по нормализации тонуса мышц лица и арт. аппарата.

  2. Продолжить работу по отработке артикуляции гласных звуков с введением дополнительных видов работ по фиксации позы (увеличение время фиксации), дифференциациям фонематическим, моторным, зрительным; устранению просодических недостатков ( модуляция, речевое дыхание, темп, ритм); развитию лицевой мускулатуры, в том числе выполнение основных мимических упражнений («мимические этюды».)

  3. Увеличение объема слухоречевой памяти на материале одинаковых и разных гласных (от 2-х до 3-х), с подключением соотнесенного счета, ритма, просодики. Формирование и развитие координаций.

  4. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки первого ряда.

  5. Проведение элементарного звукового, звукобуквенного анализа и синтеза на материале звукоряда с оречевлением ситуации.

  6. Диктант, списывание, выборочное списывание, запись по памяти на материале звукоряда (на первом этапе, все виды «письменных» работ производятся карточками-заготовками).

  7. Чтение букворяда со знакомыми согласными без усложнения; с усложнением просодическими характеристиками. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

Работа с «ранними» неоппозиционными» согласными

  1. Уточнение произнесения или постановка всех простых «ранних» неоппозиционных согласных; автоматизация их на уровне «слоги различных типов, простые слова без стечения согласных» с одновременной дифференциацией любых пар. Формирование слоговой структуры слова на слоге со стечением согласных имеющихся или поставленных согласных. Увеличение объема слухоречевой памяти на материале одинаковых слоговых единиц (от 2-х до 3-х) с подключением соотнесенного счета, ритма, просодики. Формирование и развитие координаций.

  2. Знакомство с буквами, обозначающими некоторые имеющиеся или поставленные согласные «простого» типа.

  3. Проведение элементарного звукового, звукобуквенного анализа и синтеза на материале открытого слога. Проведение элементарного анализа ряда одинаковых и различных по одному признаку слогов (от 2-х до 3-х ) с оречевлением ситуации.

  4. Диктант, списывание, выборочное списывание, запись по памяти на материале закрытых слогов (на первом этапе, все виды «письменных» работ производятся карточками-заготовками).

  5. Чтение слогов открытого типа со знакомыми согласными без усложнения, далее, с усложнением просодическими характеристиками. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида»)

Работа с простыми согласными, оппозиционными по принципу «твердости и мягкости

  1. Устранение дефектов смягчения на «простых» согласных с одновременной дифференциацией твердых и мягких фонем на слогах закрытого типа с переходом на некоторые слова .

  2. Увеличение объема слухоречевой памяти на материале цепочек слогов (от 2-х до 3-х) с подключением соотнесенного счета, ритма, координаций, просодики.

  3. Диктант, списывание, выборочное списывание, запись по памяти на материале цепочек слогов

закрытого типа (на первом этапе все виды «письменных» работ производятся карточками-заготовками).

  1. Чтение цепочек слогов закрытого типа со знакомыми согласными и гласными без усложнения. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

Работа с простыми согласными, оппозиционными по принципу «звонкости-глухости»

  1. Устранение дефектов оглушения на простых согласных с одновременной дифференциацией звонких и глухих согласных на слогах открытого типа и некоторых словах, в зависимости от возможностей конкретного ребенка.

  2. Диктант, списывание, выборочное списывание, запись по памяти на материале цепочек слогов открытого типа (на первом этапе, все виды «письменных» работ производятся карточками-заготовками).

  3. Чтение цепочек слогов закрытого типа со знакомыми согласными и гласными без усложнения. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида»)

Работа с оппозиционными согласными

  1. Продолжить работу по отработке основных арт. укладов, необходимых для постановки всех групп согласных звуков с нормализацией тонуса и фиксацией необходимой позы.

  2. Поэтапная постановка звуков в зависимости от возможностей отдельно взятого ребенка; автоматизация поставленных звуков на уровне «слог закрытый, открытый, некоторые слова» с одновременной дифференциация с оппозиционными фонемами.

  3. Знакомство с буквами, обозначающие поставленные звуки.

  4. Диктант, списывание, выборочное списывание, запись по памяти на материале цепочек слогов открытого типа (на первом этапе, все виды «письменных» работ производятся карточками-заготовками).

  5. Чтение закрытых слогов с поставленными звуками уже на уроне автоматизации (по возможности, с одновременной дифференциацией оппозиционных согласных на уровне «слог»). Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

Восприятие и внимание зрительное, слуховое, тактильное.

  1. Продолжить работу по активизации тактильного восприятия с оречевлением ощущений (форма, количество /до 2-х/, качество). Продолжить работу по дифференциации воспринимаемых объектов по величине (большой, маленький); по форме (квадрат, круг, треугольник, ромб, прямоугольник); по качеству (сухой, мокрый, тяжелый, легкий) с оречевлением ситуации. Анализ и синтез воспринимаемых рядов.

  2. Продолжить работу по фиксации внимания на слуховых рядах (звучащие игрушки, музыкальные инструменты, бытовые шумы), зрительных образах (предметах, предметных картинках, цифрах, геометрических фигурах, буквах), но на более дифференцированных вариантах и с оречевлением ощущений. Увеличение объема слуховой и зрительной памяти до 3-х единиц. Анализ и синтез воспринимаемых рядов. Формирование и развитие слухомоторных и зрительно-моторных координаций.

Восприятие фонематическое; слухоречевая память, внимание

  1. Параллельно с коррекцией звукопроизношения и увеличением объема слухоречевой памяти до 3-х разных (по 1 признаку) и 3-х одинаковых речевых единиц, продолжить работу по развитию фонематического восприятия на материале имеющихся в речевом активе гласных звуков и всех групп согласных в изолированных парах, звукоряде, на закрытых, открытых слогах и некоторых словах. Поэтапное различение сильно дифференцированных звуков, затем менее дифференцированных звуков в изолированных парах, на звукоряде, на закрытых или открытых слогах. Формирование или развитие слухомоторных координаций, наряду с формированием или развитием чувства внутреннего счета.

Словарь, лексико-грамматические категории

  1. Продолжить работу по пассивному и активному накоплению словарного запаса (предметный, глагольный, признаков наречий) по лексическим темам, по альбомам Е. Иншаковой, О. Безруковой, Н. Соколенко.

  2. Пассивная и активная отработка основных форм слов-предметов (единственное и множественное число, некоторые падежные окончания).

  3. Пассивная и активная отработка грамматических категорий в работе с предложением из 2-х слов с опорой демонстрацию действия, на сюжетные картинки и вопросы: Кто? (Что?) Что делает? Что делают? Что сделал? Что сделали?

  4. Пассивная и активная отработка простых и составных пространственных предлогов с опорой на демонстрацию действия, с опорой на словесные инструкции, с опорой на вопросы и сюжетные картинки.

  5. Пассивная и активная отработка учебно-терминологического словаря по дидактическим темам «Части речи», «Языковой анализ и синтез».

Пространственная ориентация. Сукцессивные процессы. Регуляторная деятельность.

  1. Работа с числовыми рядами с опорой на цифры (до 10). Соотнесение счета и предмета, счета и звука. Анализ и синтез числовой последовательности с пассивным и активным оречевлением ситуации.

  2. Формирование и развитие внутреннего счета (до 3-х). Формирование и развитие координаций на материале слуховых и зрительных объектов с использованием счета (активного, внутреннего.)

  3. Выполнение 1 и 2-х ступенчатых (далее 3-х ступенчатых) словесных инструкций без проговаривания на начальном этапе работы с использованием счета, цвета, формы и качества предметов. У некоторых учащихся возможно проговаривание операции после выполнения серий действий. Анализ и синтез серий движений с пассивным и активным оречевлением ситуации.

  4. Выполнение одноступенчатых (далее 2-х ступенчатых) словесных инструкций с использованием пространственных ориентиров и пространственных предлогов, с частичным оречевлением ситуации.

  5. Работа на листе бумаги с использованием словесных инструкций, координаций и дидактического раздаточного материала (цвет, форма, количество, гласные буквы, цифры). Ориентация на листе бумаги. Развитие графомоторных навыков. Анализ и синтез простейших рядов и последовательностей с частичным оречевлением ситуации.

  6. Пассивное и активное заучивание детских стихотворений и песен (А. Барто), с использованием ритма, счета и слухомоторных координаций.

  7. Формирование элементарного навыка самоконтроля, навыка планирования деятельности, навыка планирования речевого высказывания на всех видах и этапах коррекционной работы с частичным или полным оречевлением ситуации. Увеличение работоспособности до 20-25мин.

Каждый из представленных ниже направлений логопедической работы не является обособленным коррекционным мероприятием. Например, коррекция звукопроизношения это не только механическая постановка звуков. При проведении этих работ решаются многие запланированные коррекционные задачи речевого и неречевого плана: это нормализация тонуса мышц, развитие артикуляционной моторики, переключаемость и фиксация позы, ориентация в ротовой полости, развитие зрительного, тактильного, мышечного, слухового и фонематического восприятия, планирование деятельности, увеличение работоспособности, коррекция эмоционально-волевых процессов и т.д. Всего лишь один поставленный согласный может служить базой для формирования навыков письма и чтения. В соединении с сохранным гласным – это работа со слогом или цепочкой одинаковых слогов, что является прекрасным материалом для увеличения объема слухоречевой и зрительной памяти, а так же способствует проведению слоговых аналитико-синтетических операций с подключением координаций, ритма, интонационных и ритмических чередований. Выполнение словесных инструкций - помимо увеличения слухоречевой памяти, это прекрасный материал для развития связной речи, а именно планирования деятельности и речевого высказывания. Таким образом, решая конкретную «частную» коррекционную задачу, с учетом огромного объема работ и сжатых сроков, необходимо «выжать» из нее все возможное, в соответствии с общими запланированными задачами для успешной реализации цели. В данном случае необходимо отметить, что пора пересмотреть традиционный подход к лексическим темам, беря их за основу всей коррекционной деятельности. «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда» - эти дидактические темы не могут быть краеугольным камнем коррекционного процесса. Они лишь часть его, но не основа.

5.2. а) Коррекция звукопроизношения.

Коррекционная работа проводится по индивидуальному плану для каждого учащегося, в зависимости от характера нарушений и количества дефектно произносимых звуков (чаще всех групп звуков). Порядок устранения дефектов звукопроизношения подробно отражен в разделе 5.2.б.) Основная задача коррекционной работы заключается в том, что поставленный звук необходимо автоматизировать и дифференцировать со звуком-оппонентом устно, на письме и чтении (изолированно, на слогах, редко - в словах в зависимости от степени овладения навыками письма и чтения).

5.2. б) Поэтапная работа с гласными и согласными звуками и буквами.

Гласные звуки и буквы.

  1. Проведение работ по нормализации тонуса мышц лица и артикуляционного аппарата на материале гласных звуков.

  2. Проведение работ по отработке артикуляции гласных звуков с введением дополнительных видов работ по нормализации тонуса мышц лица и артикуляционного аппарата; по фиксации позы (увеличение время фиксации), дифференциациям фонематическим, моторным, зрительным; устранению просодических недостатков (модуляция, речевое дыхание, темп, ритм); развитию лицевой мускулатуры, в том числе выполнение основных мимических упражнений («мимические этюды».)

  3. Проведение работ по увеличению объема слухоречевой памяти на материале одинаковых и разных гласных (от 3 до 4), с подключением соотнесенного счета, ритма, просодики. Формирование или развитие слухоречевых координаций.

  4. Работа с буквами, обозначающими гласные звуки первого ряда.

  5. Проведение звукового, звукобуквенного анализа и синтеза на материале звукоряда и букворяда с оречевлением ситуации (с частичным оречевлением).

  6. Диктант, списывание, выборочный диктант, выборочное списывание, запись по памяти на материале звукоряда.

  7. Чтение букворяда со знакомыми согласными с усложнением ритмом, координациями, ударением, темпом, просодическими характеристиками. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

Ранние неоппозиционные согласные.

  1. Произнесение открытых, закрытых слогов в заданном количестве и заданной последовательности с одновременной дифференциацией любых пар слогов.

  2. Проведение звукобуквенного анализа и синтеза на отдельном слоге любого типа; на цепочке слогов, на словах с оречевлением ситуации.

  3. Отработка слоговой структуры на слогах со стечением согласных. Увеличение объема слухоречевой памяти на материале одинаковых слоговых единиц (от 3-х до 4-х) с подключением соотнесенного счета, ритма, просодики. Развитие координаций.

  4. Работа с буквами, обозначающими согласные «простого» типа. Чтение слогов различной сложности по слоговым таблицам по методике Корнева А.Н. Усложнение чтения ритмом, координациями, ударением, темпом, просодическими характеристиками. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

  5. Диктант, списывание, выборочный диктант, выборочное списывание, запись по памяти на материале слогов различного типа.

Простые согласные, оппозиционные по принципу «твердости и мягкости

  1. По мере необходимости, продолжить работу по устранению дефектов смягчения на «простых» согласных с одновременной дифференциацией твердых и мягких фонем на слогах закрытого типа с переходом на слова.

  2. Произнесение открытых, закрытых слогов, далее, слов, в заданном количестве и заданной последовательности с одновременной дифференциацией любых пар.

  3. Работа с буквами (гласные первого и второго ряда, в позиции смягчения, «ранние» согласные). Чтение слогов, типа ПА-ПЯ, с поэтапным увеличением цепочек слогов до 3-х единиц с подключением ритма, темпа, координаций, ударений, просодики. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

  4. Увеличение объема слухоречевой памяти на материале цепочек слогов (от 3-х до 4-х) с подключением соотнесенного счета, ритма, координаций, просодики.

  5. Диктант, списывание, выборочный диктант, выборочное списывание, запись по памяти на материале цепочек слогов закрытого типа, далее, слов.

Простые согласные, оппозиционные по принципу «звонкости-глухости»

  1. По мере необходимости, продолжить работу по устранению дефектов оглушения или озвончения на «простых» согласных на слогах открытого типа, далее, на словах, с одновременной дифференциацией на слогах открытого типа и словах.

  2. Диктант, списывание, выборочное списывание, запись по памяти на материале цепочек слогов открытого типа, далее, на словах.

  3. Чтение цепочек слогов открытого типа по слоговым таблицам различного уровня сложности, с дальнейшим усложнением материала ритмом, координациями, просодикой. Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида»)

Оппозиционные согласные (свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры)

  1. Проведение работы по отработке основных артикуляционных укладов, необходимых для постановки всех групп согласных звуков с нормализацией тонуса и фиксацией необходимой позы.

  2. Проведение работы по поэтапной постановке звуков, в зависимости от возможностей отдельно взятого ребенка; поэтапная автоматизация поставленных звуков, с одновременной дифференциацией с оппозиционными фонемами.

  3. Работа с буквами, обозначающие поставленные звуки на слогах и словах различного типа.

  4. Диктант, списывание, выборочный диктант, выборочное списывание, запись по памяти на материале слогов различного типа, слов.

  5. Чтение слогов различного типа с поставленными звуками уже на уроне автоматизации (по возможности, с одновременной поэтапной дифференциацией оппозиционных согласных.) Работа со строкой. Увеличение поля зрения («Пирамида».)

5.2.в) Восприятие и внимание зрительное, слуховое, тактильное.

  1. Проведение работ по активизации тактильного восприятия (форма, количество, качество). Продолжить работу по дифференциации воспринимаемых объектов по величине, форме, качеству с оречевлением ситуации. Анализ и синтез воспринимаемых рядов.

  2. Проведение работ по фиксации внимания на менее, затем на более дифференцированных слуховых рядах (звучащие игрушки, музыкальные инструменты, бытовые шумы); зрительных образах (предметах, предметных картинках, цифрах, геометрических фигурах, буквах, слогах, словах) с оречевлением ощущений (или частичным оречевлением). Увеличение объема слуховой и зрительной памяти до 3-5 единиц. Анализ и синтез воспринимаемых рядов. Развитие слухомоторных и зрительно-моторных координаций.

5.2 г) Восприятие фонематическое; слухоречевая память, внимание

1. Параллельно с коррекцией звукопроизношения и увеличением объема слухоречевой памяти, продолжить работу по развитию фонематического восприятия на материале имеющихся в речевом активе гласных звуках, всех групп согласных в изолированных парах, звукоряде, на слогах всех типов, на словах с подключением слухомоторных координаций и просодики.

5.2.д) Словарь, лексико-грамматические категории

1. Проведение работ активному накоплению словарного запаса (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий) по лексическим темам, по альбомам Е. Иншаковой, О. Безруковой, Н. Соколенко. Составление цепочек родственных слов, с целью выработки языкового чутья на отдельные группы слов.

2. Проведение работ активному накоплению словарного запаса (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий) по лексическим темам, по альбомам Е. Иншаковой, О. Безруковой, Н. Соколенко. Составление цепочек родственных слов, с целью выработки языкового чутья на отдельные группы слов.

3. Отработка основных грамматических категорий (согласования всех частей речи в роде, числе, падеже). Пассивная и активная отработка простых и составных пространственных предлогов с опорой на демонстрацию действия, с опорой на словесные инструкции, с опорой на вопросы и сюжетные картинки.

  1. Активная отработка грамматических категорий в работе с предложением без предлога с заданным количеством слов (от 2-х), с опорой на сюжетные картинки и вопросы (по методике Ефименковой). Отработка грамматических категорий в работе с предложением с предлогом, с опорой на действие (далее, действия), на сюжетные картинки и вопросы.

  2. Пассивная и активная отработка учебно-терминологического словаря по дидактич. темам

5.2.е) Пространственная ориентация.

Сукцессивные процессы. Регуляторная деятельность.

  1. Работа с числовыми рядами с опорой на цифры (до 10). Соотнесение счета и предмета, счета и звука. Анализ и синтез числовой последовательности с пассивным и активным оречевлением ситуации.

  2. Формирование и развитие внутреннего счета (до 5-х). Формирование и развитие координаций на материале слуховых и зрительных объектов с использованием счета (активного, внутреннего.)

  3. Выполнение 2-3-х словесных инструкций с проговариванием, с подключением счета, цвета, формы и качества предметов. Анализ и синтез серий движений с активным оречевлением ситуации.

  4. Выполнение 2-3-х ступенчатых словесных инструкций с использованием пространственных ориентиров и пространственных предлогов, с частичным оречевлением ситуации.

  5. Работа на листе бумаги с использованием словесных инструкций, координаций и дидактического раздаточного материала (цвет, форма, количество, гласные буквы, цифры). Ориентация на листе бумаги. Развитие графомоторных навыков. Анализ и синтез простейших рядов и последовательностей с частичным оречевлением ситуации.

  6. Активное заучивание детских стихотворений и песен с использованием ритма, счета и слухомоторных координаций.

  7. Формирование и развитие навыка самоконтроля, навыка планирования деятельности, навыка планирования речевого высказывания на всех видах и этапах коррекционной работы с частичным или полным оречевлением ситуации. Увеличение работоспособности до 30-40 мин.

5.2.ж) Развитие связной речи.

  1. Все разделы коррекционной работы предусматривают практическое развитие связной речи на изучаемом материале (оречевление любых учебных ситуаций на материале воспринимаемых объектов, при проведении аналитико-синтетических операций, при работе над любыми последовательностями и рядами: числовыми, зрительными, ритмическими, пространственно-временными). Целенаправленная работа по развитию связной речи по методике Ефименковой Л.Н., отражена в разделе «Словарь, лексико-грамматические категории». Формирование и развитие навыка планирования речевого высказывания проводится по методике Воробьевой.

  2. По мере овладения учащимися навыками письма и чтения, вводятся дополнительные виды работ на материале текста (языковой анализ и синтез, техника чтения, ориентация в материале, понимание прочитанного материале, развитие устной речи (пересказ, планирование речевого высказывания).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!