СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Корень как значимая часть растения и слова».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является формирование  у учащихся навыка анализа предмета исследования (корня) на примере интеграции знаний, полученных на уроках биологии и русского языка.

Просмотр содержимого документа
««Корень как значимая часть растения и слова».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе

«Корень как значимая часть растения и слова».

Авторы: Матросова Е.С., учитель биологии, Бундина С .Аучитель русского языка

Психолого-педагогическая характеристика класса.


Класс, в котором проводился данный урок, состоит из 26 человек, 17 мальчиков, 9 девочек. У ребят неустойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на хорошо и удовлетворительно. Хотя среди учащихся есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе, это в основном девочки. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей, в том случае, если ребята заняты творческими видами деятельности, активно реагируют на новые формы работы, любят работать в группах.

Анализ темы.

Тема данного урока выбрана с учетом программы по русскому языку и биологии в 6 классах. За основу урока взято повторение и обобщение темы «Корень» как с точки зрения русского языка, так и науки биологии. На данном уроке используется УМК по биологии В.В.Пасечника.

Выбор цели и задач урока.

Целью данного урока является формирование у учащихся навыка анализа предмета исследования (корня) на примере интеграции знаний, полученных на уроках биологии и русского языка.

Цель – предмет (предметный результат): ученик научиться обобщать знания о строение корня как биологического и лингвистического объекта

Цель – способ (метапредметный результат): ученик научиться анализировать, систематизировать и интегрировать знания разных наук для построения целостной картины мира.

Цель – ценность (личностный результат): у ученика появится интерес к исследованию объекта с точки зрения разных наук; он апробирует разные формы взаимодействия с одноклассниками в рамках делового общения (свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организация диалога), приобретет социальную компетентность

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия.

В качестве системы обучения используются элементы технологии критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Каждый этап урок проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности.

Тип урока: исследовательский проект (творческое обобщение)

Методы обучения: частично-поисковый

Деятельность учащихся организована в форме групповой работы.

Оборудование урока: карточки с заданиями, гербарий растений с различными корневыми системами, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).









СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

этап урока

подэтап урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

позновательная

коммуникативные

регулятивные

Осуществляе мые действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляе мые действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляе мые действия

Формируемые

способы

деятельности

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт








1.2. Мотивация (проблемная ситуация)





1.3. Постановка учебной задачи

Готовность наглядности и оборудования к уроку.

Приветствует детей. Информирует учащихся о совместном уроке биологии и русского языка. Просит учащихся разделиться на группы. Создаёт позитивный настрой.


Задает вопрос - Какой теме может быть посвящен совместный урок биологии и русского языка?






Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей систематизации изученного предметного содержания. На основе полученных ответов, просит учащихся сформулировать тему урока.

Тема нашего урока - «Корень как значимая часть растения и слова».

Какой предмет исследования будем рассматривать? Знания каких учебных предметов будем использовать для этого?

Что будем рассматривать и у корня? Попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель нашего урока – научиться анализировать предмет исследования (корень) на примере интеграции знаний, полученных на уроках биологии и русского языка.













На основе своего жизненного опыта и полученных знаний пытаются ответить на поставленный вопрос

Выделяют аспекты исследования и сравнения корня (строение, значение, применение)














умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей


















Приветствуют учителя. Делятся на группы









Слушают ответы одноклассников







Слушают ответы одноклассников

Умение интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.





умение воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения




умение воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения













каждый самостоятельно формулирует ответ на вопрос





формулируют тему и цели урока

















умения самостоятельно выдвигать варианты ответов на поставленный вопрос




умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, умение самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач

2. Операционно – познавательный

2.1. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и усвоения.


2.2.


Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, развитие умения отделять главное от второстепенного.

Что такое корень? Попробуйте ответить на этот вопрос и с точки зрения биологии и русского языка.

Давайте выясним, почему корень является значимой частью и растения и слова.




Формирование навыков опытно – исследовательской деятельности: групповое выполнение работы с последующей взаимопроверкой. Актуализация самостоятельной работы школьников на проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний по предмету.

Давайте выясним, почему корень является значимой частью и растения и слова. Для этого мы будем работать по группам. Каждая группа ищет на столе задание 1, и течении 2 минут работает с этим заданием, затем мы все вместе слушаем ответы.

Отвечают на поставленный вопрос.

РЯ — значимая часть слова, содержащая ядро лексического значения слова

Б — вегетативный орган растения, значимая часть растения.


Учащиеся выполняют задания в группах, отвечают на вопросы, актуализируя усвоенные ранее знания о корне как о значимой части растения и слова.


умение давать определения понятий, умение выделять существенные характеристики объектов













воспроизводить информацию по памяти, работать с натуральными объектами,, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить анализ объекта по заданным критериям

Слушают ответы одноклассников

















Учащиеся выполняют задания в группах,

умение воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения














умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

каждый самостоятельно формулирует ответ на вопрос



умения самостоятельно выдвигать варианты ответов на поставленный вопрос














умение организовывать свою учебную деятельность: планирование – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы, умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно


3. Рефлексивно - оченочный

3.1. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль

















3.2. Рефлекси

я




3.3. Домашнее задание



Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины их возникновения, искать пути устранения затруднений и реализовать их; групповое составление синквейна – как вывода по теме данного урока.

Итак, мы с вами осуществили многоаспектный анализ корня, используя знания биологии и русского языка, какой бы вывод вы сделали из этого анализа?

В какой области знаний, жизни мы можем еще встретиться с корнем? Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока – ЗРИ В КОРЕНЬ (К. Прутков) Как вы понимаете эту фразу?

Формирование эмоционально-ценностного отношения к пережитому опыту посредством создания синквейна.

Организация внешкольной продуктивной работы учеников

Написать сочинение рассуждение на тему «Корень — основа всего»



Учащиеся обсуждают области знаний и жизни, где можно еще встретиться с корнем (математика, семья,научая деятельность и т.д.), делают выводы, анализируют эпиграф урока
















Создание группами синквейна

умение строить высказывания в устной форме, умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.

Учащиеся обсуждают области знаний и жизни, где можно еще встретиться с корнем, делают выводы, анализируют эпиграф урока

Вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам


представлять результаты свое работы, осуществлять рефлексию своей деятельности
































способствовать творческому поиску учащегося на эффективное использование возможностей информационно-образовательного пространства















ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

( 2 группы работают с биологическим материалом, 2 группы работают с лексическим материалом)

1.Доказательства значимости корня.

1 группа. Назовите функции корня растения.

2 группа. Докажите, что без корня растение существовать не может.

3 и 4 группы. Из данных морфем составьте слова. Кто больше?

-адрес-, ек-, -н-, -ден-, -овраж-, -ый, -б-, -а, -друж-, -кось-, -служ-, -ходь-, -дед-, -ов-, -ск-, -ий, -изн-, -бел-, -нов-, -ключ-, -плащ-, -шкаф-, -хвост-, -ик-, -ист-, -гитар-, -журнал-, -юмор-, -фигур-, -оват-, -страш-, -труд-, -холод-,-ок-

Без какой морфемы не может быть слова?



2. Модификация (видоизменение) корней.

1 и 2 группа. Выпишите родственные слова столбиками.

Бороться, светило, смириться, дворняга, мириться, подгорелый, горняк, борьба, придворный, свет, предгорье, побороть, мирный, горный, светляк, борец, гора, надворный, светить, примирить, подгорный, протереть, светлый, дворовый, светильник, двор, загорать, замирать, загар, расти, растение, росток, произрастать, заросли, срастись, заря, зорька, подбирать, подберу, умирать, умереть, замереть, протирать

Видоизменяясь или модифицируясь корень, теряет свое назначение? Он остается значимой частью?

3 группа. Вспомните, какие корни могут иметь растения?

Назовите видоизмененные корни свеклы, плюща, баньяна и орхидеи.

Для чего видоизменились корни этих растений?

Какие корни видоизменились?

Видоизменяясь или модифицируясь корень, теряет свое назначение? Он остается значимой частью?


4 группа. Вспомните, какие корни могут иметь растения?

Назовите видоизмененные корни пандана, ивы, георгина и бобовых растений.

Для чего видоизменились корни этих растений?

Какие корни видоизменились?

Видоизменяясь или модифицируясь корень, теряет свое назначение? Он остается значимой частью?

Совокупность корней

1 группа. Среди гербарных экземпляров найдите растения с мочковатой корневой системой. Докажите, что эта система мочковатая.

2 группа. Среди гербарных экземпляров найдите растения со стержневой корневой системой. Докажите, что эта система стержневая.

3 группа. Составьте гнездо из однокоренных слов с данным корнем солнце

(см. образец в презентации)

4 группа. Составьте гнездо из однокоренных слов с данным корнем вода

(см. образец в презентации)

Растения без корней

1 и 2 группы. Разберите слова по составу по образцу:

Использование

Основа слова

окончание

приставка

корень

суффикс

Ис-

-польз-

-ов-, -ани-


Вооруженный, второстепенный, выламывать, заманчивый, обучение, переподготовка, последовательность, предназначение, приблизительный, рассказывают, застежка, расстегнуть, переборщить, отбавить, отбояриться, вынуть.

Какую особенность вы заметили? Где концентрируется лексическое значение слова в таком случае?

Во всех ли словах лексическое значение сосредоточено в корне?



3 группа. Омела, петров крест, повилика, заразиха — растения, которые не имеют корней. Где они могут поселяться, какие органы они будут использовать вместо корня?

4 группа. Омела, петров крест, повилика, заразиха — растения, которые не имеют корней. Вместо корня они используют другие органы, для чего?



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!