СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копилка приемов читательской грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представляю виды работ с текстом для развития функциональной читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Копилка приемов читательской грамотности.»

МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им. В.Г. Павлова» Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности Данилова Елизавета Петровна

МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа

им. В.Г. Павлова»

Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности

Данилова Елизавета Петровна

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Федеральный государственный образовательный стандарт образования наряду с другими ставит задачу формирования читательской грамотности, навыков чтения и работы с текстом. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость создания программы формирования навыков чтения и работы с текстом.

Функциональная читательская грамотность : способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

чтение для решения собственных задач

обучение чтению

чтение для обучения

Уровни читательской грамотности. -связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Высокий уровень   читательской грамотности говорит о том что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.  Средний уровень   понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту . Низкий уровень   понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Уровни читательской грамотности.

-связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

  • Высокий уровень   читательской грамотности говорит о том что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. 
  • Средний уровень   понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту .
  • Низкий уровень   понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
 Вывод: для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 3 группы умений:  Группа 1  Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые  имеются в тексте.   Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.  Группа 2 Учащиеся анализируют, и обобщают инфор мацию, которая представлена в тексте, формулир уют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Вывод: для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

3 группы умений:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые

имеются в тексте.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Группа 2

Учащиеся анализируют, и обобщают инфор мацию, которая представлена в

тексте, формулир уют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

 Формирование читательской грамотности. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. Понимание связи информации; рефлексия по поводу содержания текста; рефлексия по поводу формы текста; осмысление и анализ текста. Решение учебно-познавательных задач. Элементарное чтение Понимание содержания текста; умение выделять главное; понимание связанности и последовательности событий; умение находить заданную информацию; умение пересказать содержание. Элементарное  чтение Безошибочная дифференцировка буквенных знаков; безошибочное чтение слов; понимание смысла слов; понимание смысла предложения.

Формирование читательской грамотности.

На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.

Понимание связи информации; рефлексия по поводу содержания текста; рефлексия по поводу формы текста; осмысление и анализ текста. Решение учебно-познавательных задач.

Элементарное чтение

Понимание содержания текста; умение выделять главное; понимание связанности и последовательности событий; умение находить заданную информацию; умение пересказать содержание.

Элементарное

чтение

Безошибочная дифференцировка буквенных знаков; безошибочное чтение слов; понимание смысла слов; понимание смысла предложения.

Смысловое чтение как метапредметный результат образования    представляет собой комплексное УУД , состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста .

Смысловое чтение как метапредметный результат образования

представляет собой комплексное УУД , состоящее из:

  • осмысления цели чтения (для чего?),
  • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
  • умения определять основную и второстепенную информацию.
  • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
  • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста .
Цель смыслового чтения  – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Наша главная задача  - воспитать грамотного читателя. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов. Изучающее Ознакомительное Виды чтения Рефлексивное Просмотровое

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Наша главная задача - воспитать грамотного читателя. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.

Изучающее

Ознакомительное

Виды чтения

Рефлексивное

Просмотровое

Виды чтения

Приёмы

Просмотровоечтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта .

Приём «Инсерт»

Приём «Кластеры»

Приём «Чтение с остановками и вопросы Блума»

Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Ознакомительное вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Приём «Постановка «толстых» и «тонких» вопросов»

Стратегия интеллект-карта

Приём «Диалог с текстом»

Приёмы «Озаглавливание текста»

Изучающее вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация, выделяется главное, а второстепенное опускается.

Приём «Таблица: Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Конспект

Приём «Опорные сигналы»

Рефлексивное самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения .

Синквейн, сочинение, эссе, сводная таблица

Содержательно-информативная составляющая текста должна быть представлена так, чтобы максимально использовались возможности каждого приёма. И наоборот, каждый приём смыслового чтения должен максимально помочь осмыслить предметную составляющую текста. Таблица представлена на слайде (виды с приёмами)

При грамотном использовании приёмов смыслового чтения на уроках у учащихся развивается метапредметное умение оптимально воспринимать, осмыслять и усваивать информацию текста.

Мы предлагаем отработать умение правильно отбирать приёмы смыслового чтения. Для реализации практической части возьмём три вида: , приём «Ромашка Блума», игра «Пентагон».

копилкаприемов Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Приём «Создание викторины». Самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового так и на стадии закрепления.  Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Приём «Написание творческих работ» Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Чтение с остановками  Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Читаем и спрашиваем Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

копилкаприемов

  • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
  • Приём «Создание викторины». Самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.
  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового так и на стадии закрепления.

  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.

Приём «Написание творческих работ» Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения.

  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
  • Чтение с остановками

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

  • Читаем и спрашиваем Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Чтение с пометками (Инсерт)   При чтении текста ученики ставят на полях значки ( маркировка текста значками по мере его чтения).  V Знакомая информация  ! Новая информация  - Я думал (думала) иначе   ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. «Синквейн» 1. Существительное (тема) 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы). Развивает у детей речь, умение обобщать.

Чтение с пометками (Инсерт)

  При чтении текста ученики ставят на полях значки ( маркировка текста значками по мере его чтения).

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

«Синквейн»

1. Существительное (тема)

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Развивает у детей речь, умение обобщать.

Кубик Блума Придумай Предложи Назови Объясни Почему Поделись  У многих школьников, да и у взрослых, часто возникают проблемы с запоминанием текста. Бывает так, что прочитаешь его несколько раз, а в голове ничего не осталось. Причин, почему так происходит, много. Но вопрос не в этом. Можно ли как-то исправить ситуацию? На помощь придет техника «Кубик Блума». С виду простой прием помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять  Педагогическая техника американского педагога Блума. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови»,«Предложи»,«Придумай», «Поделись». Учитель (или ребенок) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал. Назови.

Кубик Блума

Придумай

Предложи

Назови

Объясни

Почему

Поделись

У многих школьников, да и у взрослых, часто возникают проблемы с запоминанием текста. Бывает так, что прочитаешь его несколько раз, а в голове ничего не осталось. Причин, почему так происходит, много. Но вопрос не в этом. Можно ли как-то исправить ситуацию? На помощь придет техника «Кубик Блума». С виду простой прием помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять

Педагогическая техника американского педагога Блума. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови»,«Предложи»,«Придумай», «Поделись». Учитель (или ребенок) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

Назови.

Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Таблица «Знаю-Узнал-Хочу узнать» З У Что мы знаем? Х Что мы узнали? Что мы хотим узнать? Её На стадии вызова заполняется первая и третья колонки. Вторая пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. щи данные. «Бортовой журнал» Что я знаю по теме Что нового узнал Что не понял

Таблица «Знаю-Узнал-Хочу узнать»

З

У

Что мы знаем?

Х

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?

  • Её На стадии вызова заполняется первая и третья колонки. Вторая пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
  • щи данные.

«Бортовой журнал»

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

Таблица тонких и толстых вопросов  Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данный прием способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. «Тонкие» вопросы  Кто…? Что…? Когда…? Может…? Дайте три объяснения, почему… «Толстые» вопросы Объясните, почему… Будет…? Как звали…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? Было ли…? Согласны ли вы…? В чем различие…? Что, если…? Верно ли…?

Таблица тонких и толстых вопросов

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данный прием способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

«Тонкие» вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Дайте три объяснения, почему…

«Толстые» вопросы

Объясните, почему…

Будет…?

Как звали…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

В чем различие…?

Что, если…?

Верно ли…?

« Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

« Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Упражнение на формирование диалога. «Цепляющиеся вопросы»

Упражнение на формирование диалога.

«Цепляющиеся вопросы»

ЭЛБЭҔИ ААХ, БИЛ!  Кылаас таҺынан ааҕарга сүбэлиибит.   2 кылаас.  ААПТАР. КИНИГЭЛЭР ААТТАРА  1 ТИЭМЭ. НОРУОТ АЙЫМНЬЫТА Ненец остуоруйата. Кэђэ / Кэскил-хомуурунньук.. Нуучча остуоруйата. Куоска, бѳтүүк уонна саһыл Мигалкин И.В. Муос мурун кѳрүдьүѳстэрэ  2 ТИЭМЭ. ААН ДОЙДУ АХТЫЛђАННААХ,  БАР  ДЬОН СЫАНАБЫЛЛААХ Уйбаан Бахсылыырап. Умнар бырааппыт суох. Манчаары  3 ТИЭМЭ. ХАРЫСТАА,ТАПТАА КЭРЭНИ! Федоров В.С.- Сэмээр Баһылай. Саха сирин кѳтѳрдѳрѳ  4 ТИЭМЭ. ҮТҮӨ САНААҤ- КӨТӨР КЫНАТЫҤ Артомонов И.И. Мин бэйэм суунабын / Хоһооннор. Поэмалар  5 ТИЭМЭ. ОҔО СААСКАР ҮӨРЭММЭТЭХХИНЭ  ОЛОХХУН СҮТЭРИЭҤ Туйаарыскай К. До5ор /Остуоруйалар, кэпсээннэр, хоһооннор

ЭЛБЭҔИ ААХ, БИЛ! Кылаас таҺынан ааҕарга сүбэлиибит.

2 кылаас.

ААПТАР. КИНИГЭЛЭР ААТТАРА

  • 1 ТИЭМЭ. НОРУОТ АЙЫМНЬЫТА
  • Ненец остуоруйата. Кэђэ / Кэскил-хомуурунньук..
  • Нуучча остуоруйата. Куоска, бѳтүүк уонна саһыл
  • Мигалкин И.В. Муос мурун кѳрүдьүѳстэрэ
  • 2 ТИЭМЭ. ААН ДОЙДУ АХТЫЛђАННААХ,
  • БАР ДЬОН СЫАНАБЫЛЛААХ
  • Уйбаан Бахсылыырап. Умнар бырааппыт суох. Манчаары
  • 3 ТИЭМЭ. ХАРЫСТАА,ТАПТАА КЭРЭНИ!
  • Федоров В.С.- Сэмээр Баһылай. Саха сирин кѳтѳрдѳрѳ

4 ТИЭМЭ. ҮТҮӨ САНААҤ- КӨТӨР КЫНАТЫҤ

  • Артомонов И.И. Мин бэйэм суунабын / Хоһооннор. Поэмалар
  • 5 ТИЭМЭ. ОҔО СААСКАР ҮӨРЭММЭТЭХХИНЭ

ОЛОХХУН СҮТЭРИЭҤ

  • Туйаарыскай К. До5ор /Остуоруйалар, кэпсээннэр, хоһооннор

Игровая технология  Приём «Древо мудрости» (Елочка)  Дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух.  Листочки с вопросами крепятся к нарисованному дереву. Ученик подходит к дереву, срывает листочек и отвечает на вопрос.

Игровая технология Приём «Древо мудрости» (Елочка)

Дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух.

Листочки с вопросами крепятся к нарисованному дереву.

Ученик подходит к дереву, срывает листочек и отвечает на вопрос.

Рабочие тетради.    Задания, представленные в тетради-тренажёре, направлены на достижение учащимися метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий, а также оценку уровня их освоения. Предложенные материалы способствуют формированию у младших школьников основ функциональной грамотности. Контекст заданий строится на материале учебных предметов, изучаемых в начальной школе (математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира), а также на ситуациях из жизни. В тетрадь-тренажёр включены задания разного типа (с выбором единственно верного ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) и разного уровня сложности.

Рабочие тетради.

Задания, представленные в тетради-тренажёре, направлены на достижение учащимися метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий, а также оценку уровня их освоения. Предложенные материалы способствуют формированию у младших школьников основ функциональной грамотности. Контекст заданий строится на материале учебных предметов, изучаемых в начальной школе (математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира), а также на ситуациях из жизни. В тетрадь-тренажёр включены задания разного типа (с выбором единственно верного ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) и разного уровня сложности.

Комплексные проверочные работы.  Работа с текстом и информацией.  Предлагаемые проверочные работы позволят определить степень овладения осмысленным чтением и другими метапредметными умениями, охарактеризовать индивидуальный уровень их применения при работе с информацией, представленной в различном виде (текст, карты, схемы, иллюстрации) при обучении по любым УМК. Задания основываются на ситуациях, встречающихся в реальной жизни, и способствуют активизации знаний по всем основным предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Результаты работ могут служить основой для принятия педагогом решений о дальнейшем ходе обучения. Всего в тетради содержится 4 работы (каждая в двух вариантах), которые рекомендуется распределить по четырём четвертям .

Комплексные проверочные работы. Работа с текстом и информацией.

Предлагаемые проверочные работы позволят определить степень овладения осмысленным чтением и другими метапредметными умениями, охарактеризовать индивидуальный уровень их применения при работе с информацией, представленной в различном виде (текст, карты, схемы, иллюстрации) при обучении по любым УМК. Задания основываются на ситуациях, встречающихся в реальной жизни, и способствуют активизации знаний по всем основным предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Результаты работ могут служить основой для принятия педагогом решений о дальнейшем ходе обучения. Всего в тетради содержится 4 работы (каждая в двух вариантах), которые рекомендуется распределить по четырём четвертям .

Оценка уровня сформированности читательской грамотности  Для оценки уровня сформированности читательской грамотности  существуют следующие методики  :  «Тест на оценку сформированности навыков чтения» «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников; Анкета «Хороший ли я читатель?» позволяющая увидеть уровень самооценки учащихся.

Оценка уровня сформированности

читательской грамотности

Для оценки уровня сформированности читательской грамотности  существуют следующие методики  :

  • «Тест на оценку сформированности навыков чтения»
  • «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;
  • Анкета «Хороший ли я читатель?» позволяющая увидеть уровень самооценки учащихся.
 Анкета для читателя. «Хороший ли я читатель?»  Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА. 1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______ 2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______ 3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______ 4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______ 5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______ 6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

Анкета для читателя. «Хороший ли я читатель?»

Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

  • 1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
  • 2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
  • 3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
  • 4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
  • 5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
  • 6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______ 8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______ 8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______ 9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______ 10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____ 11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______ 12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
  • 7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
  • 8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
  • 8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
  • 9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
  • 10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
  • 11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
  • 12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов:  Да – 1 балл;  Нет – 0 баллов;  Иногда – 0,5 балла. Анализ результатов:  12 баллов – очень хороший читатель;  6 баллов – средний уровень;  Менее 6 – надо улучшать умения читать. *РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения *АНАЛИЗИРУЕТ заголовок * НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ *ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий *СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом * ВКЛЮЧАЕТ воображение

Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов: 12 баллов – очень хороший читатель; 6 баллов – средний уровень; Менее 6 – надо улучшать умения читать.

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения

*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок

* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова

ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий

*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом

* ВКЛЮЧАЕТ воображение

Вывод: Цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, поэтому  формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. От умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. И в заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.  Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци). Спасибо за внимание!

Вывод:

Цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, поэтому формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. От умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе.

И в заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

Спасибо за внимание!

2  О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI

Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

  *Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL

*Логвинова И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Нарва, 2012.

*Логвинона И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов. 

*Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, – 2012. – №4. – С.33-47.

*Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 288 с

Яндекс – поиск по видео. https://yandex.ru/video/preview/10654439392117095062 Функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценивание https://yandex.ru/video/preview/17032806096487555502 Вебинар «Развитие функциональной грамотности младших школьников на примере...» https://yandex.ru/video/preview/4852600175032002811 Система формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе. https://yandex.ru/video/preview/12094271972683490004 Формирование функциональной грамотности у учеников начальных классов https://yandex.ru/video/preview/16851330874955410144 Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения – Яклуб https://yandex.ru/video/preview/6699430737650081874 Задание, направленное на формирование функциональной грамотности в начальной школе https://yandex.ru/video/preview/12405291954250954539 Мастер-класс

Яндекс – поиск по видео.

https://yandex.ru/video/preview/10654439392117095062

Функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценивание

https://yandex.ru/video/preview/17032806096487555502

Вебинар «Развитие функциональной грамотности младших школьников на примере...»

https://yandex.ru/video/preview/4852600175032002811

Система формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

https://yandex.ru/video/preview/12094271972683490004

Формирование функциональной грамотности у учеников начальных классов

https://yandex.ru/video/preview/16851330874955410144

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения – Яклуб

https://yandex.ru/video/preview/6699430737650081874

Задание, направленное на формирование функциональной грамотности в начальной школе

https://yandex.ru/video/preview/12405291954250954539

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности, через разные типы заданий" Липинская А.Н.

https://yandex.ru/video/preview/15556445566071600778

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

https://yandex.ru/video/preview/4432778443779783298

Семинар-практикум "Создание заданий по функциональной грамотности на основе задач учебника«


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!