СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копилка идей для проведения уроков по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены полезные ссылки, рекомендации, авторская идея (ассоциативные карты) для проведения уроков по "ПиН", собранные в группе "Методическая копилка"

Просмотр содержимого документа
«Копилка идей для проведения уроков по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание» Копилка идей  Саранчина А.В., учитель русского языка  и литературы МБОУ «СОШ № 4»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Копилка идей

Саранчина А.В.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 4»

«Полка»  Статьи и подкасты о русской литературе https:// polka.academy/articles/627 Роман с криминальным сюжетом и глубокой религиозно-философской подоплёкой. Достоевский размышляет о пагубности гордыни и показывает, что преступление не может быть залогом величия.

«Полка» Статьи и подкасты о русской литературе

  • https:// polka.academy/articles/627
  • Роман с криминальным сюжетом и глубокой религиозно-философской подоплёкой. Достоевский размышляет о пагубности гордыни и показывает, что преступление не может быть залогом величия.
7 секретов «Преступления и наказания» https:// arzamas.academy/mag/419-dost

7 секретов «Преступления и наказания»

https:// arzamas.academy/mag/419-dost

Фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «Преступление и наказание» (1983) Действие проходит в Хельсинки начала 80-х. После смерти своей невесты в автокатастрофе студент юрфака Антти Рахикайнен оставил учёбу и устроился работать на бойню мясником. Под благовидным предлогом он заходит на квартиру к бизнесмену Карлу Хоннекену, виновнику аварии, и убивает его из принесённого пистолета. Случайной свидетельницей произошедшего становится Ева Лааксо. Не решаясь объявить полиции имя увиденного ею молодого человека, она настойчиво советует Антти добровольно сдаться властям и снять с себя тяжёлый груз совершённого преступления…

Фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «Преступление и наказание» (1983)

Действие проходит в Хельсинки начала 80-х. После смерти своей невесты в автокатастрофе студент юрфака Антти Рахикайнен оставил учёбу и устроился работать на бойню мясником. Под благовидным предлогом он заходит на квартиру к бизнесмену Карлу Хоннекену, виновнику аварии, и убивает его из принесённого пистолета. Случайной свидетельницей произошедшего становится Ева Лааксо. Не решаясь объявить полиции имя увиденного ею молодого человека, она настойчиво советует Антти добровольно сдаться властям и снять с себя тяжёлый груз совершённого преступления…

Вопросы перед просмотром фильма Почему фильм начинается именно с такой сцены? Каково её значение? В каких пейзажах и интерьерах разворачивается действие? Какую идейно-художественную роль играет окружающее героя пространство в фильме? Роль музыки в фильме? Сравнить систему персонажей романа и фильма. Что именно и как изменилось, как это «работает» на воплощение режиссёрской идеи в фильме? Фильм Каурисмяки снят «по мотивам романа». Как вам кажется, такое прочтение есть упрощение и «уплощение» или переосмысление романа Достоевского, развитие идей писателя в ХХ веке? Аргументируйте свою точку зрения. Как авторский замысел проясняет эпилог фильма?   (материал в приложении)

Вопросы перед просмотром фильма

  • Почему фильм начинается именно с такой сцены? Каково её значение? В каких пейзажах и интерьерах разворачивается действие? Какую идейно-художественную роль играет окружающее героя пространство в фильме? Роль музыки в фильме?
  • Сравнить систему персонажей романа и фильма. Что именно и как изменилось, как это «работает» на воплощение режиссёрской идеи в фильме?
  • Фильм Каурисмяки снят «по мотивам романа». Как вам кажется, такое прочтение есть упрощение и «уплощение» или переосмысление романа Достоевского, развитие идей писателя в ХХ веке? Аргументируйте свою точку зрения. Как авторский замысел проясняет эпилог фильма?

  (материал в приложении)

Джон Фаулз

Джон Фаулз "Коллекционер"

  • Д.Фаулз подводит к мысли, что люди разные. И порой твари дрожащие могут быть угрозой право имеющим.
  • Коллекционер делит мир на «плохое» и «хорошее», «правильное» и «неправильное». Мир Клегга ограничен рамками его увлечения, он не способен мыслить другими категориями, более яркими.
Аудиоспектакль «Прогулка с Достоевским»   https://izi.travel/ru/b268-audiospektakl-progulka-s-dostoevskim/ru?fbclid=IwAR0WAYP4zJk7H9kvlMREFROdvbtmJRtvkd7yAQLcXPbJsqM7a2yzBowr_PI#ba939472-b06f-4c89-af57-b4f63a82c396

Аудиоспектакль «Прогулка с Достоевским»

  • https://izi.travel/ru/b268-audiospektakl-progulka-s-dostoevskim/ru?fbclid=IwAR0WAYP4zJk7H9kvlMREFROdvbtmJRtvkd7yAQLcXPbJsqM7a2yzBowr_PI#ba939472-b06f-4c89-af57-b4f63a82c396
 Реминисценции и парафразы в «Преступлении и наказании»   Р. Г. Назиров. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании»  http :// nevmenandr.net/scientia/nazirov-paraphrasa.php Художественная функция цитат и реминисценций в романе Ф.М. Достоевского

Реминисценции и парафразы в «Преступлении и наказании»

  • Р. Г. Назиров. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» http :// nevmenandr.net/scientia/nazirov-paraphrasa.php
  • Художественная функция цитат и реминисценций в романе Ф.М. Достоевского

"Преступление  и наказание"» https ://www.yaneuch.ru/cat_09/hudozhestvennaya-funkciya-citat-i-reminiscencij/607875.3552780.page1.html#:~:text=" Преступление%20и%20наказание"».%20Реминисценция%20(лат., к%20произведению%20того%20же%20автора

Многие характеры и эпизоды Достоевского преднамеренно «ориентированы» на исторические прообразы или на классические образы и мотивы мировой литературы . Достоевский гениально умел проникать в философский смысл чужих образов и ситуаций, дополнять их чертами русской жизни, он «замечательно тонко ощущал ту потенциальную способность к новой жизни, к художественному росту, философскому углублению, творческому переосмыслению, которая была заложена в тех или иных из прочитанных им сцен и эпизодов, которая делала возможными их своеобразное оживление и возрождение»

(Дополнительный материал в приложении)

Темы творческих и исследовательских работ

Темы творческих и исследовательских работ

  • "Серебряные и золотые часы Родиона Раскольникова". Вообще, конечно, про героя, но в определённом ракурсе посмотреть. Что за серебряные часы - обратите внимание вот сюда

https ://t-kasatkina.livejournal.com/75881.html Вообще, посмотрите на часы в романе. Нельзя пройти мимо слова " часы " в значении " указание на определённый временной промежуток ".

Темы творческих и исследовательских работ 2. Рассмотрите иллюстрации к роману «Преступление и наказание» разных авторов (Петр Боклевский, Д.А. Шмаринов, И. Глазунов, Э. Неизвестный, М. Шемякин, А. Харшак). (Автор темы - Е.Л.Лунина)  а) Дайте характеристику подхода каждого из художников к роману; напишите, на какие особенности текста опирается каждый из них, создавая свои иллюстрации; какую сторону романа, героев они раскрывают.  б) Выберите одного из художников и подробнее напишите о его восприятии романа «Преступление и наказание». Что вам кажется интересным и важным (необычным и т.д.) в его иллюстрациях? Предположите, какими могли бы быть иллюстрации к другим эпизодам романа (или изображения героев) в стилистике этого художника. Дайте их словесное описание.  Плюс вот ещё один художник -  www.google.ru/search?q=станислав+косенков+иллюстрации

Темы творческих и исследовательских работ

2. Рассмотрите иллюстрации к роману «Преступление и наказание» разных авторов (Петр Боклевский, Д.А. Шмаринов, И. Глазунов, Э. Неизвестный, М. Шемякин, А. Харшак). (Автор темы - Е.Л.Лунина) а) Дайте характеристику подхода каждого из художников к роману; напишите, на какие особенности текста опирается каждый из них, создавая свои иллюстрации; какую сторону романа, героев они раскрывают.

б) Выберите одного из художников и подробнее напишите о его восприятии романа «Преступление и наказание». Что вам кажется интересным и важным (необычным и т.д.) в его иллюстрациях? Предположите, какими могли бы быть иллюстрации к другим эпизодам романа (или изображения героев) в стилистике этого художника. Дайте их словесное описание. Плюс вот ещё один художник -  www.google.ru/search?q=станислав+косенков+иллюстрации

Темы творческих и исследовательских работ 3. Достоевский Петра Думалы и Александра Петрова .  Что в этих фильмах (далёких от побуквенного прочтения) достоевское? Можно ли говорить о том, что эти режиссёры поняли и передали дух, а не букву писателя?  https://www.youtube.com/watch?v=A5zkERw9Lws&t=64s  https://www.youtube.com/watch?v=NBw-ZVWi5Jk  https://www.youtube.com/watch?v=AikfQwtRN54&t=255s   Вот Кафка -  https://www.youtube.com/watch?v=D5G7hxznyRo

Темы творческих и исследовательских работ

  • 3. Достоевский Петра Думалы и Александра Петрова . Что в этих фильмах (далёких от побуквенного прочтения) достоевское? Можно ли говорить о том, что эти режиссёры поняли и передали дух, а не букву писателя? https://www.youtube.com/watch?v=A5zkERw9Lws&t=64s https://www.youtube.com/watch?v=NBw-ZVWi5Jk https://www.youtube.com/watch?v=AikfQwtRN54&t=255s Вот Кафка -  https://www.youtube.com/watch?v=D5G7hxznyRo
«Лексика эмоций» «Преступление и наказание» Часть 1 ЗАДАНИЕ – вставьте пропущенные слова (эмоциональная лексика) на месте пропусков: 1)И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то … и … ощущение, которого … и от которого морщился. 2) Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого … по выходе на улицу. 3)Чувство бесконечного …, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от … своей. 4) - А! - закричала она в …, - воротился! Колодник! Изверг!.. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори!.. Миниатюры «Что удивило в подборе эмоциональной лексики у Ф. Достоевского?» (Материал в приложении)

«Лексика эмоций»

«Преступление и наказание»

Часть 1

  • ЗАДАНИЕ – вставьте пропущенные слова (эмоциональная лексика) на месте пропусков:
  • 1)И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то … и … ощущение, которого … и от которого морщился.
  • 2) Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого … по выходе на улицу.
  • 3)Чувство бесконечного …, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от … своей.
  • 4) - А! - закричала она в …, - воротился! Колодник! Изверг!.. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори!..

Миниатюры «Что удивило в подборе эмоциональной лексики у Ф. Достоевского?»

(Материал в приложении)

Облако слов

Облако слов

Полезные ссылки для обработки лексики «Облако слов» можно легко сделать онлайн:  1) сначала привести все слова к начальной форме (это называется лемматизация), можно здесь:  https://bez-bubna.com/free/lemma.php   2) потом сделать само «облако»:   https://xn--80abe5adcqeb2a.xn--p1ai/  стоп-слова (несодержательные, которые не хочется учитывать при частотном анализе, например, союзы), там можно удалить.

Полезные ссылки для обработки лексики

«Облако слов» можно легко сделать онлайн:

1) сначала привести все слова к начальной форме (это называется лемматизация), можно здесь:  https://bez-bubna.com/free/lemma.php  

2) потом сделать само «облако»:   https://xn--80abe5adcqeb2a.xn--p1ai/  стоп-слова (несодержательные, которые не хочется учитывать при частотном анализе, например, союзы), там можно удалить.

Полезные ссылки Частотный словарь онлайн:  https://www.textanalyzer.ru / Сначала нужно лемматизировать текст (привести все к начальной форме, чтобы слова

Полезные ссылки

  • Частотный словарь онлайн:  https://www.textanalyzer.ru /

Сначала нужно лемматизировать текст (привести все к начальной форме, чтобы слова "красивая" и "красивой" считались как одно слово, а не как два разных).

  • Семантический анализ текста:  https://advego.com/text/seo/
Почему? https:// www.youtube.com/watch?v=9FwPFpbaEJc&list=PLAMRNenVU8Nx-9SCN3r6ICPYOu1qKXqFI&index=28 -  короткие минутные ролики по литературе

Почему?

  • https:// www.youtube.com/watch?v=9FwPFpbaEJc&list=PLAMRNenVU8Nx-9SCN3r6ICPYOu1qKXqFI&index=28 -

короткие минутные ролики по литературе

Ассоциативные (метафорические) карты

Ассоциативные (метафорические) карты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!