Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Копилка идей
Саранчина А.В.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ № 4»
«Полка» Статьи и подкасты о русской литературе
- https:// polka.academy/articles/627
- Роман с криминальным сюжетом и глубокой религиозно-философской подоплёкой. Достоевский размышляет о пагубности гордыни и показывает, что преступление не может быть залогом величия.
7 секретов «Преступления и наказания»
https:// arzamas.academy/mag/419-dost
Фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «Преступление и наказание» (1983)
Действие проходит в Хельсинки начала 80-х. После смерти своей невесты в автокатастрофе студент юрфака Антти Рахикайнен оставил учёбу и устроился работать на бойню мясником. Под благовидным предлогом он заходит на квартиру к бизнесмену Карлу Хоннекену, виновнику аварии, и убивает его из принесённого пистолета. Случайной свидетельницей произошедшего становится Ева Лааксо. Не решаясь объявить полиции имя увиденного ею молодого человека, она настойчиво советует Антти добровольно сдаться властям и снять с себя тяжёлый груз совершённого преступления…
Вопросы перед просмотром фильма
- Почему фильм начинается именно с такой сцены? Каково её значение? В каких пейзажах и интерьерах разворачивается действие? Какую идейно-художественную роль играет окружающее героя пространство в фильме? Роль музыки в фильме?
- Сравнить систему персонажей романа и фильма. Что именно и как изменилось, как это «работает» на воплощение режиссёрской идеи в фильме?
- Фильм Каурисмяки снят «по мотивам романа». Как вам кажется, такое прочтение есть упрощение и «уплощение» или переосмысление романа Достоевского, развитие идей писателя в ХХ веке? Аргументируйте свою точку зрения. Как авторский замысел проясняет эпилог фильма?
(материал в приложении)
Джон Фаулз "Коллекционер"
- Д.Фаулз подводит к мысли, что люди разные. И порой твари дрожащие могут быть угрозой право имеющим.
- Коллекционер делит мир на «плохое» и «хорошее», «правильное» и «неправильное». Мир Клегга ограничен рамками его увлечения, он не способен мыслить другими категориями, более яркими.
Аудиоспектакль «Прогулка с Достоевским»
- https://izi.travel/ru/b268-audiospektakl-progulka-s-dostoevskim/ru?fbclid=IwAR0WAYP4zJk7H9kvlMREFROdvbtmJRtvkd7yAQLcXPbJsqM7a2yzBowr_PI#ba939472-b06f-4c89-af57-b4f63a82c396
Реминисценции и парафразы в «Преступлении и наказании»
- Р. Г. Назиров. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» http :// nevmenandr.net/scientia/nazirov-paraphrasa.php
- Художественная функция цитат и реминисценций в романе Ф.М. Достоевского
"Преступление и наказание"» https ://www.yaneuch.ru/cat_09/hudozhestvennaya-funkciya-citat-i-reminiscencij/607875.3552780.page1.html#:~:text=" Преступление%20и%20наказание"».%20Реминисценция%20(лат., к%20произведению%20того%20же%20автора
Многие характеры и эпизоды Достоевского преднамеренно «ориентированы» на исторические прообразы или на классические образы и мотивы мировой литературы . Достоевский гениально умел проникать в философский смысл чужих образов и ситуаций, дополнять их чертами русской жизни, он «замечательно тонко ощущал ту потенциальную способность к новой жизни, к художественному росту, философскому углублению, творческому переосмыслению, которая была заложена в тех или иных из прочитанных им сцен и эпизодов, которая делала возможными их своеобразное оживление и возрождение»
(Дополнительный материал в приложении)
Темы творческих и исследовательских работ
- "Серебряные и золотые часы Родиона Раскольникова". Вообще, конечно, про героя, но в определённом ракурсе посмотреть. Что за серебряные часы - обратите внимание вот сюда
https ://t-kasatkina.livejournal.com/75881.html Вообще, посмотрите на часы в романе. Нельзя пройти мимо слова " часы " в значении " указание на определённый временной промежуток ".
Темы творческих и исследовательских работ
2. Рассмотрите иллюстрации к роману «Преступление и наказание» разных авторов (Петр Боклевский, Д.А. Шмаринов, И. Глазунов, Э. Неизвестный, М. Шемякин, А. Харшак). (Автор темы - Е.Л.Лунина) а) Дайте характеристику подхода каждого из художников к роману; напишите, на какие особенности текста опирается каждый из них, создавая свои иллюстрации; какую сторону романа, героев они раскрывают.
б) Выберите одного из художников и подробнее напишите о его восприятии романа «Преступление и наказание». Что вам кажется интересным и важным (необычным и т.д.) в его иллюстрациях? Предположите, какими могли бы быть иллюстрации к другим эпизодам романа (или изображения героев) в стилистике этого художника. Дайте их словесное описание. Плюс вот ещё один художник - www.google.ru/search?q=станислав+косенков+иллюстрации
Темы творческих и исследовательских работ
- 3. Достоевский Петра Думалы и Александра Петрова . Что в этих фильмах (далёких от побуквенного прочтения) достоевское? Можно ли говорить о том, что эти режиссёры поняли и передали дух, а не букву писателя? https://www.youtube.com/watch?v=A5zkERw9Lws&t=64s https://www.youtube.com/watch?v=NBw-ZVWi5Jk https://www.youtube.com/watch?v=AikfQwtRN54&t=255s Вот Кафка - https://www.youtube.com/watch?v=D5G7hxznyRo
«Лексика эмоций»
«Преступление и наказание»
Часть 1
- ЗАДАНИЕ – вставьте пропущенные слова (эмоциональная лексика) на месте пропусков:
- 1)И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то … и … ощущение, которого … и от которого морщился.
- 2) Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого … по выходе на улицу.
- 3)Чувство бесконечного …, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от … своей.
- 4) - А! - закричала она в …, - воротился! Колодник! Изверг!.. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори!..
Миниатюры «Что удивило в подборе эмоциональной лексики у Ф. Достоевского?»
(Материал в приложении)
Облако слов
Полезные ссылки для обработки лексики
«Облако слов» можно легко сделать онлайн:
1) сначала привести все слова к начальной форме (это называется лемматизация), можно здесь: https://bez-bubna.com/free/lemma.php
2) потом сделать само «облако»: https://xn--80abe5adcqeb2a.xn--p1ai/ стоп-слова (несодержательные, которые не хочется учитывать при частотном анализе, например, союзы), там можно удалить.
Полезные ссылки
- Частотный словарь онлайн: https://www.textanalyzer.ru /
Сначала нужно лемматизировать текст (привести все к начальной форме, чтобы слова "красивая" и "красивой" считались как одно слово, а не как два разных).
- Семантический анализ текста: https://advego.com/text/seo/
Почему?
- https:// www.youtube.com/watch?v=9FwPFpbaEJc&list=PLAMRNenVU8Nx-9SCN3r6ICPYOu1qKXqFI&index=28 -
короткие минутные ролики по литературе
Ассоциативные (метафорические) карты