ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основной целью данной разработки является получение учащимися прочных знаний при работе с координатной плоскостью. Столкнувшись в 7 классе с тем, что ученики не могут найти координаты точки, отметить точку на координатной плоскости, я решила разработать цикл уроков по теме «Координатная плоскость» для 6 класса. В этой работе были использованы некоторые материалы из приложения к газете «Первое сентября» «Математика». На этом этапе обучения ребята с удовольствием выполняют нестандартные, творческие задания. Изучая, таким образом данную тему даже слабоуспевающие ученики показывали неплохие результаты. Я использовала эту разработку неоднократно, и каждый раз получала хорошие результаты.
Изучение координатной плоскости начинается в 6 классе. Необходимо, чтобы учащимися были получены прочные знания. Данная тема широко применяется на протяжении всего изучения математики (как алгебры, так и геометрии).
6 класс.
Графики.
7 класс.
График функции.
Линейная функция и ее график.
Графики функций и .
График линейного уравнения с двумя переменными.
Графический способ решения системы уравнений.
8 класс.
Функция и ее график.
Уравнение вида .
Функция и ее график.
Графический способ решения уравнений.
9 класс.
Алгебра.
Функции и их свойства.
Квадратичная функция и ее график.
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Графический способ решения систем уравнений.
Четные и нечетные функции.
Степенная функция.
Корень n-й степени.
Геометрия.
Координаты вектора
Векторы и действия с ними.
Расстояние между точками.
Уравнение линии на плоскости.
Уравнение окружности.
Уравнение прямой.
Синус, косинус, тангенс.
Теорема о площади треугольника.
Теоремы синусов и косинусов.
При работе с координатной плоскостью в 6 классе можно разнообразить задания, предложив соединять соседние точки отрезками или плавными линиями. Если точки расставлены правильно, то получится какой-нибудь рисунок. Это может быть созвездие, животное, растение или предмет. Для развития творческих способностей учащихся и повышения интереса к математике я предлагаю ребятам самостоятельно придумать такие картинки. При таком подходе к изучению координатной плоскости в классе не остается учеников, не умеющих найти координаты точки или заданную точку отметить на плоскости.
Цели урока: ввести понятие системы координат на плоскости, понятие координатной плоскости, осей координат; объяснить построение точки на координатной плоскости по ее координатам.
Устная работа.
Включает задания на активизацию знаний, необходимых для изучения новой темы.
Дать определение координатной прямой, координаты точки.
Найти ошибки: A(2), C(-5), M(3,7), P(-1,2), S(-6,9).
S P A M C
1
Новый материал.
Ввести понятие координат. (Задание: придумать систему координат для определения места ученика в классе).
Дать определение декартовой прямоугольной системы координат.
Задание: а) на координатной плоскости отметить точки А(1; 4), В(4; 1), С(-5; 2),
М(0; -3), Т(6; 0).
б) определить координаты точек, изображенных на координатной плоскости (точки должны быть в каждой координатной четверти и на каждой оси).
Выполнить по учебнику №1395, 1396, 1398.
Домашнее задание: п.45, №1417; 1419; 1424(а).
Цели урока: упражнять учащихся в построении точек на координатной плоскости; прививать интерес к математике.
Устная работа.
№1403(а,б), 1394, 1401(а).
Выполнение упражнений.
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы. Всемогущий Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, а ее Любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.
Задание: Расставьте точки на координатной плоскости, соединяя соседние точки отрезками.
Созвездие «Малой Медведицы»
(6; 6); (3; 7); (0; 7,5); (-3; 5,5); (-5; 7); (-8; 5); (-6; 3); (-3; 5,5).
Созвездие «Большой Медведицы»
(-15; -7); (-10; -5); (-3; -6); (6; -6); (5; -10); (-1; -10); (-3; -6).
Можно предложить выполнить аналогичные задания, не оговаривая заранее, что должно получиться. В сильном классе учащиеся успевают выполнить задания полностью. В более слабом выполнить данные задания по вариантам (первое задание для сильных, второе для более слабых).
Задание 1: Расставьте точки на координатной плоскости, соединяя соседние точки отрезками.
(-6; 11); (-8; 8); (-11; 9); (-11;6); (-14; 6); (-13; 3); (-16; 1); (-3; -2); (0; -4); (1; -4); (1; -9);
(0; -10); (4; -10); (2; -9); (2; -4); (3; -4); (9; 1); (10; 3); (9; 6); (11; 7); (9; 7); (8; 8); (6; 8);
(5; 6); (6; 3); (1; 3); (-3; -1); (-6; 11); точка: (7; 6).
Задание 2: Расставьте точки на координатной плоскости, соединяя соседние точки отрезками.
(2; 12); (2: 13); (3; 13,5); (4; 13,5); (5; 13); (3; 4); (8; 4); (6; 1); (3; 1); (2; 2); (2; 4);
(4;11); (4; 12,5); (3,5; 12,5); (2; 11); (2; 12); новая линия: (3; 3); (4; 2); (6; 2);
точка: (2,5; 12,5).
Домашнее задание: выполнить задание по карточкам на отдельном листе.
Расставьте точки на координатной плоскости, соединяя соседние точки отрезками.
(2,5; 2) (1,5; 3) (1,5; 4) (3; 5) (3,5; 5,5) (5,5; 9) (6; 9,5) (6,5; 9,5) (6,5; 7) (5,5; 3,5) (4,5; 2) (2,5; 2) (-3; 0) (-6; -2,5) (-7; -5) (-7; -7,5) (-8; -7) (-9; -6) | (-9; -3) (-7; -1) (-6; -1) (-5,5; -1,5) (-5; -1) (-5,5; 0) (-8; 0) (-10; -2) (-11; -4) (-11; -6) (-10; -8) (-8; -9) (-6,5; -9) (-7; -10,5) (-6; -11) (1,5; -11) (1,5; -10,5) (0,5; -9,5) | (-1; -9,5) (0; -8) (4; -6) (5; -10) (6; -11) (8; -11) (8; -10,5) (7,5; -10) (6,5; -10) (6,5; -7) (7; -4,5) (9; -2) (9,5; 0) (9; 2) (8; 4) (8; 5) (13; 7,5) (12; 7,5) | (12,5; 8) (13; 9) (13; 10,5) (12,5; 10,5) (12; 10) (10; 10) (9; 11) (7; 12) (6; 12) (3,5; 10) (3; 9) (3; 7) (3,5; 5,5) новая линия (3,5; 10) (1; 8) (-1; 7) | (-2; 6) (-2; 5) (-1; 4) (0; 4) (3; 7) новая линия (7; -4,5) (11; -2,5) (13; -2,5) (14; -3) (15,5; -3) (15,5; -2,5) (15; -2,5) (13; -1) (9,5; 0) глаз (8; 9) |
Цели урока: закрепить изученный материал, развивать навыки и умения построения точек на координатной плоскости, выявить пробелы в знаниях учащихся.
Устная работа.
№1412, 1400, 1402.
Включить задания «найдите ошибки».
Выполнение упражнений.
№1397, 1399.
Самостоятельная работа.
Работа проводится по карточкам. С помощью таких карточек можно осуществлять дифференцированный подход.
КАРТОЧКА 1.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(3; 3) (-7; 1) (2; -4) (2; 4)
(0; 3) (-8; -1) (3; -2) (-3; 4)
(-2; 2) (-7; -2) (5; -2) (-4; 2)
(-5; 2) (-5; 0) (7; 0) глаз (5; 0)
(-7; 4) (-1; -2) (5; 2)
(-8; 3) (0; – 4) (3; 3)
КАРТОЧКА 2.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(3; 0) (-3; 7) (-5; 2) (3; -3)
(1; 2) (-5; 8) (-5; -2) (6; 1)
(-1; 2) (-3; 4) (-2; -3) (3; 0)
(3; 5) (-6; 3) (-4; – 4) глаз (-1; 5)
(1; 8) (-3; 3) (1; – 4)
КАРТОЧКА 3.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-4; -2) (-2; -5) (-1; 4) (1; 4) (2; -6)
(-5; -2) (-2; -3) (-3; 6) (1; -2) (3; -5)
(-6; -3) (-3; -2) (-1; 6) (0; -2) (3; -3)
(-6; -5) (-4; -2) (3; 2) (-1; -3) (2; -2)
(-5; -6) (-4; -1) (5; 2) (-1; -5) (1; -2)
(-3; -6) (1; 4) (3; 4) (0; -6)
КАРТОЧКА 4.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-7; -2) (9; -5) (-7; -2) (0; 0) (-4; 0)
(-3; 4) (10; -9) новая линия новая линия
(-1; 4) (8; -8) (0; 0) (-4; 0)
(2; 7) (5; -10) (0; 2) (-4; 1)
(2; 4) (7; -5) (2; 1) (-3; 1)
(5; 4) (3; -2) (3; 0) (-3; 0)
КАРТОЧКА 5.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-5; -10) (0; -5) (10; -4) (-8; 9)
(-6; -10) (1; 0) (11; 1) (-9; 7)
(-8; -12) (2; 3) (11; 5) (-10; 2)
(-8; -14) (3; 2) (9; 8) (-6; 5)
(-7; -15) (4; -3) (5; 11) (-4; 4)
(-4; -15) (6; 0) (6; 13) (-3; 1)
(-3; -14) (8; -4) (5; 11) (-1; 3)
(-2; -12) (8; -8) (-1; 12) (2; 3)
КАРТОЧКА 6.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(4; 0) (5; 7) (15; 1) (3; 1)
(3; 0) (12; 6) (16; 1) (4; 1)
(2; 1) (14; 8) (16; 0) (4; 0)
(2; 2) (14; 10) (15; 0) ухо
(3; 3) (15; 11) (14; 1) (14; 10)
(3; 5) (19; 9) (13; 3) (15; 8)
(4; 6) (19; 8) (5; 3) (15; 11)
(4; 8) (16; 8) (3; 2) глаз (16; 10)
КАРТОЧКА 7.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(3; 5) (6; 1) (-4; -7) (-2; 4)
(2; 3) (3; -1) (-8; -7) (-3; 5)
(1; 5) (4; -6) (-8,5; 0) (-6; 5)
(2; 6) (6; -7) (-7; 2) (-6; 3)
(3; 5) (3; -7) (-8; 3) (1; 2)
(6; 5) (1; -1,5) (-7,5; 5) (2; 3)
(6; 4) (-4; -2) (-6; 6) (6; 1)
(8; 4) (-5; -5) (-3; 6) глаз (4,5; 3,5)
(8; 2) (-6; -6) (-2; 5)
КАРТОЧКА 8.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-6; -5) (-1; 1,5) (1,5; 2) (1; 0)
(-4,5; -4,5) (0; 2) (2,5; 1,5) (0,5; -1)
(-3; -3,5) (0,5; 2) (2,5; 1) (0; -1,5)
(-1,5; -2) (0,5; 1,5) (1,5; 1) (1; -1,5)
(-2; 1) (0,5; 2,5) (1,5; 0,5) (0; -2)
(-2; 0) (1; 2,5) (2; 0,5) (-1,5; -2)
(-1,5; 1) (1; 2) (1,5; 0) глаз (1,5; 1,5)
КАРТОЧКА 9.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(15; 2) (-4; 0) (1; -4) (8; -4)
(15; 3) (-16; -2) (0; -3) (10; -4)
(10; 1) (-5; -3) (4; -3) (8; -3)
(9; 2) (-6; -4) (4; -4) (15; 0)
(8; 2) (-3; -4) (7; -4) (10; 0)
(7; 1) (-2; -3) (6; -3) (15; 2)
(3; 1) (-1; -4) глаз (9; 1)
КАРТОЧКА 10.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-3; 13) (-9; 8) (-3; -9) (13; 0) (6; 8)
(-3; 11) (-8; 7) (0; -8) (15; 0) (7; 9)
(-2; 9) (-10; 9) (7; -9) (12; 3) (0; 11)
(-5; 9) (-9; 1) (8; -8) (10; 4) (-1; 12)
(-6; 8) (-14; -4) (12; -8) (12; 4) (-3; 13)
(-7; 10) (-11; -7) (11; -4) (8; 5) глаз (-8; 3)
(-9; 11) (-3; -5) (14; -4) (9; 6)
Домашнее задание: построить на координатной плоскости различные фигуры и записать их координаты.
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, устранить пробелы в знаниях учащихся.
Разобрать ошибки, допущенные в самостоятельной работе.
Работа по устранению пробелов в знаниях.
На этом уроке, в зависимости от класса, проводится работа с сильными учащимися (они помогают более слабым исправлять ошибки). Либо ученики работают по карточкам.
Домашнее задание: №1417; 1420; 1423.
КАРТОЧКА 1.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(3; 3) (-7; 1) (2; -4) (2; 4)
(0; 3) (-8; -1) (3; -2) (-3; 4)
(-2; 2) (-7; -2) (5; -2) (-4; 2)
(-5; 2) (-5; 0) (7; 0) глаз (5; 0)
(-7; 4) (-1; -2) (5; 2)
(-8; 3) (0; – 4) (3; 3)
КАРТОЧКА 2.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(3; 0) (-3; 7) (-5; 2) (3; -3)
(1; 2) (-5; 8) (-5; -2) (6; 1)
(-1; 2) (-3; 4) (-2; -3) (3; 0)
(3; 5) (-6; 3) (-4; – 4) глаз (-1; 5)
(1; 8) (-3; 3) (1; – 4)
КАРТОЧКА 3.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-4; -2) (-2; -5) (-1; 4) (1; 4) (2; -6)
(-5; -2) (-2; -3) (-3; 6) (1; -2) (3; -5)
(-6; -3) (-3; -2) (-1; 6) (0; -2) (3; -3)
(-6; -5) (-4; -2) (3; 2) (-1; -3) (2; -2)
(-5; -6) (-4; -1) (5; 2) (-1; -5) (1; -2)
(-3; -6) (1; 4) (3; 4) (0; -6)
КАРТОЧКА 4.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-7; -2) (9; -5) (-7; -2) (0; 0) (-4; 0)
(-3; 4) (10; -9) новая линия новая линия
(-1; 4) (8; -8) (0; 0) (-4; 0)
(2; 7) (5; -10) (0; 2) (-4; 1)
(2; 4) (7; -5) (2; 1) (-3; 1)
(5; 4) (3; -2) (3; 0) (-3; 0)
КАРТОЧКА 5.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-5; -10) (0; -5) (10; -4) (-8; 9)
(-6; -10) (1; 0) (11; 1) (-9; 7)
(-8; -12) (2; 3) (11; 5) (-10; 2)
(-8; -14) (3; 2) (9; 8) (-6; 5)
(-7; -15) (4; -3) (5; 11) (-4; 4)
(-4; -15) (6; 0) (6; 13) (-3; 1)
(-3; -14) (8; -4) (5; 11) (-1; 3)
(-2; -12) (8; -8) (-1; 12) (2; 3)
КАРТОЧКА 6.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(4; 0) (5; 7) (15; 1) (3; 1)
(3; 0) (12; 6) (16; 1) (4; 1)
(2; 1) (14; 8) (16; 0) (4; 0)
(2; 2) (14; 10) (15; 0) ухо
(3; 3) (15; 11) (14; 1) (14; 10)
(3; 5) (19; 9) (13; 3) (15; 8)
(4; 6) (19; 8) (5; 3) (15; 11)
(4; 8) (16; 8) (3; 2) глаз (16; 10)
КАРТОЧКА 7.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(3; 5) (6; 1) (-4; -7) (-2; 4)
(2; 3) (3; -1) (-8; -7) (-3; 5)
(1; 5) (4; -6) (-8,5; 0) (-6; 5)
(2; 6) (6; -7) (-7; 2) (-6; 3)
(3; 5) (3; -7) (-8; 3) (1; 2)
(6; 5) (1; -1,5) (-7,5; 5) (2; 3)
(6; 4) (-4; -2) (-6; 6) (6; 1)
(8; 4) (-5; -5) (-3; 6) глаз (4,5; 3,5)
(8; 2) (-6; -6) (-2; 5)
КАРТОЧКА 9.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(15; 2) (-4; 0) (1; -4) (8; -4)
(15; 3) (-16; -2) (0; -3) (10; -4)
(10; 1) (-5; -3) (4; -3) (8; -3)
(9; 2) (-6; -4) (4; -4) (15; 0)
(8; 2) (-3; -4) (7; -4) (10; 0)
(7; 1) (-2; -3) (6; -3) (15; 2)
(3; 1) (-1; -4) глаз (9; 1)
КАРТОЧКА 10.
Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их.
(-3; 13) (-9; 8) (-3; -9) (13; 0) (6; 8)
(-3; 11) (-8; 7) (0; -8) (15; 0) (7; 9)
(-2; 9) (-10; 9) (7; -9) (12; 3) (0; 11)
(-5; 9) (-9; 1) (8; -8) (10; 4) (-1; 12)
(-6; 8) (-14; -4) (12; -8) (12; 4) (-3; 13)
(-7; 10) (-11; -7) (11; -4) (8; 5) глаз (-8; 3)
(-9; 11) (-3; -5) (14; -4) (9; 6)