СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концертмейстеркий класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках по предмету «Концертмейстерский класс» приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства, расширяется музыкальный кругозор, формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитываются слуховой самоконтроль, исполнительская ответственность обучающихся, а также развиваются и закрепляются навыки чтения нот с листа.

Программа предназначена для работы в 7-8 классах фортепиано ДШИ и ДМШ.

Просмотр содержимого документа
«Концертмейстеркий класс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Е.В. Образцовой»

города Салехарда













Рабочая программа

по предмету «Концертмейстерский класс» в 7-8 классах фортепиано Детских школ искусств





Составлена преподавателем

Кувандыковой Л А.









Салехард

2020

Программа рассмотрена и одобрена к применению: на заседании фортепианного отделения протокол № ___ от « »______ 2020 г. на заседании оркестрового отделения протокол № ___ от « »______ 2020 г.
Зав. фортепианным отделением __________ О.М. Тимирбаева Зав. оркестровым отделением __________ Е. А. Муллахметова
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одной из задач детской школы искусств (детской музыкальной школы) является развитие практического навыка аккомпанирования, наиболее часто встречающегося в любительском музицировании, в самодеятельности.

На уроках по предмету «Концертмейстерский класс» приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства, расширяется музыкальный кругозор, формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитываются слуховой самоконтроль, исполнительская ответственность обучающихся, а также развиваются и закрепляются навыки чтения нот с листа.

В класс аккомпанемента приходят дети после пяти лет обучения с различным уровнем подготовки. На первых уроках необходимо выявить степень общего развития ученика, степень заинтересованности музыкой, индивидуальные особенности психики, уровень технического развития, грамотность.

Встреча с учениками начинается рассказом о новом предмете, о том, что концертмейстерство является профессиональной деятельностью музыканта, о том, что сольная партия и аккомпанемент должны составлять единое целое, что нужна обоюдная чуткость, творческое содружество, без которого невозможно создание художественного образа музыкального произведения.

Ф. Э. Бах в книге «Опыт изложения правильного способа игры на клавесине» советует: «Особенно следует порекомендовать прилежное слушание хоровой музыки, обращая преимущественное внимание на хороших аккомпаниаторов. Этим путем воспитывается и приучается к вниманию ухо» (К сожалению, в литературе очень мало упоминаний о концертмейстерах, хотя среди них были и есть настоящие художники). Разговор на эту тему следует продолжать и в дальнейшем.



КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


После первого знакомства с учеником и его возможностями подбирается примерный репертуар, который в дальнейшем может измениться.

Тогда же нужно показать различные виды изложения простейших аккомпанементов инструментальной музыки и детских песен, познакомить с партитурой.

Ученик должен обязательно знать сольную партию, и постепенно учиться соединять ее с аккомпанементом, сохраняя при этом басовую партию полностью, а все остальное по возможности. Этому надо учить постоянно, постепенно усложняя задачу.

Остановимся на некоторых специфических трудностях работы с учениками в концертмейстерском классе.

Нередки случаи, когда ученик, зная хорошо свою партию, при первом исполнении с солистом теряется: его внимание раздваивается, его тревожат новые тембровые краски, другой ритмический рисунок в сольной партии, боязнь ошибиться и т.д. Большинство детей в дальнейшем чувствуют себя уверенней, но некоторым ученикам очень трудно преодолеть это «раздвоение». Ученику непреодолимо хочется остановиться, повториться. Чтобы исчезло такое напряжение, вначале можно не препятствовать остановкам, но дальше обязательно следует поставить задачу — непременно доиграть до конца, чтобы ни произошло. Поэтому работу с иллюстратором надо начинать как можно раньше, даже если у ученика не все хорошо получается.

На что необходимо постоянно обращать внимание: на содержание, форму музыкального произведения, на изучение средств музыкальной выразительности, особо - на роль метроритма в данном сочинении. Педагог должен постоянно подчеркивать, что содержательность присуща всем формам аккомпанемента, даже самым простым. Если это аккомпанемент аккордового склада, то он является гармонической основой музыки, указывает на модуляцию или отклонение. Хотя солирующая партия и главенствует, но гармония вносит новые оттенки, которых нет в мелодии, и как бы по-новому раскрывает содержание произведения.

Гармонический аккомпанемент несет в себе и изобразительные моменты (например, в пьесе А. Гречанинова «Игра в разбойники»).

В танцевальной и маршевой музыке (в репертуар обучающихся включаются менуэты, вальсы, гавоты, польки, марши) аккомпанемент играет большую роль в метроритмике сочинения, являясь музыкальным воплощением движения. Он ассоциируется то с опорными, подчеркивающими сильную долю, шагами в вальсе, марше, то со скользящими на слабой доле в мазурке, польке.

В аккомпанементе часто встречается фигурация — это уже подвижный фон, который обладает гибкостью, здесь может быть скрыто интонационно- мелодическое движение, элементы изобразительности (К. Сен-Санс «Лебедь». Ф. Шуберт «В путь»); когда в фигурации ощущается мелодизация баса, тогда аккомпанемент становится более весомым, как, например, в «Колыбельной» А. Спендиарова (в 1 части).

Порой аккомпанемент состоит из аккордов, исполняемых арпеджиато. Зачастую ученики их играют как арпеджио. Здесь необходимо добиваться того, чтобы обучающийся почувствовал, что все звуки хотя бы на миг сливаются в аккорд. Если арпеджиато слишком тяжелое, помогает сравнение с игрой на гитаре, арфе. (В пьесе «Весельчак» А. Гречанинова ребята особенно тяжело играют арпеджио на форте — очень прямолинейно, не обращая внимания на характер пьесы, указанный автором).

В аккомпанементах аккордового склада важно научить учащихся слышать бас в партии левой руки и верхний голос в партии правой руки («Ария» Р. Глиэра).

О значении баса говорить нужно много, но наибольшее впечатление производит высказывание Л. Когана: «Игра без басов походит на заседание без председателя». Еще труднее дается ученикам осознание движения в среднем голосе аккордов, чуть легче в нижнем. (Такие элементы есть в «Лотосе» Р. Шумана — для виолончели).

Пьеса может начаться вступлением различного объема. В маленьких вступлениях (например, в «Колокольчике» А. Гурилева — два такта, в

«Колыбельной» А. Ярнефельта — четыре) важно, чтобы ученик осознал темп пьесы, почувствовал его во вступлении (в «Осени» Я. Александрова, «Колокольчиках» П. Булахова вступления большие и должны передать характер пьесы, сообщить определенный настрой: в «Колокольчиках» звучать звонко, светло, в «Осени» — грустно).

В области динамики главная задача — научить ученика-концертмейстера координировать силу звука по отношению к солирующему инструменту.

Так, например, у флейты низкий диапазон глуше, и можно, если не обратить на это особое внимание, «перегрузить» аккомпанемент. То же при исполнении пиццикато у струнных инструментов. Во многих инструментальных пьесах есть редакторские указания — в сольной партии форте, в аккомпанементе меццо-форте и т.д. Но главное в этой работе не столько соблюдение редакторских указаний, сколько умение слушать солиста (кстати, слово «слышать» лучше не употреблять, ибо на вопрос — «слышишь ли ты солиста», ученик с оттенком недоумения может ответить — «конечно, слышу», имея ввиду, что он не глух. А вот «слушаешь ли ты солиста» вызывает другую реакцию: ученик задумывается). Обучающиеся на первых этапах недостаточно хорошо умеют показывать постепенное нарастание или затухание силы звука, не чувствуют начала и конца этих нюансов, плохо удаются им такие тонкости динамики, как пианиссимо.

Учеников, аккомпанирующих певцам, необходимо познакомить с элементарными специфическими особенностями вокального исполнительства:

  1. Певцу во время пения необходимо делать вдох для пополнения запаса воздуха. Обычно певец пользуется паузами, обозначенными автором. Но иногда певцу необходимо прервать звучание и там, где нет паузы.

  2. Певцы часто делают фермату там, где этого знака в тексте нет.

  3. Достаточно часто пользуются люфт-паузами.

С этими особенностями ребята знакомятся уже во время работы с солистом. В вокальной музыке и эмоциональный строй и образное содержание произведения раскрывается не только через музыку, но и через слово. Поэтому, аккомпанируя вокальному произведению, ученики должны знать не только музыкальную партию солиста, но и литературный текст.

В вокальных произведениях часто встречается куплетная форма. И вот, несмотря на то, что один и тот же аккомпанемент повторяется несколько раз, перед обучающимися встают свои трудности.

Обычно, каждый новый куплет и припев, в зависимости от литературного текста, от содержания, исполняется солистом разнохарактерно, в разных темпах, с разной нюансировкой. И ученик-концертмейстер должен строго следовать за певцом, также меняя характер своего сопровождения, хотя нотный текст остается тот же.

Навыки ансамблевой игры дети получают в младших и средних классах. В классе аккомпанемента этот навык совершенствуется.

Если в пьесе нет фортепианного вступления, то ученик учится вступать вместе с солистом. Можно посмотреть на солиста. Некоторые стесняются или боятся оторвать взгляд от нотного листа, наиболее смелые смотрят очень долго и как-то особенно откровенно. Делать это надо менее заметно, достаточно уловить

«сигнал-жест, взмах смычка, вдох (духовые инструменты). Не менее важно окончить пьесу одновременно, вместе снять фермату, почувствовать меру ritenuto, accelerando. Каждая пьеса несет в себе свои индивидуальные трудности.

Метроритмическое единство у детей с хорошим чувством ритма вырабатывается естественно, нарушения возникают из-за слабого владения текстом, из-за технических трудностей. Сложнее держать темп, особенно возвращаться к первоначальному темпу после более подвижкой части. Например, в скрипичных пьесах: Б. Мартину «Андантино», Л. Бетховен «Сонатина до минор».

Иллюстратор в классе аккомпанемента играет большую роль. Он всегда должен быть в форме — знать партии, проявлять творческое отношение к исполняемому произведению, не «скучать», если у ученика не все получается сразу. И самое главное — воодушевлять своим исполнением.

Порой иллюстраторы слишком опекают юных аккомпаниаторов, бывают снисходительны к их промахам, стараются «выручить». Безусловно, это делается из хороших побуждений, но ученик, чувствуя такую солидную опеку, становится менее ответственным. Здесь задача педагога: обратить внимание иллюстратора на всю важность именно совместной ансамблевой игры и равнозначности партий, и ни в коем случае не позволять педагогу-иллюстратору брать на себя роль «прикрывающего» или «сопровождающего».

Важно, чтобы ученик всегда слышал сольную партию. Можно и нужно работать по частям, это помогает уяснить и исправить ошибки разного рода. Присутствие иллюстратора на каждом уроке «подстегивает» ребенка. Ученику хочется, чтобы «поскорее получилась хорошая музыка».

По поводу исполнения каждого конкретного произведения педагогу полезно советоваться с иллюстратором. Можно спросить на уроке, удовлетворяет ли иллюстратора аккомпанемент ученика, и что бы он хотел услышать в окончательном варианте.

Обычно в музыкальных школах иллюстраторами являются преподаватели домристы, скрипачи, виолончелисты, флейтисты, трубачи, вокалисты и т.д.

Но, как показывает практика, значительно лучший результат в смысле воспитания исполнительской ответственности ученик-концертмейстер получает, когда играет с иллюстратором учеником. Желательно создавать именно такие дуэты.

Необходимо поддерживать и развивать стремление обучающихся подбирать и разучивать современную музыку, готовить такие произведения для классных концертов, для выступлений в общеобразовательных школах.



ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА


В концертмейстерском классе необходимо постоянно развивать навык чтения нот с листа.

Главное в чтении — охватить пьесу в целом, предварительно проанализировав нотный текст, представив внутренне, проиграв «про себя».

Нередко приходится сталкиваться с укрепившимися недостатками. Обучающиеся озвучивают паузы, не дослушивают длинные ноты; не обращают внимания на смену ключевых знаков, особенно в конце нотной строки; аккорд читают сверху вниз, в затруднительных случаях перебирают звуки отдельно, потом берут аккорд; при определении тональности обязательно заглядывают в заключительные такты, по первым тактам не могут определить тональность; долго размышляют при чтении нот на добавочных линейках внизу нотного стана, в басовом ключе.

Репертуар для чтения подбирается сугубо индивидуально. Чтобы ликвидировать ошибки, характерные для данного ученика, полезно регулярно предлагать ему исполнять отрывки из музыкальных произведений, где встречается затрудняющий чтение элемент. Часто при чтении с листа ученик всецело поглощен размышлением над нотным текстом, а слух — контроль — выключается. Услышать же фальшивую ноту могут все без исключения при наличии слухового контроля. Отсутствие слухового контроля можно рассматривать как пассивность музыкального мышления. В таких случаях педагогу полезно поиграть эти пьесы, намеренно ошибаясь, дав задание ученику обнаружить ошибки в исполнении.

Рекомендуется применять два вспомогательных средства для развития навыка чтения с листа:

  1. Один ученик играет, другой проверяет, потом они меняются ролями.

  2. Ученику поручают переворачивать нотные листы своему товарищу, это также приковывает внимание к тексту и слушанию музыки.



ТРАНСПОНИРОВАНИЕ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА


Первый способ — путем замены ключевых знаков. Наиболее часто встречается транспорт из ре мажора в ре-бемоль мажор, из ля мажора в ля-бемоль мажор, из ми в ми-бемоль и т.д. и наоборот. При этом возможны два варианта задания:

  1. транспонировать на полутон вверх или вниз. Для этого нужно установить новую тональность, вспомнить ключевые знаки, выяснить новые знаки альтерации, если есть, измененные ступени;

  2. транспонировать в новую тональность. Ученик должен сам сообразить, какие изменения произойдут с нотным текстом в этом случае;

например: английские песни «Испеки нам пирожок», «Чепуха» — из ми-бемоль мажора в ми мажор, «Маленькая Кит» — из фа мажора в фа-диез мажор;

«Песни для детей»: Л. Качурбина «Мишка с куклой» из ре мажора в ре-бемоль мажор и т.д.

Второй способ — транспонирование на секунду или терцию, редко — квинту. При этом пьеса должна иметь простую, известную ученикам гармонию и нетрудную фактуру, чтобы можно было предварительно проанализировать и ясно представить вид произведения в новой тональности. Например: «Про кошку» из соль мажора в фа мажор; «Два цыпленка» из ми-бемоль мажора в до-мажор и др.

Транспонирование требует более длительной подготовки. До момента исполнения заданной пьесы можно повторить отдельные места, где возникали затруднения.

Урок в классе аккомпанемента проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу с 6 класса за счет часов вариативной части. В седьмом классе – по одному часу в неделю за счет часов обязательной части, в восьмом классе: в первом полугодии – по одному часу за счет часов обязательной части, во втором полугодии – по одному часу за счет часов вариативной части. Но такое количество часов

«Концертмейстерского класса» в вариативной части возможно только в случае достаточного финансирования Школы со стороны учредителя.

Рекомендуется проводить 2 академических концерта, 1 раз в полугодие.

С целью определения полноты и прочности знаний обучающихся, умения применять полученные знания на практике желательно предусмотреть и контрольные уроки по проверке навыков чтения нот с листа и транспонирования.


ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


  1. В течение учебного года каждый ученик должен пройти 10—12

музыкальных произведений: 5 – 6 произведений для концертного исполнения, 5-6 произведений в порядке ознакомления. Пьесы должны быть разнообразны по содержанию, форме и фактуре.

  1. На академический концерт каждый обучающийся должен подготовить два разнохарактерных произведения.

  2. С целью проверки навыков самостоятельной работы к контрольному уроку по чтению нот с листа и транспонированию ученик готовит одну пьесу. В ходе проведения контрольного урока рекомендуется использовать незнакомый ранее нотный материал.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

НА АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТАХ

7 КЛАСС

Бетховен Л. Сурок

Богословский Н. Грустный рассказ

Власов В. Пионерский марш

Глинка М. Чувство. Простодушие

Глиэр Р. Ария

Глюк Х. Анданте

Камалдинов А. Веселое шествие

Майкапар С. Ариетта, Юмореска

Ревуцкий Д. Песенка

Хренников Т. Колыбельная Светланы

Чайковский П. Детская песенка Шуман Р. Веселый наездник

Богословский Н. «Спят курганы тёмные»

Бриттен Б. Колыбельная и пантомима из оперы «Маленький трубочист» Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний»

Глинка М. «Я помню чудное мгновенье»

Гречанинов А. Обработка русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» Рубинштейн А. Мелодия

Шуберт Ф. Тамбурин


8 КЛАСС

Бакланова Н. Концертино

Блантер М. «В лесу прифронтовом»

Вакарин А. Сонатина

Валентино Р. Соната

Гайдн Й. Менуэт

Данкля Ш. Вариации на тему Беллини

Иванов С. Вариации на тему Д. Кабалевского

Калинников В. Грустная песенка

Корелли А. Куранта. Сарабанда

Лютославский В. Танцевальная прелюдия

Фибих З. Поэма

Чайковский П. Сентиментальный вальс

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР,

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО КЛАССА


СКРИПКА

Багиров З. Романс

Бакланова Н. Мазурка. Хоровод. Романс. Сонатина

Бетховен Л. Два немецких танца

Богословский Н. Грустный рассказ

Боккерини Л. Менуэт

Бом К. Непрерывное движение

Брамс Й. Колыбельная

Вебер К. Вальс. Хор охотников

Вивальди А. Концерт соль мажор

Гаврилов В. Вальс

Ган Н. Раздумье

Гендель А. Танец

Гендель Г. Вариации ля мажор

Глинка М. Мазурка. Полька. Чувство

Глиэр Р. Прелюдия

Глюк Х. Анданте

Дварионас Б. Вальс

Зейтц Ф. Концерт соль мажор, 1-я часть

Кабалевский Д. Клоуны

Караев К. Анданте

Комаровский А. Русская песня. Вариации на тему украинской народной песни «Вышли в поле косари»

Корелли. А. Сарабанда и жига

Косенко В. Скерцино

Перголези Дж. Ария. Сицилиана

Раков Н. Прогулка

Рамо Ж. Ф. Ригодон. Тамбурин

Ридинг О. Концерт соль мажор. Концерт си минор

Рубинштейн А. Танец из оперы «Демон»

Сен-Санс К. Лебедь

Фибих З. Поэма

Чайковский П. Грустная песенка. Неаполитанская песенка. Шарманщик поёт.

Шостакович Д. Грустная песенка. Элегия. Романс

Шуман Р. Отзвуки театра. Мелодия


ВИОЛОНЧЕЛЬ

Бакланова Н. Романс

Бах И. С. Бурре

Бетховен Л. Песня. Менуэт. Тема с вариациями

Бородин А. Серенада

Варламов А. Красный сарафан

Верачини Ф. Ларго

Гендель Г. Прелюдия

Глинка М. Песня. Не щебечи, соловейко. Простодушие

Глиэр Р. Вальс

Гречанинов А. В сумерки

Давыдов К. Романс

Евлахов О. Романс

Кабалевский Д. Галоп. Зарядка

Клочков К. Вечерняя песня Марчелло Б. Соната соль мажор

Маттезон И. Ария

Мусоргский М. Песня

Ромберг Б. Концертино

Свиридов Г. Грустная песня

Чайковский П. Сентиментальный вальс

Шостакович Д. Лирическая песня. Колыбельная. Адажио

Шуман Р. Веселый крестьянин


КЛАРНЕТ

Барток Б. Вечер в деревне

Бетховен Л. Сурок. Экосез

Бозза Э. Ария

Гершвельд Г. Молдавские напевы

Глинка М. Жаворонок. Полька. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»

Григ Э. Норвежская народная песня. Песня Сольвейг

Иорданский М. Песенка

Ипполитов-Иванов М. Мелодия

Кабалевский Д. Наш край

Калинников В. Грустная песенка

Комаровский А. Кукушка

Корелли А. Куранта. Сарабанда

Лютославский В. Танцевальная прелюдия

Лядов А. Прелюдия.


Мийо Д. Маленький концерт

Моцарт В. Деревенские танцы. Аллегретто. Песня пастушка

Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина»

Обер Д. Жига

Прокофьев С. Походный марш

Телеман Г. Ф. Жига

Франк М. Три танца. Пьеса

Шостакович Д. Гавот. Галоп

Шуберт Ф. В путь

Шуман Р. Веселый крестьянин


БАЛАЛАЙКА

Балакирев М. Хороводная

Бах И. С. Первая прелюдия

Белецкий В. Маленькая полька

Будашкин Н. Отрывок из «Русской фантазии»

Вакарин А. Сонатина

Гедике А. Мелодия. Ригодон

Иорданский М. Песенка про чибиса. Вальс

Кабалевский Д. Вальс. Пионерское звено. Хоровод. Наш край

Лещинский Ф. Полька

Листов К. Севастопольский вальс

Мясковский Н. В дрёме. Мазурка

Пирогов В. Вечером

Страннолюбский Б. Вальс. Посиделки. Маленькое скерцо

Телеман Г. Ариозо

Фрадкин М. Пионерский марш Фрид Г. Полька

Чайковский П. Грустная песенка. Сладкая грёза

Шостакович Д. Гавот. Прелюдия. Полька. Сентиментальный вальс

Шуман Р. Колыбельная. Майское солнце


ДОМРА


Андреев В. Вальс «Бабочка». Гвардейский марш. Испанский танец

Бах И. С. Весной. Менуэт. Рондо из Сюиты си минор

Бетховен Л. Прекрасный цветок. Пер. А.Александрова. Сурок. Полонез

Гайдн Й. Песенка. Шутка

Гендель Г. Менуэт

Госсек Ф. Тамбурин

Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и З части)

Дьяконова И. Былина

Забутов Ю. В деревне

Кабалевский Д. Ежик. Пер. М.Белавина

Калинников В. Журавель

Любарский Н. На лошадке

Моцарт В. Allegretto. Сюита «Маленькая ночная серенада». Бурре

Муффат Г. Бурре

Перковский П. Ссора

Рахманинов С. Итальянская полька. Русская песня

Римский-Корсаков Н. «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка». Пер. В. Чунина

Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени». Обр. В. Дителя

Русская народная песня «Веселые гуси». Обр. М. Красева

Русская народная песня «Вечерком красна девица». Обр. В. Евдокимова Русская народная песня «Виноград в саду цветет». Обр. А. Александрова Русская народная песня «Заиграй, моя волынка». Обр. Б.Трояновского

Русская народная песня «Коробейники». Обр. В. Цветкова

Русская народная песня «Посеяли девки лен». Обр. А. Александрова

Русская народная песня «Сама садик я садила». Обр. М. Красева

Русская народная песня «Соловьем залетным». Обр. В. Камалдинова

Русская народная песня «Ты не стой, не стой, колодец». Обр. А. Лядова Русская народная песня «У голубя, у сизого». Обр. В. Глейхмана

Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обр. Т. Захарьина Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А. Шалова

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Хачатурян А. Андантино

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

Чекалов П. Сюита «Васька-футболист»

Шаинский В. Песенка. В траве сидел кузнечик

Шалов А. Маленький машинист

Шуман Р. Мелодия. Пер. М. Белавина


ВОКАЛ


Алябьев А. Увы, зачем она блистает. Солома. Молитва

Блантер М. В лесу прифронтовом

Богословский Н. Спят курганы темные

Брамс Й. Колыбельная

Булахов О. Не побуждай воспоминаний

Варламов А. Красный сарафан. Метелица

Глинка М. Жаворонок. Я помню чудное мгновенье. Соловушка. Северная звезда

Гурилёв А. Домик-крошечка. Вьётся ласточка сизокрылая. Грусть девушки Дюбюк А. Ты всегда хороша несравненно. Серенада

Соловьёв-Седой В. Вечер на рейде. Подмосковные вечера.

Чайковский П. Мой Лизочек. Колыбельная в бурю.

Яковлев Л. Зимний вечер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!