СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концептуальные основы организации эффективного взаимодействия субъектов образования в условиях дистанционного обучения

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование как социальная система всегда отвечает на вопросы: зачем, чему, кого, как, и кому учить. В каждую эпоху содержание ответов подвергается определенной корректировке, а изменение ответа на один вопрос — например, зачем учить? — влечет за собой соответствующую правку и в других ответах. Именно такую ситуацию мы наблюдаем сегодня

Просмотр содержимого документа
«Концептуальные основы организации эффективного взаимодействия субъектов образования в условиях дистанционного обучения»

УДК 377.5

Букреева Светлана Сергеевна

преподаватель правовых дисциплин

Профессиональное образовательное учреждение

потребительской кооперации «Донецкий экономико-правовой

кооперативный техникум имени Н.П. Баллина»


Концептуальные основы организации эффективного взаимодействия субъектов образования в условиях дистанционного обучения.


Аннотация. Образование как социальная система всегда отвечает на вопросы: зачем, чему, кого, как, и кому учить. В каждую эпоху содержание ответов подвергается определенной корректировке, а изменение ответа на один вопрос — например, зачем учить? — влечет за собой соответствующую правку и в других ответах. Именно такую ситуацию мы наблюдаем сегодня.

Ключевые слова: дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение, образование, студент, техникум.

Вводная часть. В образовательных стандартах среднего профессионального образования среди необходимых компетенций современного выпускника выделяют готовность работать с компьютером как со средством управления информацией, а также умение применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени определенного образовательного учреждения и т. п.

Как мы видим, изменились требования к результатам обучения, т. е. ответы на вопросы — зачем и чему учить. Одновременно с этим изменились и требования к условиям реализации процесса обучения, т. е. ответы на вопросы — как учить и кому учить.

Основная часть. Дистанционное обучение (ДО) является одной из форм обучения: «ДО — это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению».

Поскольку это форма обучения, постольку она не влияет на цели и принципы обучения (научности, системности и систематичности, активности, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.), которые остаются прежними. Однако дистанционное обучение в значительной степени трансформирует методы, средства и даже в содержание, что обусловлено удаленностью друг от друга основных субъектов процесса обучения.

Обучение веками реализовалось в системе: человек — человек.

Для этой системы характерны:

• личностный компонент деятельности, т. е. характеристики эмоциональной, волевой и мотивационной сфер, организаторские способности;

• сенсорно-перцептивный компонент деятельности, т. е. характеристики восприятия и внимания;

• гностический, или интеллектуальный компонент деятельности, т. е. характеристики процесса обработки информации, принятия решения и др.

Разделяя субъектов образования в дистанционной форме обучения, мы изменяем условия: человек — “машина” (технические средства) человек.

При этом необходимо учитывать особенности функционирования системы «человек — “машина”»: наличие и четкую формулировку конкретной цели действия; стереотипность условий, в которых дана цель; однозначность способов изучения и преобразования условий задачи; наличие алгоритма выполнения действий и др.

Очевидно, что совмещение этих систем видоизменяет их специфические характеристики, продуцируя новые (алгоритмизация организаторских свойств) и даже рождая противоречие.

Учебная работа имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов:

• мотивация;

• учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

• учебные действия;

• контроль, переходящий в самоконтроль;

• оценка, переходящая в самооценку.

Вопросы формирования и развития учебной мотивации в дистанционном обучении также являются проблемной областью.

Мотивация (от лат. movere — приводить в движение, толкать) в психологии определяется как побуждение, вызывающее активность субъекта и определяющее ее направленность. В отношении учебной деятельности принято различать мотивацию внешнюю, обусловленную внешними обстоятельствами, и внутреннюю, вызываемую личностными потребностями и побуждениями.

Другими словами, внутренние мотивы наполнены для субъекта обучения личностным смыслом. Осознанием достижения собственной успешности наполняется деятельность, которая дается в преодолении, в сравнении своих достижений с другими.

Чаще всего при использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) опираются на их презентационные возможности. Другими словами, их роль оказывается сведена в основном к иллюстрированию: кинофрагменты, фотографии, слайды, интерактивная доска и т. п. С одной стороны, это помогает наглядно отразить абстрактные положения, подкрепить информацию примерами из жизни, а с другой — вызывает любопытство и интерес у обучающихся.

Также ИКТ с успехом применяются в качестве методов контроля (онлайн- и офлайн-тестирование, программированный, индивидуальный, дифференцированный фронтальный контроль и т. п.), что позволяет достаточно быстро и объективно получить представление об уровне освоенности учащимися темы, раздела и т. д.

Но все это усиливает именно контрольную составляющую обучения, а не собственно процесс усвоения и освоения информации. Иначе говоря, организация и осуществление учебно-познавательной деятельности составляет основу еще одной группы методов.

Продуктивность современного технологического оснащения с точки зрения учебного взаимодействия исследована явно недостаточно. А между тем именно целостный подход в переосмыслении методов обучения с применением ИКТ дает необходимые и перспективные ответы на вопросы: зачем и как учить?

В дистанционном обучении необходимо заранее предусматривать приемы, которые помогают следить за ходом предъявления информации, осмысливать и подбирать варианты ее интерпретации, даже определять степень собственного включения в описанный процесс: пассивный слушатель, ситуативно активный (его активность обусловлена конкретной ситуацией: интерес к теме занятия, адресные вопросы преподавателя и пр.), ответственный и организованный участник образовательного процесса, берущий на себя задачу самооценки и самоконтроля в процессе занятия.

В дистанционном образовании все названные компоненты претерпевают изменения, как бы растягиваются во времени и пространстве, поэтому имеет смысл заново переосмыслить механизм передачи и восприятия информации.

Заключительная часть.

Подытоживая все сказанное, мы пришли к выводу, что преподавателю, работающему в формате ДО (видеолекции), необходимо учитывать следующие аспекты:

1) с точки зрения визуализации:

• изображение преподавателя должно носить нейтральный характер, чтобы не привлекать внимание учащихся к второстепенным деталям, отвлекая от содержательной части;

• восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, расположения его на странице, цвета, шрифта и пр.;

• помогает вычленению наиболее значимой информации система символов (знаков), фиксирующая внимание учащихся: например, значок nota bene (NB) или восклицательный знак (и т. п.), предупреждающая, что сейчас будет важная информация (определение, особая характеристика и др.);

• поддерживает обратную связь между разделенными субъектами обучения соответствующие реплики и (или) смайлы с оценочным подтекстом — «хорошо», «неудачно» и пр.

2) с точки зрения методики обучения:

• в ДО обязательно не только визуальное предъявление темы занятии, но и озвучивание цели занятия и плана;

• как показала практика, студенту легче ориентироваться в логике и содержании, если на экране отражается и общий план лекции, и конкретный этап предъявления содержания (выделяемый, например, цветом, значком и пр.);

• имеет значение вариативность подачи содержания, предусматривающая не только монолог лектора, слайды-иллюстрации, вопросы в конце занятия (это все укладывается в требования традиционной методики), но и диалоги с промежуточными итогами в конце каждого содержательного этапа, анимационные примеры и т. д.;

• допустима в процессе лекции демонстрация недолгих по времени видеороликов или видеорядов для эмоционального разрядки, так как преподаватель и студент не могут находиться в ситуации постоянной концентрации внимания;

• для общего закрепления первичного восприятия содержания имеет смысл в конце занятия возвратиться к теме, плану лекции и цели. Это способствует целостности усвоения материала.

Все перечисленное помогает не только установить контакт с аудиторией, но и поддерживать обратную связь в течение всего занятия, даже если лектор (ведущий) и слушатели оказываются в различных пространственных точках.

Помимо этого, на занятиях со студентами в процессе представления слайдовых лекций мы изменили степень интерактивности обучения. Как и ранее, преподаватель готовит основной текст, организует слайдовый показ, но на самом занятии он выступает как ведущий, координатор, а не лектор.

Стоит признать, что в подобном режиме объем представляемой информации уменьшается, зато степень ее понимания и осмысления увеличивается. К тому же каждый студент на занятии становится не просто слушателем, но активным соучастником учебного процесса, что соответствует задачам федерального государственного образовательного стандарта.


Список использованных источников:

1. Стариченко Б. Е. Настало ли время новой дидактики?//Образование и наука,2008.№ 4.

2.  Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». URL:http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html.

3.  Слово «машина» берется в кавычки, чтобы подчеркнуть и условность самого термина, и одновременно многообразие его проявлений в образовательной практике.

4. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989.

5. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. :Политиздат, 1990.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М. : Просвещение, 1989. Т. 2.

7.  Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.Ростов н/Д. : Феникс, 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!