СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты для 5 класса»

пояснительная записка

к контрольному диктанту (входной контроль)


1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний обучащихся 5 класса. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.


2. Цели диктанта:

- Определение фактического уровня усвоения обучащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по программе начальной школы и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

- Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.


3. Структура работы: 1 часть – диктант. 2 часть – грамматическое задание


4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

- умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Элементы содержания

Код по кодификатору

Проверяемые знания/умения

Уровень сложности

Задания

Орфография

- Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

- Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

- безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих; 6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.15. Правописание словарных слов;

6.16. Раздельное написание предлогов

Базовый

Диктант

Синтаксис

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях

Базовый

Диктант

Пунктуация

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении


Базовый


Диктант

Орфоэпия

Морфемика

Морфология


1.2. Фонетический анализ слова

- Умение определять звуковой состав слова

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов;

- умение проводить морфологический разбор

- Умение находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами

Базовый

Грамматическое задание

(№1-№3)

Речь


3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания


Повышенный


Развернутый ответ

(№4)



5. Время выполнения работы – 45 минут


6. План контрольной работы


Диктант

Два варианта тектов диктанта (учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

Грамматическое задание


7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Высокий уровень

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Грамматические задания

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий















Контрольный диктант (входной контроль)



Вариант 1


Сентябрь


Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке. (По И.Соколову-Микитову)


Грамматическое задание:

1. Выписать 2-3 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

2. Найти слово (слова), в котором букв больше, чем звуков (лось, готовятся).

3.Выполнить следующие разборы:

Морфологический - (на) пне

Морфемный – заревел

4. *Указать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.


Вариант 2


Сентябрь

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком! (87 слов) (По Е. Носову)


Грамматическoе задание:

I вариант

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове корзинка.

3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

4. *Указать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.


II вариант

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемые согласные в корне слова» и «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове берёзка.

3. Вспомните и запишите 4—5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

4. *Указать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.









пояснительная записка

к контрольному диктанту

с грамматическим заданием по теме

«Синтаксис. Пунктуация»


  1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

- Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Синтаксис и пунктуация» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

- Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.


2. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание


4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

- умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Элементы содержания

Код по кодификатору

Проверяемые знания/умения

Уровень сложности

Задания

Орфография

- Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

- Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

- безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Базовый

Диктант

Синтаксис

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

Базовый

Диктант

Пунктуация

-Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

7.16. Тире в простом предложении


Базовый


Диктант

Синтаксис

Морфемика



- Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании;

- Умение определять грамматическую основу предложения;

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

Базовый

Грамматическое задание

(№1-№3)

Речь


3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания


Повышенный


Развернутый ответ

(№4)



4. Время выполнения работы – 45 минут


5. План контрольной работы


Диктант

Два варианта тектов диктанта (учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

Грамматическое задание


6. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет


Высокий уровень

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Грамматические задания

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий















Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Вариант 1


Осенняя пора


Октябрь - осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев  листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.


Грамматическое задание.

1. Вариант 1. Выписать из первого абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 8 и 9 предложениях.

3. Морфемный разбор слов вкусные, улетают.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием


2.Вариант 1. Выписать из второго абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 11 и 12 предложениях.

3. Морфемный разбор слов зимние, посидели.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием


Вариант 2


Дуб — удивительное растение


Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

  Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны. В дуплах дубов живут сычи, зимуют летучие мыши.

  Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)


Грамматическое задание:

1 вариант:

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения последнего абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы первого и последнего предложений

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием



2 вариант:

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях первого абзаца

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

пояснительная записка

к объснительному диктанту с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

- Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Морфемика» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

- Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

- умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Элементы содержания

Код по кодификатору

Проверяемые знания/умения

Уровень сложности

Задания

Орфография

- Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

- Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

- безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Базовый

Диктант

Синтаксис

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

- Умение определять грамматическую основу предложения;

5.13. Синтаксический анализ сложного предложения. Умение проводить синтаксический анализ предложения

Базовый

Диктант

Пунктуация

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении


Базовый


Диктант

Морфемика



3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

Умение опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

Базовый

Грамматическое задание

(№1-№3)

Речь


3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания


Повышенный


Развернутый ответ

(№4)



5. Время выполнения работы – 45 минут


6. План контрольной работы


Диктант

Два варианта тектов диктанта (учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

Грамматическое задание


7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет


Высокий уровень

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Грамматические задания

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий






Объснительный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»



Вариант 1

Цветочные часы

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию.

Дневные цветы пробуждаются, когда начинается рассвет. Птичка поет в саду, и открывает голубые звездочки своих цветов цикорий. Расправляет широкие лепестки шиповник, светятся огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает свои лепестки гвоздики. Солнце сверкает и освещает ослепительным светом все вокруг: лес, поле, речку. Раскрывает на воде свой белоснежный венчик лилия. К солнечным лучам тянется нарцисс.

Дневные цветы обычно первыми засыпают.

Кончается летний день. Солнце располагается все ниже к горизонту. И тут начинают оживать ночные цветы.

Грамматическое задание:

1. Произведите морфемный разбор слов: рассвет, головки.

2. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения. 

3. Сделайте синтаксический разбор предложений: Птичка поет….. К шести часам….

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.



Вариант 2

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

 

Грамматическое задание:

1-й вариант:

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, - рос-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем

2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.


2-й вариант:

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

пояснительная записка

к контрольному диктанту по теме «Имя существительное»


1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

- Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Имя существительное» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

- Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

- умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Элементы содержания

Код по кодификатору

Проверяемые знания/умения

Уровень сложности

Задания

Орфография

- Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

- Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

- безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.9. Правописание падежных и родовых окончаний существительных

6.16. Раздельное написание предлогов

Базовый

Диктант

Синтаксис

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

5.7. Осложненное простое предложение

Базовый

Диктант

Пунктуация

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении


Базовый


Диктант

Морфология Синтаксис


4.1. Самостоятельные части речи

- Умение распознавать существительные и их морфологические признаки;

- Умение проводить морфологический разбор существительного; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять их синтаксическую функцию;

- Умение применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

- Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять роль имени существительного в словосочетании

Базовый

Грамматическое задание

(№1-№3)

Речь


3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания


Повышенный


Развернутый ответ

(№4)



5. Время выполнения работы – 45 минут


6. План контрольной работы


Диктант

Два варианта тектов диктанта (учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

Грамматическое задание


7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет


Высокий уровень

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Грамматические задания

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий




Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Вариант 1


О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?


Грамматическое задание:

1. Выполнить морфологический разбор существительных:

1в - в природу, растениями; 2 в - росточек, карандашом.

2. Выписать из текста собственные имена существительные с безударными окончаниями, определить склонение и падеж.

3. Выписать из первого предложения словосочетание, определить роль имени существительного в словосочетании;

4. *Объяснить, чем отличается имя прилагательное от имени существительного.





Вариант 2


Шиповник

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник - лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды - красные ягоды с толстой кожицей.

Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал.

В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник. (А. Смирнов) (109 слов)



Грамматическое задание:

1. Выполнить морфологический разбор существительных:

1в – (под) Москвой, цветками; 2 в - (в) Сибири, почву.

2. Выписать из текста собственные имена существительные с безударными окончаниями, определить склонение и падеж.

3. Выписать из первого предложения словосочетание, определить роль имени существительного в словосочетании;

4. *Объяснить, чем отличается имя прилагательное от имени существительного.









пояснительная записка

к контрольному диктанта по теме «Имя прилагательное»


1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

- Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Имя прилагательное» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

- Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

- умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Элементы содержания

Код по кодификатору

Проверяемые знания/умения

Уровень сложности

Задания

Орфография

- Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

- Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

- безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроверяемой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.8. Правописание –Н- и -НН- в суффиксах прилагательных

6.9. Правописание падежных и родовых окончаний прилагательных

6.16. Раздельное написание предлогов

Базовый

Диктант

Синтаксис

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

5.7. Осложненное простое предложение

Базовый

Диктант

Пунктуация

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении


Базовый


Диктант

Морфология Синтаксис


4.1. Самостоятельные части речи

- Умение распознавать прилагательные и их морфологические признаки;

- Умение проводить морфологический разбор прилагательного; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять их синтаксическую функцию;

- Умение применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

- Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять роль имени прилагательного в словосочетании

Базовый

Грамматическое задание

(№1-№3)

Речь


3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания


Повышенный


Развернутый ответ

(№4)



5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Диктант

Два варианта тектов диктанта (учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

Грамматическое задание


7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет


Высокий уровень

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Грамматические задания

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий







контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1

Весеннее утро

Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.

Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.

Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

В селах начались весенние работы. (94 слова.)


Грамматическое задание:

1 вариант

1. Произвести синтаксический разбор предложения: На яркой листве деревьев блестит роса.

2. Произвести морфологический разбор прилагательного: (На) яркой

3. Определите род и падеж имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

4. * Объясните, что общего у имени прилагательного с именем существительным.


2 вариант

1. Произвести синтаксический разбор предложения: Синее небо глядится в зеркальную воду. 

2. Произвести морфологический разбор прилагательного: (В) зеркальную

3. Определите падеж имен прилагательных, употребленных во множественном числе

4. *Объясните, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.


Вариант 2

Не на лугу, не в саду, а в огороде на грядке выросли необычные, удивительные цветы. Это - головки цветной капусты. У цветной капусты едят не листья, а бутоны, которые еще не распустились.

А это что за диковина? Будто выросла на грядке великанская шишка. Это брюссельская капуста. У нее на длинном стебле - один над другим кочанчики-невелички размером с голубиное яйцо или немного побольше. Зато их бывает и двадцать, и тридцать, а иногда и пятьдесят. До чего же вкусна капуста о пятидесяти головах!

А вот еще одно огородное чудо: безголовая капуста. С ней произошло удивительное превращение. Ее стебель книзу раздулся, как шар, и стал похож на репу. Древние римляне называли эту капусту "каулорапа", то есть стеблевая репа. А теперь во всем мире ее называют кольраби.

(По Н. Надеждиной) (122 слова)


Грамматическое задание:

1 вариант

1. Произвести синтаксический разбор первого предложения

2. Произвести морфологический разбор прилагательного: (На) длинном

3. Определите род и падеж имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

4. * Объясните, что общего у имени прилагательного с именем существительным.


2 вариант

1. Произвести синтаксический разбор первого предложения 

2. Произвести морфологический разбор прилагательного: (У) цветной

3. Определите падеж имен прилагательных, употребленных во множественном числе

4. *Объясните, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.



пояснительная записка

к контрольному диктанту по теме «Глагол»


1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

- Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Глагол» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

- Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

- умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Элементы содержания

Код по кодификатору

Проверяемые знания/умения

Уровень сложности

Задания

Орфография

- Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

- Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

- безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроверяемой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.9. Правописание родовых окончаний глаголов

6.10. Правописание личных окончаний глаголов

6.16. Раздельное написание предлогов

Базовый

Диктант

Синтаксис

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

5.7. Осложненное простое предложение

Базовый

Диктант

Пунктуация

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении


Базовый


Диктант

Морфология Синтаксис


4.1. Самостоятельные части речи

- Умение распознавать глаголы и их морфологические признаки;

- Умение проводить морфологический разбор глагола; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять их синтаксическую функцию;

- Умение применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

- умение определять спряжение глагола

Базовый

Грамматическое задание

(№1-№3)

Речь


3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания


Повышенный


Развернутый ответ

(№4)



5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Диктант

Два варианта тектов диктанта (учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

Грамматическое задание


7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет


Высокий уровень

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

2 орф + 2 пункт;

1 орф + 3 пункт;

0 орф + 4 пункт

4 орф +4 пункт

3 орф +5 пункт;

0 орф +7 пункт;

6 орф + 6 пункт

7 орф + 7 пункт

6 орф + 8 пункт;

5 орф + 9 пункт;

8 орф + 6 пункт

Грамматические задания

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий











Контрольный диктант по теме «Глагол»


Вариант 1


Ольха

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра. Над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Она очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния. Ольху можно встретить во многих местах: на берегах рек, на озерах и в лесах. Семена ольхи – вкусный корм для чижей. Птицы стайками посещают ольховые заросли и кормятся вкусными семенами.

Ольху считают сорной породой, поэтому ее вырубают и выжигают. Но опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной. Он требуется садам и огородам.

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.


Грамматическое задание:

1. Выписать 2 глагола 1 спряжения, произведите морфологический разбор

2. Выписать 2 глагола 2 спряжения. Записать глаголы-исключения

3. Выписать слова с чередующимися гласными в корне, произвести их морфемный разбор

4. *Объяснить, как определить спряжение глагола.



Вариант 2


Белки

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.

Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. (120 слов)


Грамматическое задание:

1. Выписать 2 глагола 1 спряжения, произведите морфологический разбор

2. Выписать 2 глагола 2 спряжения. Записать глаголы-исключения

3. Выписать слова с чередующимися гласными в корне, произвести их морфемный разбор

4. *Объяснить, как определить спряжение глагола.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!