ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНИ»
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Астрономия
для проведения промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по специальности
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Сызрань 2019
.РАССМОТРЕНЫ и ОДОБРЕНЫ на заседании ПЦК общеобразовательных, общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных дисциплин протокол №_______________ от «_____» ________________20____ Председатель ПЦК _____________ /_________________/ | |
Разработчики:
Лукьяненко И. С. преподаватель строительного профиля ГБПОУ «ГК г.Сызрани»
1. Пояснительная записка
Контрольно-оценочные материалы (КОМ) разработаны в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
.
Перечень образовательных результатов (ОР), подлежащих оценке:
Освоение содержания учебного предмета Астрономия обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки
-умение использовать достижения современной науки и технологий для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные
источники информации;
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
-использование различных видов познавательной деятельности для решения
астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования
гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-
следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных
сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
-умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
-формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
-владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами
и теориями; уверенное использование терминологии и символики;
-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы;
-формирование умения решать задачи;
-формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических
решений в повседневной жизни;
-формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.
Общие компетенции
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
Нормативные источники проведения оценочной процедуры:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 25, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 49884.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями на 15 декабря 2014 года), зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200;
Письмо Минобрнауки РФ от 29.05.2007 № 03-1180 «О Рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждённое приказом ГБПОУ «ГК г. Сызрани» от 06.05.2016 г. № 158-О.
2. Паспорт КОМ
Требования к деятельности обучающегося и соответствующих форм и методов оценивания для учебного общеобразовательного предмета Астрономия
Предмет оценивания (перечень ОР: знания, умения) | Показатели оценки сформированности ОР | Объект оценивания | Формы и методы оценивания |
предметные | Имеет представление о роли и месте астрономии в современной научной картине мира. | Фактологические знания | Вопросы вариант 1 № 5,7, 13,24 Вопросы вариант 2 № 5,6,15,24 |
- формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений |
-владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики; | Владеет основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами, теориями. Использует астрономическую терминологию и символику | Фактологические знания | Вопросы вариант 1 № 1,2,3,12,22,23,25 Вопросы вариант 2 № 1,2,3,11,22,23,25 |
-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; | Владеет основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом | Фактологические знания | Вопросы вариант 1 № 6, 14, 15,21 Вопросы вариант 2 № 4, 12, 13,21 |
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; | Обрабатывает результаты измерений. Устанавливает зависимость между астрономическими физическими величинами. Объясняет полученные результаты и делает выводы. | Умение проводить измерения физических величин и делать выводы | Вопросы вариант 1 № 9, 11 Вопросы вариант 2 № 8,9,19 |
-формирование умения решать задачи; | Решает задачи | Умение решать задачи различных типов и видов сложности | Вопросы вариант 1 № 8,16,18 Вопросы вариант 2 № 10, 16 |
-формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; | Применяет полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни | Умение решать профессиональные задачи в повседневной жизни | Вопросы вариант 1 № 4, 10 Вопросы вариант 2 № 7, 17 |
-формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников. | Использует приобретенные знания для формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников | Умение оценивания информации получаемой из разных источников | Вопросы вариант 1 № 17, 19, 20 Вопросы вариант 2 № 14, 18, 20 |
Назначение контрольно-оценочные материалов: промежуточная аттестация по предмету Астрономия
Краткое описание инструментария оценки:
1. Тесты (25 вопросов 2 варианта). Сложность: Простое теоретическое задание, состоящее из тестовых заданий в закрытой форме: с выбором ответа, на установление соответствия; тестовые задания в открытой форме: простые вопросы с коротким ответом.
График проведения оценочных процедур: по учебному плану
Форма проведения: дифференцированный зачет
Правила оформления результатов оценочной процедуры.
По результатам проведения оценочной процедуры заполняются рабочие документы, предусмотренные комплектом оценочных средств:
- бланки ответов;
- сводная ведомость оценки умений
- итоговые документы (оценочная ведомость, журнал, зачетная книжка).
Инструментарий оценки знаний
Вариант 1
№ п/п № | Задание (вопрос) | Эталон ответа | |
Инструкция по выполнению заданий № 1 – 4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате вы получите последовательность букв. Например, № задания Вариант ответа 1 1 – В, 2 – А, 3 - Б |
1 | 1. Космология 2. Космогония 3. Небесная механика | А. раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие небесных тел и их систем Б. раздел астрономии, изучающий происхождение, строение и эволюцию Вселенной как единого целого. В. раздел астрономии, изучающий законы движения небесных тел | 1- А 2- Б 3- В | |
2 | 1. Планеты земной группы 2. Планеты-гиганты 3. Карликовые планеты | А. Плутона, Харон, Церера, Б. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун В. Меркурий, Венера, Земля, Марс | 1 – В 2 – Б 3 – А | |
3 | 1. И. Ньютон 2. И. Кеплер 3. Э. Хаббл | А. Законы движения планет Б. Закон всемирного тяготения В. Закон о разбегании галактик | 1 – Б 2 – А 3 – В | |
4 | 1. Лунные календари 2. Лунно-солнечные календари 3. Солнечные календари | А. год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце года добавлялось еще 5 праздничных дней Б. год делится на 12 месяцев, содержащих попеременно 30 или 29 суток В. Год делится на 12 месяцев, каждый из которых начинается с новолуния | 1 – Б 2 – В 3 - А | |
Инструкция по выполнению заданий № 5 – 20. Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. |
5 | Вселенная – это… А. система мира по Птолемею Б. пространство с небесными телами, газом и пылью В. галактика | Б. | |
6 | После того как весь водород в звезде выгорел, происходят ядерные реакции: А. превращения гелия в водород Б. превращения гелия в углерод В. образования тяжёлых элементов | В | |
7 | Какой польский астроном первым создал новую модель Вселенной, в центре которой он поместил Солнце? А. Джордано Бруно Б. Галилео Галилей В. Николай Коперник | В | |
8 | Каков синодический период Марса, если его звездный период Т- 1,88 земного года? А. 780 суток Б. 78 суток В. 188 суток | А | |
9 | Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда, называется А. астрономическая единица Б. годичный параллакс В. парсек | В | |
10 | Солнечная система образовалась около 4,5 млрд. лет назад. Чему тогда был равен возраст Вселенной? А. 4,5 млрд.лет Б. 8,5 млрд. лет В. 1 млрд.лет | А | |
11 | Диаметр нашей Галактики равен примерно А. 1. 10 кпс Б. 3. 100 000 св. лет В. 1 000 000 а.е. | Б | |
12 | Сколько всего планет в Солнечной системе? А. семь Б. восемь В. девять | Б | |
13 | Кто является основоположником гелиоцентрической системы мира? А. Джордано Бруно Б. Николай Коперник В. Тихо Браге | Б. | |
14 | Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют А. рефлекторный Б. рефракторный В. менисковый | Б | |
15 | Согласно предметов и методов исследований астрономию разделяют на : А. только три основные группы: астрометрию, астрофизику и звездную астрономию. Б. на две группы и подгруппы: астрофизику (астрометрию, небесная механика) и звездную астрономию (физическое космология) В. на пять групп: астрометрию, небесную механику, астрофизику, звездную астрономию, физическую космологию. | В | |
16 | Нижние соединения Меркурия повторяются через 116 суток. Определите сидерический период Меркурия. А. 116 суток Б. 88 суток В. 365 суток | Б | |
17 | Планеты-гиганты — четыре планеты Солнечной системы; расположены за пределами кольца малых планет. Эти планеты, имеющие ряд сходных физических характеристик, также называют внешними планетами. В отличие от твердотельных планет земной группы, все они являются газовыми планетами, обладают значительно большими размерами и массами (вследствие чего давление в их недрах значительно выше), более низкой средней плотностью.В какой планете поместились бы все планеты Солнечной системы? А. Юпитер Б. Сатурн В. Уран | А | |
18 | Принимая постоянную Хаббла Н = 75 км/(с * Мпк), определите расстояние до галактики, если красное смещение в ее спектре составляет 10000 км/с. А. 133 Мпк. Б. 13 Мпк. В. 103 Мпк. | А | |
19 | Астероиды, так же называемые малые планеты, в основном обращаются между орбитами Марса и Юпитера. Новые астероиды открываются ежегодно. Первый астероид был открыт в 1801 году и был назван Церерой. Вскоре были открыты Паллада, Веста, Юнона.В честь кого получил название астероид Воронвелия? А. врача Б. учителя В. ученого | В | |
20 | Земля, Каллисто, Венера. Укажите лишнее в этом списке А. Земля Б. Каллисто В. Венера | Б | |
Инструкция по выполнению заданий 21 – 25. В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенное слово. |
21 | Астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил………….. - | Телескоп |
22 | ……один из основоположников астрономии, ввел условную шкалу звездных величин. | Гиппарх |
23 | - точка небесной сферы, противоположная зениту …….. | Надир |
24 | …………. – это исходный пункт каждого летоисчисления. | Эра |
25 | Математическое выражение закона всемирного тяготения имеет вид: , где G это ……. | Постоянная тяготения |
Инструментарий оценки знаний
Вариант 2
№ п/п № | Задание (вопрос) | Эталон ответа | |
Инструкция по выполнению заданий № 1 – 4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате вы получите последовательность букв. Например, № задания Вариант ответа 1 1 – В, 2 – А, 3 - Б |
1 | 1. Практическая астрономия 2. Звёздная астрономия 3. Астрофизика | А. раздел астрономии, предметом изучения которого являются закономерности распределения в пространстве, строение, состав, эволюция звёзд, звёздных систем и межзвёздной материи. Б. один из разделов астрометрии, описывающий способы нахождения географических координат, определения координат небесных светил, исчисления точного времени, а также нахождения азимута. В. Раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве | 1- Б 2- А 3- В | |
2 | 1. Круг склонения светила 2. Суточная параллель 3. Небесный меридиан | А. Большой круг небесной сферы, проходящий через точки зенита, надира и полюсы мира Б. малый круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира. В. большой круг небесной сферы, про- ходящий через полюсы мира и светило. | 1 – В 2 – Б 3 – А | |
3 | 1. Первый Закон Кеплера 2. Второй Закон Кеплера 3. Третий Закон Кеплера | А. планеты обращаются по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце Б. радиус-вектор планеты (линия, соединяющая центр Солнца с центром планеты) за равные промежутки времени описывает равновеликие площади. В. квадраты сидерических периодов обращения двух планет от- носятся как кубы больших полуосей их орбит | 1 – А 2 – Б 3 – В | |
4 | 1.Астрономические наблюдения 2. Астрономические измерения 3.Космический эксперимент | А. это множество связанных между собой взаимодействий и наблюдений, дающих возможность получения необходимой информации об исследуемом небесном теле или явлении, осуществляемых в космическом полете Б. это основной способ исследования небесных тел и событий В. осуществляются с помощью различных приборов и инструментов | 1 – Б 2 – В 3 – А | |
Инструкция по выполнению заданий № 5 – 20. Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. |
5 | Астрономия – фундаментальная наука, изучающая……. А. строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом Б. наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. В. форму, размеры земного шара или отдельных участков ее поверхности путем измерений | А | |
6 | Каково значение астрономии? А. формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира Б. формирование научного мировоззрения В. формирование взглядов на развитие природы | Б | |
7 | Календарь, в котором подсчет времени ведут за изменением фаз Луны называют ... А. солнечным Б. лунным В. лунно-солнечным | Б | |
8 | К какой группе звёзд относится Капелла, если ёё светимость L= 220L0, а температурой 5000К? А. К красным гигантам Б. К сверхгигантам В. К белым карликам | А | |
9 | Во сколько раз звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину – 1,6? А. В 1,8 раза Б. В 0,2 раза. В. В 100 раз. | В | |
10 | Определите звездный период Венеры, если ее нижние соединения повторяются через 584 суток. А. 225 суток Б. 252 суток В. 200 суток | А | |
11 | Какая по счету от Солнца планета Земля? А. третья Б. четвертая В. пятая | А | |
12 | Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало, называют А. рефлекторным Б. менисковым В. рефракторным | А | |
13 | Какие наблюдения подтвердили протекание термоядерных реакций синтеза гелия из водорода в солнечном ядре? А. Наблюдение потока солнечных нейтрино Б. Наблюдение солнечных пятен В. Наблюдение рентгеновского излучения Солнца. | А | |
14 | Северное полушарие этой планеты – гладкое и низкое – это одно из самых гладких и ровных мест на планетах Солнечной системы. В тоже время Южная половина неровная и вся изрезана кратерами. У этой планеты поистине «два лица».О какой планете идет речь? А. Марс Б. Земля В. Венера | А | |
15 | Законы движения планет установил... А. Тихо Браге Б. Исаак Ньютон В. Николай Коперник | В | |
16 | На каком расстоянии от нас находится галактика, имеющая скорость удаления 1,5 * 104 км/с? А. 200 Мпк Б. 20 Мпк В. 75 Мпк | А | |
17 | Чему был равен возраст Вселенной? А. 4,5 млрд.лет Б. 8,5 млрд. лет В. 1 млрд.лет. | А | |
18 | По оценкам астрономов, наша галактика – одна из миллиардов галактик Вселенной. В неё входит около 200 млрд. звезд, наше Солнце – одна из них. В поперечнике протяженность галактики – 100 тыс. световых лет. Наша Солнечная система совсем крошечная по сравнению с нашей галактикой, который отчетливо виден с Земли в телескоп.Какое раньше название носила наша галактика? А. Молочная река Б. Размытая дорога В. Светлая полоска | А | |
19 | Выразите 13ч 20 мин в градусной мере: А. 200о Б. 13о В. 195о | А | |
20 | Весы, Марс, Венера. Укажите лишнее в этом списке А. Весы Б. Марс В. Венера | А | |
Инструкция по выполнению заданий 21 – 25. В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенное слово. |
21 | — это целенаправленная и активная регистрация информации о процессах и явлениях, происходящих во Вселенной | Астрономические наблюдения |
22 | С 1603 г. действует предложенная немецким астрономом ……….. система обозначений звезд. | Байером |
23 | - верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой …….. | Зенит |
24 | …………. – это система счета длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические астрономические явления | Календарь |
25 | Математическое выражение закона всемирного тяготения имеет вид: , где F это ……. | Сила взаимодействия |
Бланк для выполнения задания
ГБПОУ «ГК г.Сызрани»
Итоговое тестирование по дисциплине Астрономия
Выполнил студент гр. № _______________________________ Вариант № ________
| 11. | 21. |
| 12. | 22. |
| 13. | 23 |
| 14. | 24. |
| 15. | 25. |
| 16. | |
| 17. | |
| 18. | |
| 19. | |
| 20. | |
Количество баллов________ Результат____________
Время выполнения задания на одного обучающегося: 45 мин.
Условия положительного/отрицательного заключения по результатам оценки (критерии оценки).
Для принятия положительного заключения по освоению/ усвоению теоретических понятий по учебному предмету Астрономия обучающийся должен набрать установленное минимальное количество баллов.
В случае если обучающийся набирает меньше установленного минимального количества баллов получает неудовлетворительную оценку по дифференцированному зачету.
Максимальное количество баллов 25. Для принятия решения о сдаче тестирования обучающийся должен набрать не менее 18 баллов, что составляет 70 % (Таблица 1).
Таблица 1.
Правильные ответы | 23-25 | 21-22 | 18-20 | ≤ 17 |
Процент выполнения задания | 89-100 | 81-88 | 71-80 | ≤ 70 |
Оценка | Отлично | Хорошо | Удовлетв. | Неудовлетв. |