СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о системах живых организмов, особенностях их строения и жизнедеятельности.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по повторению характерных особенностей представителей разных царств живой природы,

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, вступать в диалог;

-содействовать развитию познавательной активности учащихся, критического и рационально-логического мышления; воображения; визуального и аудиального способа запоминания, умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников;

- создать условия для воспитания интереса к изучению природы родной страны, бережного отношения к природе, понимания влияния деятельности человека на живой мир;

- продолжить формирование экологического сознания, культуры общения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – характерные признаки организмов, относящихся к разным царствам живой природы;

метапредметные

а) регулятивные: определить цель урока; объяснить, какие задачи необходимо решить на данном уроке;

б) коммуникативные: излагать свое мнение, работа в паре, индивидуально

в) познавательные: повторение и контроль знаний и умений; применять полученные знания в реальной жизни;

личностные: бережное отношение к природе, умение видеть красоту, определять личностный смысл изученной темы, проявлять целостное восприятие многообразия живых организмов.

 

Тип урока: урок повторения, обобщения изученного материала.

Средства обучения: учебник: Пасечник В.В., Суматохин С.В.; биология 5-6 классы, раздаточный материал на столах учащихся, мультимедийный проектор, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»»

Контрольно-обобщающий урок

по теме «Жизнедеятельность организмов»

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о системах живых организмов, особенностях их строения и жизнедеятельности.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по повторению характерных особенностей представителей разных царств живой природы,

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, вступать в диалог;

-содействовать развитию познавательной активности учащихся, критического и рационально-логического мышления; воображения; визуального и аудиального способа запоминания, умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников;

- создать условия для воспитания интереса к изучению природы родной страны, бережного отношения к природе, понимания влияния деятельности человека на живой мир;

- продолжить формирование экологического сознания, культуры общения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – характерные признаки организмов, относящихся к разным царствам живой природы;

метапредметные

а) регулятивные: определить цель урока; объяснить, какие задачи необходимо решить на данном уроке;

б) коммуникативные: излагать свое мнение, работа в паре, индивидуально

в) познавательные: повторение и контроль знаний и умений; применять полученные знания в реальной жизни;

личностные: бережное отношение к природе, умение видеть красоту, определять личностный смысл изученной темы, проявлять целостное восприятие многообразия живых организмов.


Тип урока: урок повторения, обобщения изученного материала.

Средства обучения: учебник: Пасечник В.В., Суматохин С.В.; биология 5-6 классы, раздаточный материал на столах учащихся, мультимедийный проектор, презентация.





План урока

I.Оргмомент.

  1. Актуализация, целеполагание, мотивация.

Загадочное письмо.(4 мин)

II. Проверка знаний учащихся.

1.Станция «Сортировочная» (4 мин)

2.Станция «Питательная» (4 мин).

3.Станция «Дыхательная» (4 мин).

Физминутка.

4.Станция «Размножение» (4 мин).

5.Станция «Транспортная» (4 мин).

6.Станция «Обмен веществ и энергии» (4 мин

  1. Подведение итогов (5 мин).

  2. Домашнее задание (3 мин).

  3. Рефлексия (3 мин).

Ход урока

  1. Оргмомент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Садятся на свои места. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке. Я желаю вам, чтобы у вас сегодня всё получилось. Говорят, залог успеха – это хороший настрой. Удачи ребята! Начинаем урок.

II. Актуализация, целеполагание, мотивация.

Загадочное письмо.(4 мин)

- Придя сегодня в школу, я обнаружила один очень интересный предмет. (Учитель достает и показывает бутылку с запиской). Внутри бутылки лежит записка. Давайте попробуем прочитать, что же там написано. Текст записки. (Текст записки и задания дублируются в презентации)

«Здравствуйте, дорогие друзья 6 классники! Я, ………………., приглашаю вас в путешествие по стране ДЖЗНИИЕЯЛЬТОСТЬНЕ РГОЗМОВАНИ (первое задание расшифровать название страны).

Посетив станции и выполнив на них задания, вы сможете расшифровать кодовый замок на шкатулке и получить сюрприз, находящийся в ней. Но он достанется только самым умным, находчивым и смелым. Там же вы сможете узнать мое имя. Желаю удачи!»

Давайте с вами вместе назовём страну


А

Б

В

Г

Д

1

В

Н

Ф

Р

Л

2

П

Ж

З

Е

Т

3

У

А

О

Ц

С

4

И

М

Г

Й

К

5

Я

Ц

Д

Ь

Х

2б4а2в1б2г5в2г5а2д2г1д5г1б3в3д2д5г 3в1г4в3б1б4а2в4б3в1а

Это наша Тема урока : Контрольно-обобщающий урок «Жизнедеятельность организмов»

-Что мы изучали на прошлых уроках? (называют процессы ж/д)

В какие царства объединяют живые организмы? ( называют царства живой природы)

Что, по вашему мнению, мы будем с вами изучать сегодня?

Дети отвечая на вопросы, формулируют задачи урока:

-Повторить материал о жизнедеятельности организмов относящихся к разным царствам;

Задачи:

- Проверить свои знания;

- Оценить свои знания;

Теперь Вы отправляйтесь в путешествие по станциям

(После правильного выполнения задания команда получает букву кодового слова на шкатулке ).

(Класс делится на 2команды. По 3человека в каждой и рассаживается за 2парты. )

1. Станция «Сортировочная».

-Мы прибыли с вами на первую станцию «Сортировочная». Для того, чтобы отправиться дальше в путь, необходимо рассортировать органы животных и растений по системам, которые они образуют. На партах лежат названия органов животных, вы выберите названия только тех органов, которые относятся к системам органов, написанных на ваших листочках. Каждая команда выбирает листочек с названием системы. (выделительная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная). На плакатах системы, команды выбирают те, которые им достались, прикрепляют к ним органы.(при помощи магнитов)

Трахея, рот, сердце, почки, глотка, жабры, пищевод, мочеточники, желудок, кишечник, мочевой пузырь, лёгкие, мочеиспускательный канал, анальное отверстие, кровеносные сосуды, бронхи, капилляры.”.

Правильные ответы:

Выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

Дыхательная система: трахея, легкие, жабры, бронхи.

Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды, капилляры,

(Происходит взаимопроверка работы (критерии оценок и правильные ответы записаны на слайде презентации), за правильно выполненную работу команда получает первую букву - Ь)

2. Станция «Питательная».

На экране текст, в котором допущены ошибки, такой же текст у каждой команды на столах. Задание: найти и исправить ошибки в тексте.

1.Животные и растения получают питательные органические вещества благодаря процессу фотосинтезу.

2.Растения имеют пищеварительную систему, состоящую из рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника, анального отверстия.

3. Животные по способу питания делятся на группы: растительноядные (лев, медведь), хищные (лось, олень), трупоеды (блоха, аскариды), паразиты (грифы, шакалы).

Взаимопроверка (команды меняются листочками, правильный ответ на экране). За правильное выполнение задания получают вторую букву –Ж

3. Станция «Дыхательная»

1команда.

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соот­ветствующие словам.

Для газообмена между цветковым растением и окружаю­щей средой существуют специальные приспособления. На ко­жице листьев расположены … (1), а на стебле — … (2). У цвет­ковых растений, произрастающих на избыточно увлажнённой почве, развиваются … корни (3). При дыхании растение по­глощает … (4), а выделяет … (5).

А. Углекислый газ.
Б. Дыхательные.
В. Чече­вички.
Г. Кислород.
Д. Устьица.

(1Д 2В 3Б 4А 5Г)

2 команда

Акулы и раки в процессе дыхания используют … (1), в ко­торых постоянно циркулирует вода, поступая в организм через … (2). Внутренние жабры животных пронизывают … (3), по которым к клеткам тела поступает … (4), а удаляется … (5).

А. Кислород.
Б. Жаберные щели.
В. Углекис­лый газ.
Г. Жабры.
Д. Кровеносные сосуды.

( 1Г 2Б 3Д 4А 5В)

Взаимопроверка правильные ответы на экране. За правильные ответы, третья буква - !

Физминутка. Под музыку выполнить движения за учителем.

Встали дружно, потянулись

В право, в лево повернулись

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

4.Станция «Размножения».

Выполните задание на соотношение

1.одна особь А)Половое размножение

2.с участием половых клеток Б)Бесполое размножение

3.два родительских организма

4.споры

5.гаметы

6.дочерние организмы схожи с материнским

7.дочерние организмы имеют новые признаки

8. вегетативно

1

2

3

4

5

6

7

8

б

а

а

б

а

б

а

б

Взаимопроверка, правильные ответы на слайде презентации. За правильные ответы четвертая буква- И

5.Станция «Транспортная».

Игра 4 лишний. Выберите и объясните, что является лишним.

1.Сосуды древесины, ситовидные трубки, сердце, корневое давление

2.Сердце, легкие, вены, артерии

3.Кровь, гемолимфа, органические вещества.

За правильные ответы пятая буква - З

6.Станция «Обмен веществ и энергии».

Задание: на карточках подписать вещества, поступающие и выделяющиеся в процессе обмена веществ

1 команда в животных организмах – 1.кислород, 2.углекислый газ (СО2),3.вода (Н2О), 4.не перевариваемые частицы пищи, продукты жизнедеятельности, 5. вода (Н2О), 6.органические вещества (белки, жиры, углеводы),7 минеральные соли.

2 команда растительных организмах – 1.свет, 2.углекислый газ (СО2), 3.пары воды (Н2О), 4.кислород,5. углекислый газ (СО2),6.кислород, 7.вода с растворенными в ней минеральными веществами.


животные


растения




За правильные ответы шестая буква - Н

Дополнительные вопросы (за правильный ответ 1бал)

1.Каково отличие растений от других живых организмов?

2.Дайте определение понятию рост и развитие?

3. Что такое индивидуальное развитие организма?

Ответ: 1Растут в течение всей жизни- К.А.Тимирязев

2Рост- необратимое увеличение массы организма-количественные изменения. Развитие- качественные изменения в строении и жизнедеятельности организма.

3Это преобразование организма от зарождения до смерти.


III. Подведение итогов. Из полученных букв сложите кодовое слово – ЖИЗНЬ!

Все живые организмы, будь то растение или животное, существуют благодаря взаимосвязанной работе всех органов и систем органов.

Не зря кодовым словом на шкатулке является слово - ЖИЗНЬ

Открытие шкатулки. В шкатулке находятся семена для каждой команды: подсолнечника, фасоли, пшеницы, гороха, и инструктивные карточки с заданием.

Посмотрите, вот это сюрприз, он пригодится нам для последующих занятий, где мы будем продолжать изучать жизнедеятельность организмов. Вам даны инструктивные карточки с заданием, которые вы должны будете выполнить и записать отчет в таблицу наблюдений. Это и будет вашим домашним заданием.

Инструктивные карточки.

  1. Рассмотрите семена. Зарисуйте их.

  2. Замочите их в воде.

  3. Как только они набухнут, посадите в грунт.

  4. Отмечайте в дневнике наблюдения все изменения и зарисовывайте растение на разных стадиях развития.

Дата наблюдения

Что делали

Что наблюдали

Рисунок






Но кроме этого мы еще должны узнать имя таинственного незнакомца. Это – ВАШ ДРУГ БИОЛОГ-ЛЮБОЗНАЙКА. И он приготовил вам еще один сюрпиз – видеоролик «Этот удивительный мир».

И так ребята подведём итоги нашего урока. Мы с вами закончили своё путешествие, открыли шкатулку, получили домашнее задание. Осталось подсчитать балы и поставить оценки за урок. (подчитайте общий балл и разделите на 7)


  1. Рефлексия. У вас на столах лежат лица улыбающиеся и грустные. Если ваши ожидания подтвердились, а опасения нет – то вы подымайте улыбку. А если ваши ожидания не подтвердились, и не исчезли ваши опасения, то грустное.



9






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!