СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно – измерительный материал для итоговой оценки образовательных результатов по биологии обучающихся 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно- измерительный материал для итоговой оценки образовательных результатов по биологии, 5 класс. Работа представлена  в 2-х вариантах. Включает 9 заданий с записью ответа в виде цифры, соответствующей номеру правильного ответа, 3 задания на соотношения и 3 задания закрытого типа, в которых отсутствуют варианты ответов. 

Просмотр содержимого документа
«Контрольно – измерительный материал для итоговой оценки образовательных результатов по биологии обучающихся 5 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»











Контрольно – измерительный материал

для итоговой оценки

образовательных результатов по биологии

обучающихся 5 класса









Разработала:

Харченко О.И., учитель биологии

I квалификационной категории















п. Прибрежный -2022 г.

Пояснительная записка

Назначение контрольно- измерительных материалов (КИМ) - оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Содержание работы определяется на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования по биологии;

Примерной рабочей программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) для 5-9 классов образовательных учреждений,2021г.

Форма проведения тестирования проводиться в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5 классов в рамках мониторинга достижений планируемых предметных результатов по биологии. Объём тестовой основы соответствуют и возрастным особенностям учащихся. КИМ содержит подробную инструкцию, которая учит рационально распределять учебное время, формирует навыки адекватной самооценки. Распределение заданий работы по ее частям дается в таб­лице 1.

Таблица 1.

Распределение заданий по частям работы

Общее число заданий

Максимальный первичный балл

Число заданий с записью ответа в виде одной цифры

Число заданий на соотношения

Число заданий закрытого типа, в которых отсутствуют варианты ответов

15

30

9

3

3


Работа включают 9 заданий с записью ответа в виде од­ной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, 3 задания на соотношения и 3 задания закрытого типа, в которых отсутствуют варианты ответов.

Каждое из заданий 1-9 считается невыполненным в следующих случаях: записан номер неправильного ответа; записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не записан.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Каждое правильно выполненное задание 1-9 оценивается 1 баллом, зада­ние 10,11,12- 2 баллами (если допущена одна ошибка - 1 балл, две и более ошибок - 0 баллов), задания 13, 14, 15 - 3балла. Работа представлена в двух вариантах.

Таблица перевода баллов в оценки предложена в таблице 2.

Таблица 2.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

первичный балл

0 - 14

15 - 19

20 - 23

24-30



В таблице 3 приведено распределение заданий КИМ по элементам содер­жания темы.

Таблица 3.

Распределение заданий по элементам содержания

Темы разделов курса биологии

Номера заданий

1

Биология — наука о живой природе.

1, 15

2

Методы изучения живой природы

3,4

3

Организмы — тела живой природы

2,7,8,10

4

Организмы и среда обитания

11,14

5

Природные сообщества

6,12,13

6

Живая природа и человек

5,9


Итого:

15


Задания работы разнообразны по типологии, имеют различный уровень сложности, имеют тесную связь с практикой и актуальными для учащихся знаниями.

Задания итоговой работы не только проверяют конкретные знания и умения, они направлены на развитие научного кругозора детей, умения анализировать и сравнивать полученную информацию, формирование культуры учебного труда школьника, работы с биологическим оборудованием.

Материал итоговой работы и форма его проведения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.























Инструкция для обучающихся по выполнению работы


На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.



Желаем спеха!






























Итоговый тест по биологии, 5 класс

1 вариант

Часть 1.

Задания 1 - 9. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Выберите один верный ответ на каждый вопрос. Ответ запишите в виде номера верного на Ваш взгляд ответа в соответствующее поле под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

1. Наука, изучающая растения

1) биология 3) зоология

2) ботаника 4) экология


2. Способность организмов реагировать на изменения окружающей среды — это

1) Обмен веществ 2) Развитие 3) Размножение 4) Раздражимость

3. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

1.экперимент 3. наблюдение

2.измерение 4. описание


4. Если объектив микроскопа имеет увеличение 5Х, а окуляр имеет увеличение 20Х, то максимальное увеличение микроскопа будет равняться:

1) 20 Х

2) 100 Х

3) 25 Х

4) 200 Х


5. Причиной сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху является

1) сезонные изменения в жизни растений
2) распространение насекомых-вредителей
3) изменение человеком среды их обитания
4) поедание их растительноядными животными


6. Продуценты в экосистеме луга
1) потребляют готовые органические вещества
2) создают органические вещества
3) обеспечивают процесс гниения
4) разлагают органические вещества


7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты


8. Неклеточными формами жизни являются:

1) бактерии; 2) вирусы;3) грибы; 4) растения.


9. Антропогенными факторами являются

1) влажность и освещенность
2) температура
3) сжигание мусора
4) количество паразитов


Задания 10 - 12. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Ответ запишите в виде номеров верных на Ваш взгляд ответов в соответствующие поля под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 2 балла.


10. Антон и Валентина собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетания) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился

«паспорт» растения, изображённого на фотографии. (2 балла)


Список слов (словосочетания):

  1. Моховидные

  2. Кукушкин лён обыкновенный

  3. Кукушкин лён

  4. Растения


Кукушкин лён обыкновенный


Царство

Отдел

Род

Вид






11. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) К числу обитателей этой среды относится

и человек. 1) Наземно-воздушная

Б) Характеризуется обилием воздуха, солнечного

света. 2) Организменная

В) Эта среда очень сильно различается по

климатическим условиям.

Г) Среди обитателей этой среды различают

полезных симбионтов и паразитов, а организм

в котором они живут, называют хозяином.

Д) Эта среда характерна для

гриба-трутовика, кишечной палочки.


А

Б

В

Г






12. Установите соответствие между организмом и его при­родным сообществом.

Организм Природное сообщество

А. Кальмар 1. Сообщество поверхности воды
Б. Парусник 2. Глубоководное сообщество
В. Летучая рыба
Г. Креветка
Д. Кораблик

А

Б

В

Г

Д






Часть 2.

Задания 13 - 15. Внимательно прочитайте и выполните предложенное задание. За выполненное задание Вы можете получить 3 балла.

13. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.


Тайга, гадюка, верблюд, морошка, ковыль, тундра, дуб, песец, степь



14. Сделайте описание скорпиона по следующему плану.

А ) Какую среду обитания освоил скорпион? Ответ.

Б) Какой признак внешнего строения скорпиона указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.



Ответ.




В) Какие отношения складываются между скорпионом и кактусовым сычом в естественных экосистемах?______________________________________________________________________


1 5. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию._____________________________________________ _______________________________________________________


Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Итоговый тест по биологии, 5 класс

2 вариант

Часть 1.

Задания 1 - 9. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Выберите один верный ответ на каждый вопрос. Ответ запишите в виде номера верного на Ваш взгляд ответа в соответствующее поле под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

1. Биология – это наука о:

1) космосе; 2) строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.


2. Воспроизводство себе подобных – это

1. Обмен веществ, 2. Развитие, 3. Раздражимость, 4. Размножение


3. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент


4. Если объектив микроскопа имеет увеличение 20Х, а окуляр имеет увеличение 5Х, то максимальное увеличение микроскопа будет равняться:

1) 100 Х

2) 25 Х

3) 20 Х

4) 200 Х


5. Воздействие человека и его хозяйственной деятельности на живые организмы и природу в целом является

1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) антропогенными факторами
4) физиологическими факторами


6. Производители органических веществ в экосистеме
1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) хищники


7. Организмы, клетки которых содержат ядро:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты


8. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.


9. К серьезным изменениям природного сообщества степи приводит

1) распашка степей
2) отмирание наземных частей растений осенью
3) изменение суточной активности животных
4) бурное развитие растений весной





Задания 10 - 12. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Ответ запишите в виде номеров верных на Ваш взгляд ответов в соответствующие поля под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 2 балла.


10. Вероника и Глеб собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии (2 балла)

Список слов (словосочетания):

  1. Пион уклоняющийся

  2. Покрытосеменные (Цветковые)

  3. Пион

  4. Растения





Царство

Отдел

Род

Вид






11. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) Содержатся различные минеральные соли, но

мало кислорода и солнечного света.

Б) Отсутствие света, нет резких колебаний 1) Водная

температуры, водой вполне обеспечена.

В) В этой среде обитают кувшинки, раки, рыбы, 2) Почвенная

моллюски.

Г) Температура мало меняется в течение суток

и сезонов, причём она плюсовая (+4…+250С).

Д) В этой среде можно обнаружить корни растений,

личинки жуков, простейшие, грибы и бактерии.

А

Б

В

Г

Д







12. Установите соответствие между организмом и его при­родным сообществом.

Организм Природное сообщество

А. Кит 1. Сообщество толщи воды
Б. Камбала 2. Донное сообщество
В. Акула-молот
Г. Рак-отшельник
Д. Морской ёж

А

Б

В

Г

Д






Часть 2.

Задания 13 - 15. Внимательно прочитайте и выполните предложенное задание. За выполненное задание Вы можете получить 3 балла.

13. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.


Кролик, тайга, белка, саксаул, сосна, тундра, гиацинт, песец, степь.



14. Сделайте описание яблони по следующему плану.

А) Какую среду обитания освоила яблоня? Ответ.

Б) Какие признаки внешнего строения яблони указывают на её приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.



Ответ.




В) Какие отношения складываются между яблоней и картофелем в искусственных экосистемах?



15. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.____________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________________



Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

задания

Ответы

Максимальное количество баллов за верный ответ

Вариант 1

Вариант 2


2

3

1

4

4

1

3

4

1

2

1

1

3

3

1

2

1

1

1

4

1

2

2

1

3

1

1

4132

4231

2

11122

12212

2

21121

12122

2

Степь

Ковыль

Гадюка

Степь

Гиацинт

Кролик

3

А) наземно-воздушную;

Б) конечности для передвижения ИЛИ жёсткие покровы для защиты (опоры);

В) хищничество

А) наземно-воздушную ИЛИ почвенную;

Б) стебель (ствол) – обеспечение опоры листьям (транспорт веществ), ИЛИ корневая система – закрепление (поглощение воды с минеральными веществами);

В) нейтральные ИЛИ конкурентные

3

1. кинолог/собаковод

2. занимаются воспитанием и дрессировкой собак

3. помогает исправлять проблемы в поведении собак

1. фермер/биолог/селекционер

2. Выращивает растения, создает новые сорта растений

3.Выращивая растения, обеспечивает людей едой, полезными продуктами, витаминами

3

Итого:



30













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!