Спецификация
контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству за курс 5 класса
1. Назначение КИМ- оценить уровень достижения планируемых предметных результатов по изобразительному искусству обучающихся 5 класса.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеративным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.10 №1897
- ООП ООО МАОУ «Приданниковская СОШ»;
- Авторская программа Неменского Б.М. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 кл. ФГОС.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский(и др.). - М.: Просвещение, 2016).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству определились спецификой предмета в соответствии с указанными в п.2 нормативными документами. В содержании работы отражены: системно-деятельностный, уровневый, компетентностный подходы.
Структура КИМ отвечает цели построения системы дифференцированного обучения технологии в современной школе и обеспечивает проверку всех предусмотренных стандартом видов деятельности, усвоение понятийного аппарата данного курса.
Учебно-познавательные компетенции проверяются в проекте включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Овладение умениями по работе с информацией технологического содержания проверяется опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах (таблицы, графики, схемы, схематические рисунки).
Проект дает возможность осуществить дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение учащимся обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
4. Характеристика структуры и содержания КИМ
Творческая работа состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности.
Задание № 1– творческого характера, в ходе выполнения которого учащийся должен высказать свою мысль о художественном произведении, привести примеры, используя терминологию.
Задание № 2– творческого характера, требует создания творческого образа.
Таблица 1
Распределение заданий по частям работы, уровням сложности.
Часть работы | Уровень сложности | Максимальный первичный балл |
Б | П |
Задание 1 | Б | 12 | |
Задание 2 | Б,П | 19 | 27 |
Итого | | 31 | 27 |
Таблица 2
Темы курса «Декоративно –прикладное искусство в жизни человека», выносимые на проверку
Код раздела | Название раздела |
1 | Древние корни народного искусства |
2 | Связь времен в народном искусстве |
3 | Декор-человек, общество, время |
4 | Декоративное искусство в современном мире |
Таблица 3
Планируемые результаты обучения, выносимые на проверку
Код раздела | Код контролируемого элемента | Планируемые результаты обучения (ПРО) |
1.1 | 1.1.1. | Понимать глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. |
| 1.2.1 | Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства |
2.1 | 2.1.1. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. |
2.2 | 2.2.2 | Владеть приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. |
2.2 2.3 2.4 | 2.2.1. 2.3.1. 2.4.1. | Пользоваться характерными для того или иного промысла основные элементами народного орнамента и особенностями цветового строя. |
2.1 | 2.4.1. | Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |
3.1 | 3.1.1 | Знать, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. |
3.2 | 3.2.1 | Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей |
3.3 | 3.3.1 | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. |
4.1 | 4.1.1 | Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. |
| 4.1.2 | Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством |
| 4.1.3 | Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
4.2 | 4.2.1 | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. |
| 4.2.2 | Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». |
5.Продолжительность работы
Время выполнения работы – 45 минут.
6. Система оценивания.
Задания в творческой работе оцениваются разным количеством баллов, указанных в таблице.
Таблица 4.
Критерии оценивания творческого задания № 1
Критерии оценивания | Количество баллов |
Выбранные слова | Максимальное количество баллов-7 Правильно выбраны 3 слова-3б, Правильно выбраны 5-4 слова – 4б, Правильно выбраны 6 слов -5 б, Правильно выбраны 7 -8 слов – 6 б, Правильно выбраны 9 слов -7 б. |
Ответ по картине | Максимальное количество баллов-5 Неполный ответ – 3б, Полный ответ по картине -5б. |
Итого | 12 б |
Таблица 5.
Критерии оценивания творческого задания № 2
Каждый критерий оценивается по балльной системе. Полученные баллы по каждому критерию складываются, определяя общий оценочный балл творческого задания № 2 .
Критерии оценивания | Максимальный балл | Уровень сложности |
Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ |
Раскрытие темы | 1 | Б |
Осмысление темы и достижение образной точности | 1 | Б |
Импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы | 2 | П |
Оригинальность замысла | 2 | П |
2.Композиционное решение |
Изображение по размеру слишком маленькое или слишком большое | 1 | |
Размер изображения найден верно, но со смещением вниз, верх, влево или вправо. | 2 | |
Расположение предметов на одной оси по горизонтали или вертикали | 3 | Б |
Гармоничная композиция рисунка с соблюдением ритмов | 4 | П |
Знание, понимание и применение на практике основных законов композиции | 5 | П |
3.Рисунок |
Отсутствуют линии построения, рисунок выполнен по контуру | 1 | |
Отсутствует построение линий соединения деталей, толщины предметов, отсутствует изображение внутренней конструкции | 2 | |
Линии соединения деталей, толщины предметов, внутренней конструкции нанесены с неточностями | 3 | |
Конструктивно верно построены крупные и мелкие формы | 4 | Б |
Последовательное выполнение работы в заданном формате, передача пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передача тональных отношений при сохранении цельности изображения | 5 | П |
4.Объемно-пространственное решение |
Врисунке изображен взгляд с различных точек зрения, не выражен эффект приближения и удаления формы | 2 | |
В изображении учитываются правила пространственного построения предметов, но допускаются ошибки | 3 | |
Одна точка зрения, передан объем предметов, присутствует попытка передачи плановости | 4 | Б |
Одна точка зрения, передан объем предметов, присутствует плановость, передается ощущение пространства | 5 | П |
5. Цветовое решение |
Знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия | 2 | Б |
Умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии | 3 | П |
6. Владение графической техникой |
Использование прерывистых, неровных, неопрятных, продавленных линий | 1 | |
Линии не выражают пластический и пространственный образ предмета использование штриха упорядоченного, но не передающего форму предмета | 2 | |
Образ предметов передан, но рисунок не имеет цельности в тональном решении, наблюдается тональное повторение на различных пространственных планах и предметах | 3 | |
Линии выражают пластический и пространственный образ предмета, использованы разнообразные упорядоченные штрихи, наблюдается плавные переходы градаций | 4 | Б |
Умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура; владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства; использование современных материалов; наличие культуры исполнительского мастерства | 5 | П |
Итого | Б-19 | П-27 |
Ответ на задание № 1
10 | Умиротворенное, спокойное; осень; желтый, оранжевый, золотистый; яркие; желтый; теплая осень. Картина вызывает настроение умиротворенное, спокойное, потому что художник изобразил осень, которая окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. Желтый цвет очень яркий. Это золотая осень. Она очаровывает своей красотой |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 6
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-20 балла | 21-30 баллов | 31-35 баллов | 36-41 баллов |
Процент выполнения(%) | 48 | 49-73 | 74-87 | 88-100 |
Уровень достижения планируемых результатов:
Если ученик получает за выполнение базового уровня 20 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по изобразительному искусству.
Если ученик получает от 21 до 30 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применить знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Если ученик дополнительно к заданиям базового уровня выполняет задания и получает от 36 до 41 балла, то учащийся демонстрирует высокую способность выполнять по изобразительному искусству задания повышенного и высокого уровня.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусствуза курс 5 класса
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству (далее- кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Он составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.10 № 1897
Раздел 1.
Перечень элементов содержания, проверяемых во время промежуточной аттестации.
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями |
1.1. | Древние образы в народном искусстве |
1.2. | Конструкция и декор предметов народного быта |
2.1. | Древние образы в народных игрушках |
2.2. | Искусство Гжели |
2.3. | Городецкая роспись |
2.4. | Хохлома |
2.5. | Жостово |
2.6. | Городец, Дымка, Филимоново, Каргополье |
2.7. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
3.1. | Роль декоративного искусства в жизни человека |
3.2. | Одежда говорит о человеке |
3.3. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
4.1. | Современное выставочное искусство |
4.2. | Ты сам мастер |
Раздел 2.
Перечень требований к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Планируемые результаты обучения (ПРО) | Задание 1 | Задание 2 |
1.1 | 1.1.1. | Понимать глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. | + | |
| 1.2.1 | Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства | + | |
2.1 | 2.1.1. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | | + |
2.2 | 2.2.2 | Владеть приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. | + | |
2.2; 2.3 2.4; 2.5 2.6 | 2.2.1. 2.3.1. 2.4.1. 2.5.1. 2.6.1. | Пользоваться характерными для того или иного промысла основные элементами народного орнамента и особенностями цветового строя. | | + |
2.2; 2.3 2.4; 2.5 2.6 | 2.2.1. 2.3.1. 2.4.1. 2.5.1. 2.6.1. | Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | | + |
3.1 | 3.1.1 | Знать, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. | | + |
3.2 | 3.2.1 | Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей | | + |
3.3 | 3.3.1 | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. | + | |
4.1 | 4.1.1 | Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. | + | |
| 4.1.2 | Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством | + | |
| 4.1.3 | Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | + |
4.2 | 4.2.1 | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. | | + |
| 4.2.2 | Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». | | + |
Творческая работа по за курс 5 класса
Инструкция по выполнению творческой работы
На выполнение творческой работы по изобразительному искусству даётся 40 минут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Каждое задание оценивается баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша отметка. Желаем успеха.
Задание № 1.
Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая Осень». Выберите из предложенных слов и словосочетаний, те, которые подходят для описания картины. Напишите небольшой рассказ.
Картина вызывает настроение ________________________________________________________
(умиротворенное, спокойное; грустное, печальное), потому что художник изобразил __________
(осень, весну), которая окрасила природу в свои ___________________ (осенние, весенние) цвета
________________________________________ (желтый, золотистый, оранжевый; голубой, фиолетовый, зеленый). Они такие ____________ (яркие, темные), что сначала, кажется: вся картина написана разными оттенками ________________ (желтого, голубого) цвета. Это ____________________ (теплая, холодная) осень. Она очаровывает своей красотой.
Задание № 2.
Изобрази на плоскости свой образ одного из предметов (посуду, игрушку), по мотивам какого-либо народного промысла России (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Дымка, Филимоново, Каргополье или др.). Укрась его геометрическим или растительным орнаментом, свойственным данному промыслу.