СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса по физике

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса по физике»

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса по физике

Пояснительная записка

Работа предназначена для итоговой оценки учебной подготовки учащихся, изучивших школьный курс физики 10 класса на базовом уровне. Работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы отводится 1 час 30 минут.

При разработке содержания работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики 10 класса базового уровня: механика, молекулярная физика, электродинамика.

В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики.

Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия, находить определения физических величин или понятий, анализировать изменение физических величин в различных процессах, работать с физическими моделями, использовать физические законы для объяснения явлений и процессов, интерпретировать графики зависимости физических величин, характеризующие процесс, и применять законы и формулы для расчёта величин.

Десятое задание содержит лабораторную работу.

В заданиях 10-15 необходимо решить расчетную задачу

Задания 2–9 считаются выполненными, если записанный выпускником ответ совпадает с верным ответом. Задания 1, 3, 5, 8, 9 оцениваются 1 баллом. Задания 2, 4, 6 и 7 оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено две ошибки.

Задания 9-15 оцениваются с учётом правильности и полноты ответа

Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

Орфографические ошибки подлежат исправлению учителем, но не влияют на оценивание заданий.

Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня - достигнут базовый уровень (50-65% - отметка - «3»); 66-84% - отметка «4», 85-100%) отметка «5»; меньше 50% - отметка «2».


Освоение программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

85-100 %

66-84 %

50-65 %

меньше 50 %

высокий

повышенный

базовый

пониженный

«5»

«4»

«3»

«2»


Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл учащегося переводится в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода, которая приведена в таблице


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл

0 - 15

16 - 19

20 - 25

26 - 30













Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать калькулятор и линейку.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Таблица для внесения баллов участника

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Сумма

баллов

Отметка

за работу




















Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.










1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики 10 класса:

перемещение, диффузия, ускорение свободного падения, ЭДС, молярная масса, кипение, свободное падение, термоэлектронная эмиссия, парциальное давление

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.


Название группы понятий

Перечень понятий





2 . На графике представлена зависимость проекции скорости тела от времени.


Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела. Запишите в ответ их номера.

 

1)  Тело тормозило первые 30 секунд движения.

2)  На всём участке движения тело останавливалось дважды.

3)  На участке движения от 30 до 40 секунд тело двигалось с ускорением, равным по модулю 1 м/с2.

4)  Двигаясь равномерно, тело прошло 50 метров пути.

5)  Первые 30 секунд тело разгонялось.


Ответ:

3. Медь, применяемая в радиотехнике для изготовления проводников, должна быть чистой, поскольку примеси уменьшают электропроводность. Для очистки меди от примесей в ванну заливают раствор сульфата меди (медный купорос) и опускают две пластины: толстую пластину из неочищенной меди используют в качестве анода, а тонкий лист из чистой меди  — в качестве катода. При пропускании электрического тока анод постепенно растворяется, примеси выпадают в осадок, а на катоде оседает чистая медь. Какой процесс используется для получения чистой меди?


Ответ:


4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

1)  уменьшается

2)  увеличивается

3)  не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

 

Два пластилиновых шарика катятся навстречу друг другу, при столкновении они сцепляются и катятся дальше, как одно тело. Импульс системы __________, механическая энергия системы __________. При увеличении скорости одного из шаров, его кинетическая энергия __________.



5. Изобразите на рисунке линии напряжённости электростатического поля двух неподвижных точечных разноимённых зарядов.







6. Цилиндр, в котором под подвижным поршнем находится воздух, начинают нагревать (см. рис.). Как будет изменяться концентрация молекул воздуха, а также давление и объём воздуха в цилиндре по мере нагревания?


Д ля каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1)  увеличится;

2)  уменьшится;

3)  не изменится.

 

Концентрация молекул

Давление воздуха

Объём воздуха


7. К покоящемуся телу, лежащему на шероховатой горизонтальной поверхности, прикладывают горизонтальную силу F. На графике изображена зависимость ускорения тела от приложенной силы. Ускорение свободного падения  — 10 м/с2.


Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела. Запишите номера, под которыми они указаны.

1)  Если сила, приложенная к телу, меньше 3 Н, то тело движется равномерно.

2)  Если сила, приложенная к телу, больше 3 Н, то тело движется равноускорено.

3)  Масса тела 0,3 кг.

4)  Коэффициент трения тела о поверхность равен 0,3.

5)  Недостаточно данных, чтобы определить массу тела и коэффициент трения.


Ответ:

8. В дачном домике электрическая линия для розеток оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если потребляемая включенными приборами суммарная электрическая мощность превышает 3,5 кВт. Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в доме, и потребляемый ими электрический ток при напряжении 220 В.

 

Электрические приборы

Электрический ток, А
(при напряжении сети 220 В)

Телевизор

1,8

Электрический обогреватель

9,0

Пылесос

2,9

Холодильник

0,8

СВЧ-печь

3,6

Электрический чайник

9,0

Электрический утюг

6,8

 

Можно ли при включенном обогревателе и холодильнике дополнительно включить электрический чайник? Запишите решение и ответ (да/нет).


Ответ:



9. Силу тока измеряют при помощи амперметра. Погрешность измерения силы тока при помощи данного амперметра равна его цене деления.

 

Запишите в ответ показания амперметра в А с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания амперметра (6 ± 1) А, то в ответе следует записать «6;1».


Ответ:

10. Используя брусок с различающимися по гладкости поверхностями, доски, линейки, штатива и листа плотной бумаги, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения и его зависимости от свойств поверхности.

 

В ответе:

1)  сделайте рисунок экспериментальной установки, укажите силы, действующие на брусок;

2)  воспользовавшись вторым законом Ньютона выведите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;

3)  укажите результаты измерения высоты верхнего конца доски, при которой брусок начнет скользить, и сделайте расчет основания наклонной плоскости

4)  запишите числовое значение коэффициента трения скольжения для разных поверхностей. Сделайте вывод




























11. Движение двух автомобилей по шоссе задано уравнениями х1 = 2t + 0,2t2 и х2 = 80 - 4t. Описать картину движения: указать вид и направление движения, начальную координату, начальную скорость и ускорение.
Найти: а) время и место встречи автомобилей; б) расстояние между ними через 5 с от начала отсчета времени; в) координату первого автомобиля в тот момент времени, когда второй находился в начале отсчета.





























12. На наклонной плоскости длиной 5 м и высотой 3 м находится груз массой 50 кг. Какую силу, направленную вдоль плоскости, надо приложить, чтобы удержать этот груз? тянуть равномерно вверх? тянуть с ускорением 1 м/с2? Коэффициент трения 0,2.




















13. В комнате площадью S = 20 м2 и высотой h = 2,5 м температура воздуха повысилась с T1 = 288 К до Т2 = 298 К. Давление постоянно и равно ρ = 100 кПа. На какую величину m уменьшилась масса воздуха в комнате?



















1 4. В цепь (рис.) подано напряжение 100 В. Сопротивление каждого резистора равно 21 Ом. Найти общее сопротивление цепи, а также распределение токов и напряжений



































15. Электрокипятильник со спиралью сопротивлением 160 Ом поместили в сосуд, содержащий 0,5 л воды при 20 °С, и включили в сеть напряжением 220 В. Через 20 мин спираль выключили. Какое количество воды выкипело, если КПД спирали 80%? Удельная теплоемкость воды 4190 Дж/кгК, удельная теплота парообразования 2,3  106 Дж/кг






















































Ответы и критерии оценивания

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики 10 класса:

перемещение, диффузия, ускорение свободного падения, ЭДС, молярная масса, кипение, свободное падение, термоэлектронная эмиссия, парциальное давление

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.


Название группы понятий

Перечень понятий

Решение (1 балл)

Возможный ответ:

Физические величины  — перемещение, ЭДС, ускорение свободного падения, молярная масса, парциальное давление

Физические явления  — диффузия, кипение, свободное падение, термоэлектронная эмиссия



2. На графике представлена зависимость проекции скорости тела от времени.


Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела. Запишите в ответ их номера.

 

1)  Тело тормозило первые 30 секунд движения.

2)  На всём участке движения тело останавливалось дважды.

3)  На участке движения от 30 до 40 секунд тело двигалось с ускорением, равным по модулю 1 м/с2.

4)  Двигаясь равномерно, тело прошло 50 метров пути.

5)  Первые 30 секунд тело разгонялось.


Решение (2 балла)

Анализируя этот график, мы видим, что:

1)  В течение первых 30 секунд скорость тела меняет знак, а значит, оно сначала тормозило, а затем ускорялось после остановки, следовательно, 1)  — неверно.

2)  На всем участке пути скорость тела равна нулю в двух точка, а значит, оно останавливалось дважды, следовательно, 2)  — верно.

3)  Ускорение тела на участке от 30 до 40 секунд составляет примерно  , следовательно, 3)  — неверно.

4)  Двигаясь равномерно на участке от 40 до 50 секунд, тело прошло 50 метров пути, следовательно, 4)  — верно.

5)  В течение первых 30 секунд скорость тела меняет знак, а значит, оно сначала тормозило, а затем ускорялось после остановки, следовательно, 5)  — неверно.

 

Ответ: 24



3. Медь, применяемая в радиотехнике для изготовления проводников, должна быть чистой, поскольку примеси уменьшают электропроводность. Для очистки меди от примесей в ванну заливают раствор сульфата меди (медный купорос) и опускают две пластины: толстую пластину из неочищенной меди используют в качестве анода, а тонкий лист из чистой меди  — в качестве катода. При пропускании электрического тока анод постепенно растворяется, примеси выпадают в осадок, а на катоде оседает чистая медь. Какой процесс используется для получения чистой меди?


Решение (1 балл)

Описанный в условии процесс называется электролизом.

 

Ответ: электролиз

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

1)  уменьшается

2)  увеличивается

3)  не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

 

Два пластилиновых шарика катятся навстречу друг другу, при столкновении они сцепляются и катятся дальше, как одно тело. Импульс системы __________, механическая энергия системы __________. При увеличении скорости одного из шаров, его кинетическая энергия __________.


Решение (2 балла)

Данные пластилиновые шарики испытали абсолютно неупругий удар. При абсолютно неупругом ударе выполняется закон сохранения импульса, а механическая энергия не сохраняется, часть ее превращается во внутреннюю энергию тел. Соответственно, при увеличении скорости одного из тел, кинетическая энергия увеличится.

 

Ответ: 312



5. Изобразите на рисунке линии напряжённости электростатического поля двух неподвижных точечных разноимённых зарядов.

Решение (1 балл)

Линии напряженности для поля, созданного двумя разноименными зарядам, имеют вид:

6 . Цилиндр, в котором под подвижным поршнем находится воздух, начинают нагревать (см. рис.). Как будет изменяться концентрация молекул воздуха, а также давление и объём воздуха в цилиндре по мере нагревания?


Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1)  увеличится;

2)  уменьшится;

3)  не изменится.

 

Концентрация молекул

Давление воздуха

Объём воздуха


Решение (2 балла)

При нагревании цилиндра увеличится тепловая энергия молекул воздуха под поршнем. За счет этого поршень пойдет вверх и объем газа увеличится. Система замкнутая и количество газа под поршнем постоянно. При увеличении объема, концентрация молекул воздуха уменьшится. Давление газа под поршнем численно равно сумме атмосферного давления и давления, создаваемого поршнем. В таком процессе давление газа не изменится.

 

Ответ: 231



7. К покоящемуся телу, лежащему на шероховатой горизонтальной поверхности, прикладывают горизонтальную силу F. На графике изображена зависимость ускорения тела от приложенной силы. Ускорение свободного падения  — 10 м/с2.


Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела. Запишите номера, под которыми они указаны.

1)  Если сила, приложенная к телу, меньше 3 Н, то тело движется равномерно.

2)  Если сила, приложенная к телу, больше 3 Н, то тело движется равноускорено.

3)  Масса тела 0,3 кг.

4)  Коэффициент трения тела о поверхность равен 0,3.

5)  Недостаточно данных, чтобы определить массу тела и коэффициент трения.


Решение (2 балла)

Проанализируем утверждения:

1)  Если сила, приложенная к телу, меньше 3 Н, то тело движется равномерно. Утверждение неверно.

2)  Если сила, приложенная к телу, больше 3 Н, то тело движется равноускорено. Утверждение верно.

3)  Масса тела 0,3 кг. Утверждение неверно.

4)  Коэффициент трения тела о поверхность равен 0,3. Утверждение верно.

5)  Недостаточно данных, чтобы определить массу тела и коэффициент трения. Утверждение неверно.

 

Ответ: 24



8. В дачном домике электрическая линия для розеток оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если потребляемая включенными приборами суммарная электрическая мощность превышает 3,5 кВт. Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в доме, и потребляемый ими электрический ток при напряжении 220 В.

 

Электрические приборы

Электрический ток, А
(при напряжении сети 220 В)

Телевизор

1,8

Электрический обогреватель

9,0

Пылесос

2,9

Холодильник

0,8

СВЧ-печь

3,6

Электрический чайник

9,0

Электрический утюг

6,8

 

Можно ли при включенном обогревателе и холодильнике дополнительно включить электрический чайник? Запишите решение и ответ (да/нет).


Р ешение (1 балл)

Максимальная сила тока, на которую рассчитана проводка,


Общая сила тока всех параллельно включенных в сеть электроприборов не должна превышать 16 А. Электрический чайник включить нельзя, так как общий ток при включении электрического обогревателя, холодильника и чайника составляет 18,8 А (превышает максимально допустимое значение).

 

Ответ: нет.

9. Силу тока измеряют при помощи амперметра. Погрешность измерения силы тока при помощи данного амперметра равна его цене деления.

 

Запишите в ответ показания амперметра в А с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания амперметра (6 ± 1) А, то в ответе следует записать «6;1».


Решение (1 балл)

Из рисунка видно, что между метками «0» и «2» укладывается 10 делений, значит, цена деления составляет 0.2  А. По условию погрешность измерения равна цене деления. Стрелка находится на отметке 1,6 А. Таким образом, показания амперметра: (1,6 ± 0,2)  А.

 

Ответ:  1,6;0,2.


10. Используя брусок с различающимися по гладкости поверхностями, доски, линейки, штатива и листа плотной бумаги, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения и его зависимости от свойств поверхности.

 

В ответе:

1)  сделайте рисунок экспериментальной установки, укажите силы, действующие на брусок;

2)  воспользовавшись вторым законом Ньютона выведите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;

3)  укажите результаты измерения высоты верхнего конца доски, при которой брусок начнет скользить, и сделайте расчет основания наклонной плоскости

4)  запишите числовое значение коэффициента трения скольжения для разных поверхностей. Сделайте вывод


Р ешение (3 балла)








Ход работы:

1. Измерьте длину l доски.

2. На штативе укрепите кусок плотной бумаги, как показано на рисунке. Нижний конец листа должен касаться стола.

3. Положите брусок на доску.

4. Один конец доски не должен двигаться, поэтому прижмите его к какой-нибудь опоре, например к стопке книг. Начинайте медленно поднимать доску за другой конец. Зафиксируйте, на какой высоте будет находиться конец доски, при которой брусок начнёт скользить. Проведите на бумаге черту.

5. Измерьте расстояние h1 на бумаге от нижнего края до черты.

6. Повторите опыт три раза.

7. Проведите аналогичные опыты с другой поверхностью бруска и измерьте расстояние h2.

8. Сделайте расчёт основания наклонной плоскости для каждого случая по формуле   и коэффициента трения по формуле 


Вывод: величина коэффициента трения зависит от качества обработки соприкасающихся поверхностей, чем более шероховатые поверхности, тем больше μ



11. Движение двух автомобилей по шоссе задано уравнениями х1 = 2t + 0,2t2 и х2 = 80 - 4t. Описать картину движения: указать вид и направление движения, начальную координату, начальную скорость и ускорение.
Найти: а) время и место встречи автомобилей; б) расстояние между ними через 5 с от начала отсчета времени; в) координату первого автомобиля в тот момент времени, когда второй находился в начале отсчета.

Решение (4 балла)

12. На наклонной плоскости длиной 5 м и высотой 3 м находится груз массой 50 кг. Какую силу, направленную вдоль плоскости, надо приложить, чтобы удержать этот груз? тянуть равномерно вверх? тянуть с ускорением 1 м/с2? Коэффициент трения 0,2.

Р ешение (3 балла)
























































13. В комнате площадью S = 20 м2 и высотой h = 2,5 м температура воздуха повысилась с T1 = 288 К до Т2 = 298 К. Давление постоянно и равно ρ = 100 кПа. На какую величину m уменьшилась масса воздуха в комнате?

Решение (2 балла)

































1 4. В цепь (рис. 86) подано напряжение 100 В. Сопротивление каждого резистора равно 21 Ом. Найти общее сопротивление цепи, а также распределение токов и напряжений

Решение (3 балла)

15. Электрокипятильник со спиралью сопротивлением 160 Ом поместили в сосуд, содержащий 0,5 л воды при 20 °С, и включили в сеть напряжением 220 В. Через 20 мин спираль выключили. Какое количество воды выкипело, если КПД спирали 80%? Удельная теплоемкость воды 4190 Дж/кгК, удельная теплота парообразования 2,3  106 Дж/кг

Решение (2 балла)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!