Контрольно-измерительные материалы
для проведения итогового контроля за учебный год
По предмету «Литература»
5 класс
КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.
Учебный год: 2019-2020
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Код раздела и элемента | Элементы содержания | Требования, проверяемые в ходе работы | Номер задания, тип задания | Трудные вопросы ВПР | Трудные вопросы ОГЭ | Трудные вопросы ЕГЭ | Трудные вопросы PISA |
1.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
1.1 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Пословицы и поговорки. | Знать виды малых жанров фольклора: пословицами, поговорками, загадками. Использовать малые жанры фольклора в устной речи. | 1,Б 2,Б | | + | + | |
1.5 | Русские народные сказки. «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | Выявлять отличительные особенности жанра сказки; знать виды сказок. | 3,Б 4,Б | | | | |
4.1 | Басни. Жанр басни. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | Знать об истоках жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); | 7,П | | | | |
4.2 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей», «Лягушки, просящие царя», «Обоз». «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак». | Знать содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читать басни; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям Описывать иллюстрации к басням. Выявлять авторскую позицию. Находить цитатные примеры из басни для составления аргументации. Понимать смысл произведений И.А. Крылова | 8,Б | | | | |
2.2 | «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о белгородском киселе». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Житие Александра Невского». «Шемякин суд». | Знать историю появления письменности на Руси, первой русской летописи. Выявлять основные темы древнерусской литературы; Определять жанровое своеобразие житийной литературы. Находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы. Определять жанровые признаки сатирической повести | 5,Б | | | | |
4.14 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино», | Знать основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; содержание стихотворений. Понимать нравственную проблематику стихотворений. Сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение. Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения. | 9,Б | | | | |
3.1 | М. В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…». | Знать основные факты жизни и творчества М.В. Ломоносова. Давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. Воспринимать и анализировать художественный текст | 6,Б | | | | |
4.3 | В. А. Жуковский. Баллады: «Кубок», «Светлана». Сказка «Спящая царевна». | Знать основные факты жизни и творчества В.А. Жуковского. Знать содержание произведений. Выразительно читать; воспринимать и анализировать художественный текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. | 11.Б 32,Б | | | | |
4.7 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пролог к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» | Знать сюжет и содержание «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», знать содержание пролога к поэме. Выразительно читать и пересказывать сказку, отрывок из поэмы; характеризовать героев и их поступки. | 10,Б 13,Б | | | | |
4.6 | А. С. Пушкин. Стихотворение: «Няне», «Узник», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…» | Знать основные факты жизни и творчества А.С. Пушкина. Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи. Выражать свое отношение к прочитанному; Проводить сопоставительный анализ образов. Владеть монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. | 12,Б | | | | |
4.13 | А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | Знать основные факты жизни и творчества А. Погорельского; сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители». Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов. Давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | 14,Б 33,Б | | | | |
4.21 | И. С. Тургенев. Рассказы: «Муму», « | Знать основные факты жизни и творчества И.С. Тургенева; Знать сюжет и содержание произведений. Понимать позицию автора, его отношение к героям; основную мысль произведения. Характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героев. Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; Понимать роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. | 19,Б 20,Б | | | | |
4.28 | Л. Н. Толстой. Рассказ: «Кавказский пленник», | Знать основные факты жизни и творчества Л.Н. Толстого; Выявлять позицию автора и его отношение к героям. Давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | 21,Б 22,Б 30,Б | | | | |
4.17 | Н. В. Гоголь. Повести: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством» | Знать основные факты жизни и творчества Н.В. Гоголя. Воспринимать и анализировать художественный текст; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | 15,Б 16,Б | | | | |
4.20 | Н. А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Поэма «Мороз-красный нос» | Знать основные факты жизни и творчества Н.А. Некрасова; Выразительно читать произведения; прослеживать изменение настроения в произведениях. Выявлять отношение автора к героям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | 17,Б 18,Б | | | | |
4.30 | А. П. Чехов. Рассказы: «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» | Знать основные факты жизни и творчества А.П. Чехова. Знать сюжеты и содержание произведений. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | 23,Б 24,Б 34,Б | | | | |
4.32.1 | Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; Весенняя гроза», Еще в полях белеет снег…», | Знать содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе.Использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; воспринимать и анализировать поэтический текст; определять тематику произведения; характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов; владеть. | 25.П | | | | |
5.1 | И. А. Бунин. Рассказ: «Лапти», «Косцы», | Знать основные факты жизни и творчества И.А. Бунина; сюжет и содержание произведений. Воспринимать и анализировать художественный текст; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному. | 26,Б | | | | |
5.16.2 | К. Г. Паустовский. Сказки: «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». | Знать основные факты жизни и творчества К.Г. Паустовского; сюжет и содержание сказок. Соотносить реальное и фантастическое в повествовании. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 27,Б 28,Б | | | | |
5.18 | В. П. Астафьев. Рассказы: «Васюткино озеро» | Знать основные факты жизни и творчества В.П. Астафьева; сюжет и содержание произведений. Характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины. Прослеживать изменения в поведении и характере героев; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации. Обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении. | 29,Б | | | | |
5.31 | Саша Черный. Рассказы: «Кавказский пленник» | Знать основные факты жизни и творчества С. Черного (кратко); содержание рассказов С. Черного Сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | 30,Б 31,Б | | | | |
5.16.3 | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» | Знать основные факты жизни и творчества С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы. Объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения. | 31.Б | | | | |
5.2 | В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». | Знать основные факты жизни и творчества В.Г. Короленко; сюжет и содержание повести «В дурном обществе». Понимать позицию автора и его отношение к героям. Ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Понимать роль автора-рассказчика в повести. Давать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, прослеживать динамику (развитие) их чувств, поведения, оценивать их речь, выявлять авторское отношение; формулировать общий вывод о роли эпизода в произведении. | 31,Б 34,Б | | | | |
5.16.3 | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» | Знать основные факты жизни и творчества С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы. Объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения. | 31,Б | | | | |
5.16.1 | П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». | Знать основные факты жизни и творчества П.П. Бажова; сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка». Анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | 32,Б 33,Б | | | | |
5.17 | А. П. Платонов. Рассказы: «Никита». «Юшка». «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение». | Знать основные факты жизни и творчества А.П. Платонова; сюжет и содержание произведений. Соотносить реальное и фантастическое в произведениях; выделять эпизоды произведений и составлять план. Характеризовать героев и их поступки. Обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении. Владеть монологической и диалогической речью. | 33,Б | | | | |
6.9 | Х. К. Андерсен. Сказки: «Снежная королева», Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок» | Знать сюжет и содержание сказок Г.Х.Андерсена. Сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения. | 32,Б 34,Б | | | | |
6.7 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». | Знать основные факты жизни и творчества Р.Л. Стивенсона; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Анализировать эпизоды баллады, характеризовать героя. | 35.Б | | | | |
6.10 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». | Знать основные факты жизни и творчества М. Твена (кратко); сюжет и содержание произведений. Характеризовать героев и их поступки. | 36.Б | | | | |
6.11 | Д. Лондон. «Сказание о Кише» | Характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять героев разных литературных произведений (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Дж. Лондон «Сказание о Кише»). | 37,Б | | | | |
1.4.9 | Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). | Уметь определять в произведении основные изобразительно-выразительные средства | 7,П | + | + | + | + |
2.Спецификация
Итоговой контрольной работы по литературе в 5 классе
1.Назначение КИМ
Форма проведения: тестирование
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 5 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.Используемые источники при составлении КИМ:
Оценочные материалы с сайта ФИПИ, Контрольные работы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс»/Л.Н.Гороховская, О.Б.Марьина; Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы./Е.Л.Демиденко
3. Характеристика заданий
Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
1 | Часть1 | Задания с выбором ответа | 37 | 39 |
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 35 | 35 |
Повышенный | 2 | 4 |
Итого | 37 | 39 |
5. Рекомендации по проведению
Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.
6. Критерии оценивания
За задания базового уровня- 1 балл за верно выполненное задание
За задания повышенного уровня- 2 балла за задание
7.Максимальное количество баллов за работу:39
8. Шкала перевода баллов в отметку:
Количество баллов | 0-17 | 18-25 | 26-34 | 35-39 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
9. Варианты КИМ
Вариант I
1. Фольклор – это …
А) устное народное творчество;
Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
В) сказки, придуманные народом;
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
А) басня;
Б) загадка;
В) прибаутка;
3. Сказка «Журавль и цапля»…
А) бытовая;
Б) волшебная;
В) о животных;
4. Назовите сказку: «Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало».
А) «Иван-царевич и серый волк»;
Б) «Царевна-лягушка»;
В) «Елена Премудрая»;
5. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
А) Переплыл Днепр, чтобы сообщить дружине о том, что киевляне собираются сдаться печенегам.
Б) Предупредил князя о том, что Киев в осаде.
В) Отличился в сражении с печенегами.
6. С кем в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астро’нома в пиру…» спорил Коперник?
А) с поваром;
Б) с Птолемеем;
В) с М.В. Ломоносовым;
7. Какое средство художественной выразительности отличает басню от других эпических жанров?
А) сравнение;
Б) метафора;
В) аллегория;
8. В какой басне И.А. Крылова встречаются данные строки: «Уж сколько раз твердили миру, / Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, / И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
А) «Волк на псарне»;
Б) «Свинья под Дубом»;
В) «Ворона и Лисица»;
9. Произведение кого из писателей XIX века посвящено историческому событию – 25-летию Бородинского сражения?
А) басня И.А. Крылова «Волк на псарне»;
Б) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
В) рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;
10. Как называется сказка, в которой «свойство зеркальце имело: говорить оно умело»?
А) сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»;
Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;
В) сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»;
11. Кого царевна предложила отцу отправить за кубком и перстнем в морскую пучину в балладе В.А. Жуковского «Кубок»?
А) рыцаря;
Б) латника;
В) молодого пажа;
12. Кому адресовано стихотворение А.С. Пушкина, которое начинается словами: «Подруга дней моих суровых…»?
А) маме;
Б) сестре;
В) няне;
13. Кто помог Елисею из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина найти невесту?
А) месяц;
Б) солнце;
В) ветер;
14. Какие человеческие качества понравились Чернушке в Алёше в сказке
А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?
А) умственные способности;
Б) сила воли;
В) скромность, доброта;
15. Как называется книга Н.В. Гоголя, которую составили повести из украинской народной жизни?
А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
Б) «Заколдованное место»;
В) «Ночь перед Рождеством»;
16. Какова основная мысль повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»?
А) клад оказался обманом;
Б) встреча старика с нечистой силой;
В) нечистым путём добытое богатство призрачно;
17. Кого характеризуют следующие строчки из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»: «Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка…»?
А) барыню;
Б) служанку;
В) русскую крестьянку;
18. Какое «вековое наследство» призывает хранить Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?
А) умение радоваться;
Б) лучшие традиции русского народа;
В) любовь к охоте.
19. Против чего был направлен рассказ И.С. Тургенева «Муму»?
А) против крепостного права;
Б) против плохого отношения к животным;
В) против грубости людей;
20. С кем автор сравнивает Герасима, оказавшегося в Москве (И.С. Тургенев «Муму»)?
А) с гусаком;
Б) с пойманным зверем;
В) с собакой;
21. Кто помог Жилину бежать из плена (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)?
А) Дина;
Б) красный татарин;
В) Костылин;
22. Найдите основную мысль произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
А) дружба между людьми разных национальностей невозможна;
Б) Костылин – примерный пленник;
В) упорство и мужество всегда побеждают;
23. Какое произведение не принадлежат А.П. Чехову?
А) «Пересолил»;
Б) «Бородино»;
В) «Хирургия».
24. В рассказе А.П. Чехова «Хирургия» фельдшер Курятин все время вспоминает, как он вырывал зуб:
А) помещику Александру Иванычу Египетскому;
Б) дьячку Ефиму Михеичу Вонмиглазову;
В) доктору Карлу Петровичу Коршу;
25. Определите способ рифмовки стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»: «Ещё в полях белеет снег, / А воды уж весной шумят – / Бегут и будят сонный брег, / Бегут и блещут и гласят…»
А) парная рифма;
Б) опоясывающая рифма;
В) перекрёстная рифма;
26. Что больше всего поразило рассказчика, когда он наблюдал за работой косцов
(И.А. Бунин «Косцы»)?
А) дивная прелесть песни, которую они пели;
Б) их язык и повадки (манера говорить и вести себя);
В) их опрятная и красивая одежда;
27. От какой беды в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» заяц спас деда?
А) от мороза;
Б) от пожара;
В) от голода;
28. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
А) обидел коня;
Б) усилился мороз;
В) услышал рассказ бабушки;
29. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:
А) «С тайгой надо дружить»;
Б) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»;
В) «В тайге одному делать нечего»;
30. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?
А) А.П. Платонов;
Б) Л.H. Толстой;
В) Саша Черный;
31. Кто из литературных героев приходится по отношению друг к другу сёстрами?
А) Соня и Маруся (В.Г. Короленко «В дурном обществе»);
Б) падчерица и дочка (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»);
В) Валя и Катюша (Саша Чёрный «Кавказский пленник»);
32. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
А) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;
Б) В.А. Жуковский «Спящая царевна»;
В) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;
33. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
А) А.П. Платонов «Никита»;
Б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»;
В) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;
34. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
А) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;
Б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
В) А.П. Чехов «Хирургия»;
35. К истории какой страны обращается Р.Л. Стивенсон в своем произведении «Вересковый мёд»?
А) Англия;
Б) Шотландия;
В) Дания;
36. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что, чем сделаться президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
А) пиратами Карибского моря;
Б) разбойниками Шервудского леса;
В) вождями индейского племени;
37. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д. Лондона?
А) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса;
Б) убивал их из ружья;
В) убивал их копьём.
Вариант II
1. Фольклор – это …
А) сказки, придуманные народом;
Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
В) устное народное творчество;
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
А) сказка;
Б) роман;
В) пословица;
3. Сказка «Царевна-лягушка»…
А) бытовая;
Б) волшебная;
В) о животных;
4. Назовите сказку: «Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь. Устала змеиха – позволила себе отдохнуть».
А) «Иван-царевич и серый волк»;
Б) «Царевна-лягушка»;
В) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»;
5. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
А) Отличился в сражении с печенегами.
Б) Переплыл Днепр, чтобы сообщить дружине о том, что киевляне собираются сдаться печенегам.
В) Предупредил князя о том, что Киев в осаде.
6. Чем в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астро’нома в пиру…» повар решил спор Коперника и Птолемея?
А) приготовлением блюда;
Б) своей усмешкой;
В) криком;
7. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом называются…
А) концовка;
Б) мораль;
В) зачин;
8. В какой басне И.А. Крылова встречаются данные строки: «Невежда также в ослепленье / Бранит науки и ученье, / И все учёные труды, / Не чувствуя, что он вкушает их плоды»?
А) «Волк на псарне»;
Б) «Свинья под Дубом»;
В) «Ворона и Лисица»;
9. Произведение кого из писателей XIX века является откликом на события Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную полководцем М.И. Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы?
А) басня И.А. Крылова «Волк на псарне»;
Б) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
В) рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;
10. Как называется сказка, в которой герой получает конопляное семечко и просит: «чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне не задали»?
А) сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»;
Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;
В) сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»;
11. Кто заступился за молодого пажа, когда царь захотел во второй раз испытать судьбу юноши, в балладе В.А. Жуковского «Кубок»?
А) рыцарь;
Б) латник;
В) царевна;
12. Прологом (вступлением) какого произведения является «У лукоморья дуб зелёный…»?
А) «Спящая царевна»;
Б) «Руслан и Людмила»;
В) «Сказка о царе Салтане»;
13. Кто помог Елисею из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина найти невесту?
А) месяц;
Б) солнце;
В) ветер;
14. В чём главная мудрость сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?
А) прочно только то, что даётся трудом и прилежанием;
Б) виновата Чернушка;
В) необходимо держать язык за зубами;
15. Как называется книга Н.В. Гоголя, которую составили повести из украинской народной жизни?
А) «Заколдованное место»;
Б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
В) «Ночь перед Рождеством»;
16. Какова основная мысль повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»?
А) клад оказался обманом;
Б) нечистым путём добытое богатство призрачно;
В) встреча старика с нечистой силой;
17. Укажите тему в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
А) тема природы;
Б) тема войны;
В) тема жизни крестьян;
18. Какое «вековое наследство» призывает хранить Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?
А) умение радоваться;
Б) лучшие традиции русского народа;
В) любовь к охоте.
19. Определите основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму».
А) сумасбродство барыни;
Б) осуждение жестокости и унижения человеческого достоинства;
В) любовь к животным;
20. С кем автор сравнивает Герасима, оказавшегося в Москве (И.С. Тургенев «Муму»)?
А) с гусаком;
Б) с пойманным зверем;
В) с собакой;
21. Герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказкий пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:
А) постоянно думал о побеге;
Б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
В) не надеялся на удачное освобождение;
22. Найдите основную мысль произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
А) Костылин – примерный пленник;
Б) дружба между людьми разных национальностей невозможна;
В) упорство и мужество всегда побеждают;
23. Какое произведение не принадлежат А.П. Чехову?
А) «Пересолил»;
Б) «Косцы»;
В) «Хирургия».
24. Что высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Хирургия»?
А) глупость и невежество людей;
Б) «говорящие фамилии» героев;
В) смешную ситуацию;
25. Определите способ рифмовки стихотворения А.Н. Плещеева «Весна»: «Уж тает снег, бегут ручьи, / В окно повеяло весною… / Засвищут скоро соловьи, / И лес оденется листвою!»
А) парная рифма;
Б) опоясывающая рифма;
В) перекрёстная рифма;
26. Что больше всего поразило рассказчика, когда он наблюдал за работой косцов (И.А. Бунин «Косцы»)?
А) их опрятная и красивая одежда;
Б) их язык и повадки (манера говорить и вести себя);
В) дивная прелесть песни, которую они пели;
27. От какой беды в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» заяц спас деда?
А) от мороза;
Б) от пожара;
В) от голода;
28. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
А) обидел коня;
Б) усилился мороз;
В) услышал рассказ бабушки;
29. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:
А) «С тайгой надо дружить»;
Б) «В тайге одному делать нечего»;
В) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»;
30. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?
А) А.П. Платонов;
Б) Л.H. Толстой;
В) Саша Черный;
31. Какие из литературных героев не являются по отношению друг к другу внуком и дедом?
А) Валек и Тыбурций Драб (В.Г. Короленко «В дурном обществе»);
Б) Ваня и Ларион Малявин (К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»);
В) Васютка и Афанасий Шадрин (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»);
32. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
А) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;
Б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;
В) Н.А. Некрасов «На Волге»;
33. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
А) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
Б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»;
В) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
34. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
А) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;
Б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
В) А.П. Чехов «Хирургия»;
35. Что старик предложил королю сделать с мальчиком (Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»)?
А) сжечь на костре;
Б) посадить в темницу;
В) бросить в пучину вод;
36. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что, чем сделаться президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
А) разбойниками Шервудского леса;
Б) пиратами Карибского моря;
В) вождями индейского племени;
37. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д. Лондона?
А) убивал их из ружья;
Б) убивал их копьём;
В) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
Ключи к заданиям
| Вариант I | Вариант II |
| А | В |
| А | Б |
| В | Б |
| Б | В |
| А | Б |
| Б | А |
| В | Б |
| В | Б |
| Б | А |
| Б | В |
| В | В |
| В | Б |
| В | В |
| В | А |
| А | Б |
| В | Б |
| В | В |
| Б | Б |
| А | Б |
| Б | Б |
| А | А |
| В | В |
| Б | Б |
| А | А |
| В | В |
| А | В |
| Б | Б |
| В | В |
| Б | В |
| А | А |
| В | А |
| В | Б |
| А | В |
| Б | Б |
| Б | В |
| Б | А |
| А | В |