Контрольный тест по теме «Частица» (вариант 1)
1. Частица как часть речи
1) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного
2) обозначает признак предмета
3) отвечает на вопросы кто? что?
4) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола
2. Укажите формообразующую частицу:
1) ни звука
2) придумал бы
3) не дождался
4) что за прелесть
3. Укажите предложение с формообразующей частицей:
На полянке не было ни души.
Пусть никогда не будет войны.
Что за утро!
Где же он может быть?
4. Укажите дефисное написание слова:
Я(же) охоту не любил, а часто просиживал на берегу озера с удочкой.
Вряд(ли) сегодня будет хорошая погода.
(То) не ветер ветку клонит.
Сделал(то) он быстро, да все неправильно.
5. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
Хочу стать таким же свободным, как птица.
Только один дуб не хотел подчиняться обаянию весны.
Было темно, но я различал деревья, людей и даже воду.
Вот и солнце встает!
6. Укажите предложение с отрицательной частицей:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
Это как раз то, что мне нужно.
Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь.
Разве так настоящие моряки поступают?
7. Укажите предложение с частицей НЕ:
Как н... старался, не мог выполнить задания.
Куда н... посмотрю, всюду радостные лица.
За что н... возьмется, все у него получается.
Нас н... может не волновать красота бушующего моря.
8. Укажите предложение с частицей НИ:
Н... пылит дорога, н... дрожат кусты.
У меня нет н… минуты свободного времени.
Н... могу н... говорить об этом.
Я н... мог н... улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
9. НЕ является частицей в предложении:
(Не)подготовившийся к уроку ученик отвечал плохо.
(Не)смотря на разбушевавшуюся грозу, отряд продолжал идти дальше.
Милый друг, будем плакать, как дети, чтоб (не)детское горе забыть.
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят о
нем с (не)уважением.
10. НИ является частицей в предложении:
(Ни)какая работа не страшила нас.
Он все время вертелся под ногами и не давал (ни)кому покоя.
(Ни)один звук не доносился с той стороны.
Последние дни она (ни)куда не выходила из дома.
11. На месте каких цифр пишется НИ:
Человек он был прямой, н(1) в ком н(2) заискивал, денег н(3) занимал, вина н(4) пил - и глуп тоже н(5) был, хотя образования н(6) получил н(7)какого.
1) 2, 4, 6 2) 1, 7 3) 3, 5 4) 2, 3, 4
12. На месте каких цифр пишется НИ:
Я н(1) хотел уступать ей н(2) в чем до тех пор, пока н(3) докажу, что я н(4) в чем н(5) виноват перед нею.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 5
13. Орфографическая ошибка допущена в предложении:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
Не дожидаясь вторичной вспышки молнии, мы бросились в дом.
Давно не крашенные деревянные беседки увиты плющом.
Ни что не преграждало народу путь к грамоте.
14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков:
давай - частица формообразующая
почти - частица, модальная, усилительная
ни - частица, отрицательная
ли - частица, модальная, вопросительная
15. Укажите раздельное написание слова:
Что(бы) стать настоящим грибником, надо вставать до рассвета.
Что(бы) переплыть реку, мы сделали небольшой плот.
Что(бы) подарить другу на день рождения?
Что(бы) не заблудиться в лесу, надо брать с собой компас.
Контрольный тест по теме «Частица» (вариант 2)
1. Частица как часть речи
обозначает предмет
в предложении обычно является сказуемым
отвечает на вопросы что делать? что сделать?
вносит различные оттенки в предложение или служит для образования
наклонений глагола
2. Укажите формообразующую частицу:
1) не спится
2) как красиво
3) едва ли вернется
4) приехал бы
3. Укажите предложение с формообразующей частицей:
Даже и говорить с тобой не хочу!
Уж если он пообещал, то сделает.
Позвонить в такой колокол один человек не мог.
Давайте споем нашу любимую песню!
4. Укажите дефисное написание слова:
Буланину достался широкий пиджак, достигавший ему чуть(ли) не до колен.
«Посмотри(ка), - возразил я ему, - как у Калиныча на пасеке чисто».
Небо, покрытое облаками, все(же) давало достаточно света.
Неуже(ли) завтра опять будет дождь?
5. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
Кто не знает березового сока!
И все-таки мы успели на последний трамвай.
3) Почти все мальчики нашего класса ходили в баскетбольную секцию.
4) Как прекрасен этот мир!
6. Укажите предложение с отрицательной частицей:
Мне бы надо смотреть за теленком, а я убегаю смотреть на белый пароход.
Летом почти каждый день мальчик бегал туда смотреть в бинокль на озеро.
Но все же время от времени автолавка наведывалась и к лесникам.
Ему не хотелось говорить об этом деду.
7. Укажите предложение с частицей НЕ:
Так случилось, что Колька Полушкин н... разу н... с кем не ссорился.
Что н... пишу с тех пор — все бестолочь.
Он н… умел и н... пытался казаться лучше или хуже.
Куда н... пойдешь — везде он кавалером.
8. Укажите предложение с частицей НИ:
Н... забудь замазать на березке ранку глиной или смолой.
У меня нет н… тени сомнения.
Нельзя уйти от березы, н... замазав надрез.
Обычно мальчик н… проходил мимо, н… похлопав своего «Верблюда» по
горбу.
9. На месте каких цифр пишется НИ:
Просто н(1) мог он н(2) поговорить с Яковом Прокопычем, н(3) мог н(4) рассказать ему, как все было, зная, что отец про то н(5)когда и н(6)кому н(7) расскажет.
1) 1, 2, 4 2) 4, 6 3) 3, 5, 7 4) 5, 6
10. На месте каких цифр пишется НИ:
Но он тут же понял, что н(1)куда н(2) уйдет, н(3)кому н(4)где н(5) нужен и н(6)где такой жизни, какой хочет для себя, н(7) сыщет.
1)1, 3, 4, 6 2) 2, 3, 5, 7 3) 3, 4, 5 4) 5, 6, 7
11. НИ является частицей в предложении:
Оба приятеля (ни)сколько не походили друг на друга.
Поднявшись на гору, он (ни)чего не "услышал, но заметил совсем близко
костер.
(Ни)словом не обмолвился он о вчерашнем разговоре.
Не услышишь теперь марала (ни)днем, (ни)в полночь, (ни)на рассвете.
12. Укажите предложение с частицей НИ:
(Ни)когда не видел мальчик деда своего таким перепуганным.
В его словах не было (ни)какой выдумки.
Больше он не проронил (ни)слова.
Но это (ни)сколько не обидело мальчика.
13. Орфографическая ошибка допущена в предложении:
1) Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок.
Дошло до того, что не кому стало хлеб сеять, на охоту ходить.
Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду.
Не теряйте времени, а то рыба склюет наживу.
14. Ошибка в определении грамматических признаков:
разве — частица, модальная, вопросительная
едва ли — частица, модальная, значение сомнения
вон — частица, модальная, указательная
лишь — частица, модальная, восклицательная
15. Укажите раздельное написание слова:
Тополь протягивает ветви на восток, что(бы) встретить светило в самые первые мгновения.
Я жить хочу, что(б) мыслить и страдать.
Что(бы) случайная буря не разрушила вековой работы, год от года тополь наращивает мощь своих ветвей.
Что(бы) осталось от природы, если бы не было лесов!