СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Русская литература 20 века" (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель контрольной работы- проверить знания учащихся по большому разделу "Русская литература 20 века". Работа представлена в двух вариантах. В каждом варианте 7 заданий, среди которых есть задания с кратким ответом, на соотнесение, творческие задания. 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Русская литература 20 века" (5 класс)»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА»

1 вариант

Задание №1. О каких авторах идёт речь?


А) Автор родился в Житомире в семье уездного судьи. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, украинский и польский языки. Окончил гимназию с серебряной медалью. Современники писателя называли его «нравственным гением, праведником русской литературы».


Б) Автор родился в Москве, но детство прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Большинство его рассказов о природе, о животных. Он был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Он говорил: «Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек».


В) Этот автор родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая книга». Сказки начал писать уже в конце своей жизни. Его рассказы необычны: в них есть и реальное, и фантастическое. Настоящая его фамилия Климентов.


ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

Задание №2. Соотнесите произведение и его автора.

А.Т.Твардовский

«Низкий дом с голубыми ставнями»

И.А. Бунин

«Игорь-Робинзон»

А.П. Платонов

«Рассказ танкиста»

С.А.Есенин

«Никита»

Саша Чёрный

«Косцы»


ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

Задание №3. По отрывку определите название прозведения и его автора.

А) «И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то».

Б) На далёком Севере

Бродит рыба-кит,

А за ним на сейнере

Ходят рыбаки.


В) «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему – то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками, окунать в неё лицо…»


ОТВЕТ: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 4. Вставьте в определение название литературоведческого термина.

А) ____________________________________ – речь одного человека в художественном произведении.

Б) ________________ – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

В) ________________ – смех весёлый и доброжелательный.


Задание № 5. Определите стихотворный размер и вид рифмы данного стихотворения.

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 6. Найдите в тексте художественные приемы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Выпишите их.



Стихотворение Сергея Есенина

Художественные приемы


«Береза»


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


Эпитеты:




Метафоры:




Олицетворения:

Сравнения:



Задание №7. Что вы узнали о жизни своих сверстников, живших задолго до вашего рождения? Ответ постройте, опираясь на прочитанные вами поизведения русской литературы XX века.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА»

2 вариант

Задание №1. О каких авторах идёт речь?

А) Родился в Городе Сысерть, недалеко от Екатеринбурга. Ещё будучи учителем, начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих- сказы, предания, легенды. Читатели узнают его сказы не только по знакомым героям, но и по особой манере сказывания.


Б) Родился в селе Константинове, с двух лет был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых неженатых сыновей. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Любил читать. Если видел у кого-нибудь новую книгу, так весь и загорался и уж каким-нибудь образом заполучал эту книгу.


В) Автор родился близ Красноярска, в селе Овсянка. Воспитывался бабушкой и дедушкой. Был участником Великой Отечественной войны. Свой первый рассказ он написал ещё в детстве под названием «Жив». А потом написал автобиографический рассказ по воспоминаниям из детства.


ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

Задание №2. Соотнесите произведение и его автора.

1.

Ю.Ч.Ким

А.

«В дурном обществе»

2.

В.П.Астафьев

Б.

«Заячьи лапы»

3.

В.Г.Короленко

В.

«Васюткино озеро»

4.

К.Г.Паустовский

Г.

«Майор привез мальчишку на лафете»

5.

К.М.Симонов

Д.

«Рыба-кит»


ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

Задание №3. По отрывку определите название прозведения и его автора.

А) «Между тем девочка, упёршись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподнималась и наконец направилась нетвёрдыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивлённым и отчасти испуганным взглядом».

Б) «Пленники вели себя очень странно. Хотябы попытались удрать, что ли… Катались весело поковрику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев».


В) В лесу цветёт подснежник,

А не метель метёт,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не цветёт!


ОТВЕТ: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание №4. Вставьте в определение название литературоведческого термина.

А) _________________ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Б) _________________ – пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актёра в тексте пьесы.

В) __________________ – разговор двух или нескольких лиц.


Задание № 5. Определите стихотворный размер и вид рифмы данного стихотворения.

Майор привёз мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 6. Найдите в тексте художественные приемы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Выпишите их.


Стихотворение Сергея Есенина

Художественные приемы


Сергей Есенин

«Черёмуха»


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,

Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Эпитеты:





Метафоры:


Олицетворения:

Сравнения:


Задание №7. Что вы узнали о жизни своих сверстников, живших задолго до вашего рождения? Ответ постройте, опираясь на прочитанные вами поизведения русской литературы XX века.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1 вариант

2 вариант

Количество баллов

1

А - В.Г.Короленко

Б – К.Г.Паустовский

В –А.П.Платонов

А – П.П.Бажов

Б – С.Я.Маршак

В – В.П.Астафьев

3 балла

2

1-в,2-д,3-г,4-а,5-б

1-д,2-в,3-а,4-б,5-г

5 баллов

3

А – П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Б – Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

В – В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

А – В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Б – Саша Чёрный «Кавказский пленник»

В – С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

6 баллов (по баллу за имя автора и название произведения)

4

А - монолог

Б – пьеса

В - юмор

А – сказ

Б- ремарка

В - диалог

3 балла

5

Пятистопный ямб, перекрёстная рифма

Пятистопный ямб, перекрёстная рифма

2 балла (приналичии схемы определения стихотворного размера)+ 1 балл

6

Эпитеты: пушистые веки, сонная тишина, золотой огонь

Метафоры: серебро (=иней)

Олицетворение: заря, обходя ругом; черемуха принакрылась

Сравнение: точно серебром

Эпитеты: золотистые ветки, медвяная роса, пряная зелень, серебряный ручей

Метафоры: кудри черемухи, песенка ручья

Олицетворения: черемуха кудри завила, ручей поет песенки

Сравнения: ветки золотистые, что кудри, завила


4 балла (по баллу за каждый вид художественного приема)

7

-

-

6 баллов

Оценивается:

-полнота ответа (0-1-2);

-ссылка на литературные произведения (0-1-2);

-грамотность речи (0-1-2)



Критерии:

«5» /от 26 до 30 баллов

«4» / от 21 до 25 баллов

«3» / от 15 до 20 баллов

«2» / менее 15 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!