СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Текст и его строение", 11 класс. Предмет "Родной (русский) язык.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет контрольную работу № 2 (с ответами) по предмету "Родной (русский) язык" для 11 класса по теме "Текст и его строение"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Текст и его строение", 11 класс. Предмет "Родной (русский) язык.»

Родной (русский) язык, 11 класс

Контрольная работа № 2 по теме «Текст и его строение»

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

– (2)Что надо? – резко спросил он, не поднимая глаз.

(3)Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

– (4)Это я, папа! – с достоинством сказала Женя. – (5)Я должна поговорить с тобой. (6)Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано. (7)Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный. (8)Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? (9)Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

(10)Савелий Петрович выпил воды.

– (11)Хорошо, поговорим спокойно. (12)Ты запомнила мою речь – и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! (13)А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. (14)Мне – директору, хозяину – нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это – сила нашего

хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это – его будущее. (15)Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

– (16)Так почему же я…

– (17)Потому. (18)Садись и слушай. (19)И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

(20)Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

– (21)Слушай, Женя, – мягко и задушевно сказал Савелий Петрович, и голос его стал бархатным, – поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. (22)Я знаю, что такое холод, промокшие ноги, непогода – когда надо убирать хлеб, засуха – когда нужен дождь. (23)Знаю,

что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. (24)Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться. (25)Вот

посеял ты хлеб, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится… (26)Думаешь – урожай будь здоров! (27)И вдруг туча, град – и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома…

– (28)Так если все решили остаться…

– (29)По-до-жди! – Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. – (30)Возьмём другие отрасли. (31)Ферма, утки, романтика! (32)На словах. (33)На бумаге. (34)А на деле – вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. (35)И так всю жизнь! (36)Вот и

вся романтика! (37)Зачем тебе эти утки? (38)Ты поступишь в институт,получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы… (39)Подумай ещё!

(40)Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета.

(41)Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

(42)Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. (43)Зелёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. (44)Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров… (45)Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. (46)И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. (47)Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! (48)Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова – все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова! (49)Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. (50)И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. (51)За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу? (52)И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! (53)Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! (54)И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании…

(По Л.Ф. Воронковой)


Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.


А) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера.

2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме.

3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно построить будущее.

4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе.

5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования.


Б) Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 14–15 представлено рассуждение.

2) В предложениях 37–39 представлено повествование.

3) Предложения 41-42 представлено рассуждение.

4) В предложениях 43-44 содержатся элементы описания.

5) Предложение 45 называет причину того, о чём говорится в предложении 44


В) Из предложений 15-24 выпишите фразеологизм.


Г) Среди предложений 40–47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Д) Определите названия пропущенных терминов. Цифры запишите.

«Образы героев текста Л.Ф. Воронковой – Жени и её отца – раскрываются в процессе их диалога. Речь Савелия Петровича очень образная: героя характеризуют лексическое средство - (А)______

(«взлелеял» в предложении 27), и троп (Б)______ («молодёжь… сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль» в предложении 14). Чувства, которые испытывает юная героиня после разговора с отцом, передают троп (В)______ (в предложениях 45, 47) и приём (Г)______ (предложения 31-34, 53)».

Список терминов:

1) анафора

2) развёрнутая метафора

3) литота

4) книжная лексика

5) сравнение

6) диалектизмы

7) противопоставление

8) лексический повтор

9) гипербола


Ответ:

А -

Б -

В -

Г-
















Родной (русский) язык, 11 класс

Контрольная работа № 2 по теме «Текст и его строение»

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание.(6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам,но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое,

обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался

начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург,

публицист, представитель серебряного века русской литературы.


А) Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик на войне лишился обеих ног, и теперь горько сожалеет об утрате.

2) Брат рассказчика не может понять, почему люди воюют, так как считает это безумием.

3) Оба брата участвовали в военных действиях.

4) После ванной рассказчик не мог взяться за чтение, потому что разговор с братом взволновал его и пробудил в его душе тревожные воспоминания.

5) По возвращении домой рассказчик предполагает заниматься музыкой.

Б) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3-7 представлено повествование.

2) В предложении 27-28 представлено повествование с элементами рассуждения.

3) Предложение 9 объясняет предложение 10.

4) В предложении 20 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 11.

5) В предложении 1 представлено повествование.

В) Из предложения 19-21 выпишите синонимы (синонимичную пару).

Г) Среди предложений 21-26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Д) Определите названия пропущенных терминов. Цифры запишите.

«Л. Андреев приводит эпизод из жизни двух братьев, один из которых вернулся с войны инвалидом. Показывая разность их восприятия жизни, автор применяет такой троп, как __________(А) («проклятой войне» в предложении 8, «большие и тяжёлые мысли» в предложении 26) и

лексическое средство выразительности __________(Б) («одинаково» в предложении 11). Передавая эмоциональное состояние рассказчика и его брата, автор использует также синтаксические средства: __________(В) (предложения 23, 27) и __________(Г) (предложения 6, 11)».

Список терминов:

1) эпитет

2) литота

3) лексический повтор

4) парцелляция

5) метафора

6) гипербола

7) вводное слово

8) вопросительные предложения

9) однородные члены предложения

Ответ:

А -

Б -

В -

Г-






Ответы к контрольной работе № 2


п/п

1 вариант

2 вариант

1.

245 или любая другая последовательность этих цифр

35 или 53

2.

23 или 32

25 или 52

3.

Почём фунт лиха или не сводя глаз

Простое – обыкновенное

4.

41

23

5.

4257

1398







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!