Контрольная работа по теме «Советская Россия, СССР в 1917-1930-х гг.» (11 класс)
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события
1) принятие первой советской конституции России 2) работа Учредительного собрания 3) Брестский мир
2. Установите соответствие между событиями и годами
События | Годы |
А) переход к НЭП | 1) 1920 г. |
Б) создание СССР | 2) 1921 г. |
В) принятие Конституции СССР | 3) 1922 г. |
Г) провозглашение курса на индустриализацию СССР | 4) 1923 г. |
5) 1924 г. |
6) 1925 г. |
3. Из списка терминов выпишите два не относящиеся к периоду Гражданской войны
1) Реввоенсовет 2) продразверстка 3) продналог
4) первая конная армия 5) раскулачивание 6) Добровольческая армия
4. Что относится к причинам поражения белых в Гражданской войне?
1) отказ от реализации положений Декрета о земле на контролируемых белыми территориях
2) отсутствие поддержки со стороны стран Антанты
3) более высокий уровень подготовки командования Красной армии
4) переход казачьих войск на сторону большевиков
5. Какие из перечисленных положений относятся к новой экономической политике?
1) утверждение частной собственности на землю 2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности 4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли 6) введение концессий
6. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) образование государства, границам и составу которого посвящена схема, произошло в 1917 г.
2) одной из советских республик, участвовавших в образовании государства, границам и составу которого посвящена схема, была Литовская Республика
3) обозначенный на схеме состав союзного государства соответствует ситуации 1941 г.
4) через два года после образования государства, границам и составу которого посвящена схема, обозначенный цифрой «2» город был переименован в честь первого председателя правительства союзного государства
5) территория республики, обозначенной на схеме цифрой «1», вошла в состав союзного государства в числе первых
6) обозначенная на схеме цифрой «3» территория на момент создания союзного государства принадлежала РСФСР
7. Установите соответствие между процессами (явлениями) и фактами, относящимися к ним: к каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Процессы (явления) | Факты |
А) двоевластие | 1) образование колхозов и совхозов |
Б) форсированная индустриализация | 2) синдикаты «Продуголь», «Продвагон», «Продамет» |
В) коллективизация | 3) Россия находилась на 1 позиции по темпам производства в Европе и 2-в мире |
Г) культурная революция | 4) существование Временного правительства и Петросовета |
5) СТЗ, ХТЗ, Турксиб, Днепрострой |
6) открытие рабфаков |
8. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».
1) данный Декрет был издан в 1917 г.
2) в данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II
3) данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны
4) данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания
5) в Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти
6) Декрет выражает позицию партии большевиков
9. Какие из перечисленных положений характеризуют политический режим 1930-х гг.?
1) политика гласности 2) многопартийность 3) сращивание партийного и государственного аппаратов
4) сосредоточение власти в руках партийного вождя
5) запрет на создание внутрипартийных групп и платформ 6) альтернативные выборы
10. Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны: к каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Военачальник | Деятельность |
A) А.И.Деникин Б) Л.Д.Троцкий B) Н.Н.Юденич Г) M. B.Фрунзе | 1) председатель Реввоенсовета РСФСР |
2) командующий Добровольческой армии белых |
3) командующий белогвардейскими войсками на северо-западе России, наступавшими на Петроград |
4) командир Первой конной армии красных |
5) командующий Южным фронтом Красной армии, руководивший штурмом Перекопа |
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные
Событие | Дата | Личность |
Пакт о ненападении | _________________А) | В.М.Молотов, И.Риббентроп |
________________Б) | ноябрь 1929 г. | И.В.Сталин |
_______________ В) | 3 марта 1918 г. | _________________Г) |
1) август 1939 г. 2) сентябрь 1940 г. 3) начало индустриализации
4) выход в печать статьи «Год великого перелома» 5) разгон Учредительного собрания
6) Л.Д.Троцкий 7) Н.И.Бухарин 8) подписание Брестского мира
12. Какие из перечисленных событий относятся к 1939−1940 гг.?
1) советско-финляндская война 2) принятие СССР в Лигу Наций
3) ввод советских войск в Эстонию 4) дипломатическое признание СССР со стороны США
5) участие советских представителей в Генуэзской конференции
6) советско-англо-французские переговоры о совместной защите стран Восточной Европы
13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Действия большевиков в сфере культуры в 1917–1922 гг. нанесли ей огромный и невосполнимый урон, привели к культурному регрессу».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение:
1) … 1) …
2) … 2) …