Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Контрольная работа по теме
Неметаллы
(химия 9 класс)
Учитель химии:
Сольвар Татьяна Александровна
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения тематической контрольной работы
Предмет: химия
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс
Вид контроля: тематический
Тема: Неметаллы
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева |
1.2 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева |
1.3 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева |
1.4 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
1.5 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая |
1.6 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. |
1.7 | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель |
1.8 | Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Химические свойства основных классов неорганических веществ. |
1.9 | Химические свойства кислот, солей, щелочей. |
1.10 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции |
1.11 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ |
1.12 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
тему "Неметаллы"
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
2.1 | Знать/понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; |
2.2 | Знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции |
2.3 | Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; |
2.4 | Объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; Знать/понимать Периодический закон Д.И. Менделеева |
2.5 | Составлять формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций. Уметь называть: соединения изученных классов неорганических веществ. |
2.6 | Определять/классифицировать вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений. |
2.7 | Определять/классифицировать типы химических реакций. |
2.8 | Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей) |
2.9 | Определять/классифицировать возможность протекания реакций ионного обмена; |
2.10 | Вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции массовую долю вещества в растворе |
| |
Спецификация КИМ
для проведения тематической контрольной работы
Предмет: химия
Учебник:Габриелян О.С.
Вид контроля: тематический
Тема: Неметаллы
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала . по теме «Неметаллы» по предмету химия.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Неметаллы» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Неметаллы» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Габриеляна О.С..
Контрольная работа состоит из 12 заданий: 8 заданий базового уровня, 2 - повышенного, 2- высокого уровня сложности.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1; 1.8; 2.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
2 | Базовый | 1.3; 2.3 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
3 | Базовый | 1.1; 1.2; 1.3; 2.4 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
4 | Базовый | 1.5; 2.6 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
5 | Базовый | 1.6; 2.7 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
6 | Базовый | 1.8; 1.9; 1.12; 2.9 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
7 | Базовый | 1.8; ; 2.8 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
8 | Базовый | 1.9; 2.6; 2.8 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
9 | Повышенный | 1.2; 1.1;2.3; 2.4 | Задание с выбором двух ответов | 4 мин. |
10 | Повышенный | 1.8; 1.12;2.8;2.9; 2.11 | Задание на соответствие | 6 мин |
11 | Высокий | 1.6; 1.7; 2.7 | Задание с развёрнутым ответом. | 9 мин |
12 | Высокий | 1.11;1.9;2.5;2.10 | Задача с развернутым ответом | 10 мин |
На выполнение 12заданий отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
2 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
3 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
4 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
5 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
9 | Максимальное количество баллов – 2 За полный ответ – 2 балл За половину ответа – 1 балл За неправильный ответ - 0 баллов |
10 | Максимальное количество баллов – 2 За полный ответ – 2 балл За два правильных ответа – 1 балл За неправильный ответ - 0 баллов |
11 | Максимальное количество баллов – 3 Составлен электронный баланс – 1 балл Указан окислитель и восстановитель – 1 балл Расставлены коэффициенты в уравнении реакции – 1балл |
12 | Максимальное количество баллов – 3 Составлено уравнение реакции - 1 балл Рассчитана масса (количество) вещества в растворе - 1 балл Определена масса искомого вещества - 1 балл |
Итого | 18баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
15-18 баллов | Отметка «5» |
10-14 баллов | Отметка «4» |
7 - 9 баллов | Отметка «3» |
1 – 6 баллов | Отметка «2» |
0 баллов | Отметка «1» |
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
Вариант №1.
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит и двух частей. На её выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть 1.
Ответом к заданиям 1- 8является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в таблицу для ответов.
1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д. И. Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5
3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле
1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2
5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl-àAgCl
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната серебра и соляной кислоты
2) нитрата серебра и серной кислоты
3) нитрата серебра и соляной кислоты
4) сульфата серебра и азотной кислоты
7. Карбонат-ион можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:
1) гидроксид-ион 3) катион натрия
2) катион водорода 4) катион аммония
8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:
1) медь à сульфат меди (II) 3) карбонат натрия à оксид углерода (IV)
2) углерод àоксид углерода (IV) 4) хлорид серебра à хлороводород
При выполнении задания 9, из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу для ответов.
9. В ряду химических элементов СàВ àВе происходит уменьшение (ослабление)
1) числа протонов в ядрах атомов
2) числа электронных слоёв в атомах
3) радиуса атомов
4) металлических свойств
5) степени окисления в высших оксидах.
Ответ:
При выполнении задания 10 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
10.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.
Формула вещества Реагенты
А) NH3 1)NaOH,O2
Б) Cl2 2)KBr, Fe
B) SO2 3) Mg, NaF
4) H2SO4, O2
Ответ:
Часть 2.
Запишите номер задания и развёрнутый ответ к нему.
11. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
NaI + Cl2+ H2OàNaIO3 +HCl
Определите окислитель и восстановитель.
12. Вычислите массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
Вариант №2.
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит и двух частей. На её выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть 1.
Ответом к заданиям 1- 8является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в таблицу для ответов.
1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) озон, водород, олово 3) медь, кремний, бром
2) фтор, фосфор, алмаз 4) азот, натрий, кислород
2. Химическому элементу 2-го периодаIV группы периодической системы Д. И. Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 4,2 2) 2,4 3) 2,8,4 4) 2,2
3. У неметаллов в периодах с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
4. Наиболее полярной является химическая связь в молекуле
1)H2O 2) HCl 3) HF 4) NH3
5. Взаимодействие брома с раствором иодида калия относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
6. Сокращенное ионное уравнение реакции NH4+ + OH-àNH3 + H2O
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната аммония и гидроксида кальция
2) нитрата аммония и гидроксида калия
3) нитрата аммония и гидроксида алюминия
7. Анион брома можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:
1) ион водорода 3) катион магния
2) катион натрия 4) катион серебра
8. С помощью раствора хлорида кальция можно осуществить превращения:
1) нитрат серебраàхлорид серебра 3) нитрат натрия à хлорид натрия
2) серная кислотаà водород 4) карбонат калияà оксид углерода(IV)
При выполнении задания 9, из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу для ответов.
9. В ряду химических элементовAsàPàN происходит увеличение (усиление)
1) количества электронов в атомах
2) числа валентных электронов в атомах
3) радиуса атомов
4) электроотрицательности
5) неметаллических свойств. Ответ:
При выполнении задания 10 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
10.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.
Формула вещества Реагенты
А) HNO3 1)Ba(NO3)2, Hg
Б)H2SO4 2)Cu , CaCO3
B) CO2 3) Ca(OH)2, C
4) BaCl2, Mg
Ответ:
Часть 2.
Запишите номер задания и развёрнутый ответ к нему.
11. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
S+ NaOHàNa2SO3 + Na2S + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
12. Вычислите массу осадка, образовавшегося в результате добавления гидроксида калия к 19 г раствора хлорида магния с массовой долей соли 5%.
Ответы и решения
Вариант № 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 15 | 421 |
11.Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
1I- - 6e-=I+5
3 Cl20+ 2e-= 2 Cl-
2) Указано, что Cl20 – окислитель, а I- – восстановитель.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
NaI + 3Cl2 + 3H2O = NaIO3 + 6HCl
12.
1) Составлено уравнение реакции H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
2) Рассчитана масса гидроксида натрия
m(NaOH)=200*20/100=40(г)
3) Найдена масса серной кислоты m(H2SO4)=98*40/80=49(г)
Вариант № 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 45 | 243 |
11.Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
1S0 - 4e-= S+4
2S0 + 2e-= S-2
2) Указано, что S0 – окислитель и восстановитель.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
3S + 6NaOH = Na2SO3 + 2Na2S + 3H2O
12.
1) Составлено уравнение реакции MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 + 2KCl
2) Рассчитана масса хлорида магния
m(MgCl2)= 19*0,05=0,95г
3) Найдена масса гидроксида магнияm(Mg(OH)2)=0,958*58/95=0,58г.