Описание
контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы
по ЭКОНОМИКЕ
I полугодие
класс 10 (социально-математическое направление)
1. Цель работы: оценить уровень сформированности предметных компетенций, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 в редакции приказа от 19.10.2009) с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з.)
3. Структура варианта проверочной работы
Работа содержит 25 задания.
В заданиях 1- 23 необходимо записать только ответ.
В заданиях 24, 25 требуется дать развернутый ответ.
4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Экономика и экономическая наука |
2 | Экономические системы |
3 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки. Таблица 2
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России |
2 | - знать: понятие экономика, типы экономических систем, механизмы функционирования рыночной экономики |
3 | - приводить примеры: действия законов спроса и предложения |
4 | - описывать: экономические системы |
5 | - объяснять: причины изменения спроса и предложения |
5. Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ | Уровень сложности | Количество заданий |
1 | Базовый | 23 |
2 | Повышенный | 2 |
| Итого | 25 |
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий 1 – 21 оцениваются от 0 до 2 баллов. Задание считается выполненным верно и оценивается в 2 балла, если ученик дал верный ответ: выбрал все верные ответы и не выбрал лишние неверные ответы. Один балл за такой ответ можно получить в случае указания одного дополнительного неверного утверждения или понятия в вопросах, в которых необходимо отметить несколько вариантов. Аналогичная ситуация происходит в случае отсутствия одного варианта из числа верных ответов. Если пропущено 2 варианта, 2 ответа выбрано неверно или по одному неправильному ответу и не отмеченному нужному, то балл уже не начисляется, задание считается невыполненным...
Правильный ответ на задания 22, 23 оценивается в 1 балл.
Ответ на задания 24, 25 оценивается от 0 до 3 баллов. Верное определение понятия оценивается в 1 балл, каждое корректно сформулированное предложение оценивается в 1 балл, итого 3 балла.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 4
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–32 | 33–36 | 38–44 | 45–50 |
7. Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по обществознанию дается 40 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Контрольная работа по Экономике
за I полугодие.
1. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.
2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.
3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.
4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.
5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.
2. Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ | | РАЗДЕЛ |
А) динамика валового внутреннего продукта Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг В) условия успешности бизнеса в определённых сферах Г) изменение курсов валют Д) причины экономических кризисов | | 1) микроэкономика 2) макроэкономика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Индивидуальный предприниматель Семён за год получил доход в размере 2 млн рублей при затратах 950 тыс. рублей. 120 тыс. рублей он заплатил в качестве налога на доход, и ещё 25 тыс. рублей в качестве налога на имущество. На оставшиеся после уплаты налогов средства Семён приобрёл акции нефтяной компании, рассчитывая на высокие дивиденды. Какие экономические термины характеризуют описанную ситуацию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) макроэкономика
2) налоговый вычет
3) прибыль
4) косвенные налоги
5) прямые налоги
6) инвестиции
4. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом | | 1) командная 2) традиционная 3) рыночная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5.Установите соответствие между признаками и экономической системой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
A) директивное ценообразование Б) многообразие форм собственности B) экономическая свобода производителей Г) производство товаров и услуг в соответствии с государственными планами Д) гибкость производителей, их способность быстро реагировать на изменения спроса | | 1) командная экономика 2) рыночная экономика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
А) основой производства является преемственность способов ведения хозяйства Б) ключевые экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями В) государственная собственность на средства производства Г) бюрократизация экономики Д) торговля ведётся только тогда, когда образуется излишек продуктов | | 1) традиционная 2) командная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СИСТЕМЫ |
A) преобладание (господство) государственной собственности Б) свободное ценообразование B) контроль государства за производством и распределением Г) экономическая самостоятельность производителей Д) конкуренция производителей Е) централизованное планирование производства | | 1) командно-административная 2) рыночная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) преобладание (господство) государственной собственности Б) свободное ценообразование В) контроль государства за производством и распределением Г) централизованное планирование производства Д) конкуренция производителей | | 1) командная 2) рыночная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг В) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом Г) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается | | 1) традиционная 2) командная (плановая) 3) рыночная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
10. В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зависимость продовольственного рынка от импортных товаров
2) централизованное ценообразование
3) господство государственной собственности на средства производства
4) наличие трудового законодательства
5) необходимость решения проблемы ограниченности ресурсов
6) отсутствие конкуренции производителей
11.Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) цены на сопряженные товары
2) количество продавцов на рынке
3) уровень доходов потребителей
4) предписания моды
5) ставки налогов на производителя
6) импортные таможенные пошлины
12. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.
3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.
13. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост цен на товары
2) повышение налога на добавленную стоимость
3) снижение производства товаров
4) интенсивная реклама товаров
5) доступность потребительских кредитов
14. Ha графике изображено изменение положения на рынке свежих фруктов: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост таможенных пошлин на импорт фруктов
2) повышение тарифов на грузовые перевозки
3) снижение доходов потребителей
4) высокий урожай фруктов
5) мода на здоровое питание
15. На графике отражена ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выдача льготных кредитов организациям, занимающимся строительством и ремонтом
2) увеличение доходов потребителей услуг рынка
3) развитие рынка жилищного строительства
4) рост налогов, уплачиваемых ремонтно-строительными организациями
5) повышение цен на строительные материалы
16. На рисунке отражена ситуация на рынке одежды этнического стиля: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) рекламой одежды европейских модельеров
2) снижением пошлин на ввоз импортных тканей
3) снижением потребительских доходов
4) тем, что в текущем сезоне в моде экзотическая одежда
5) повышением доходов потребителей
17. На рисунке отражена ситуация на рынке периодических печатных изданий — линия спроса переместилась в положение D1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с
1) распространением интернет-изданий
2) снижением цены на печатные периодические издания
3) активной пропагандой сторонников сохранения лесов
4) расширением сети киосков по реализации печатных периодических изданий
5) ростом реальных доходов населения
18. Ha графике отражено изменение предложения овощей на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение цен на сельскохозяйственную технику
2) снижение затрат на транспортные услуги
3) увеличение доходов фермерских хозяйств
4) низкий урожай овощей
5) реализация программ государственной поддержки фермерских хозяйств
19. На графике отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расширение числа производителей бытовой химии
2) заселение многоэтажных домов новых микрорайонов
3) технические нововведения на предприятиях бытовой химии
4) увеличение налогов, уплачиваемых производителями
5) реклама новой продукции предприятий бытовой химии
20. На графике изображено изменение ситуации на рынке печатной рекламы: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост тарифов на беспроводной интернет
2) падение доходов рекламодателей
3) рост налогообложения интернет-изданий
4) увеличение числа печатных изданий
5) падение эффективности рекламы в глянцевых журналах
21. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (на графике по вертикали — цена товара, по горизонтали — количество товара).
1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию
5) снижение налогов на комплектующие изделия для роликовых коньков
22. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.
23. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Спрос | Сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который потребители готовы приобрести, от цен, по которым эти товары могут быть проданы производителями/продавцами |
... | Сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который производители/продавцы готовы продать, от цен, по которым этот товар может быть продан |
24. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
− одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
− одно предложение, раскрывающее фундоментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Ответы и критерии оценивания
№ вопроса | Верный ответ | Количество баллов |
1 | 14/41 | 2 |
2 | 21122 | 2 |
3 | 356 | 2 |
4 | 21331 | 2 |
5 | 12212 | 2 |
6 | 11221 | 2 |
7 | 121221 | 2 |
8 | 12112 | 2 |
9 | 33221 | 2 |
10 | 236 | 2 |
11 | 134 | 2 |
12 | 234 | 2 |
13 | 456 | 2 |
14 | 45 | 2 |
15 | 45/54 | 2 |
16 | 45/54 | 2 |
17 | 13 | 2 |
18 | 14 | 2 |
19 | 25/52 | 2 |
20 | 25 | 2 |
21 | 25/52 | 2 |
22 | Экономическая деятельность | 1 |
23 | Предложение | 1 |
24 | | 3 |
25 | | 3 |
24. Пояснение.
1) Ограниченность ресурсов — конечность, дефицитность ресурсов, доступных человеку, их относительную недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
2) Рациональное поведение позволяет наиболее полно удовлетворить безграничные потребности человека в условиях ограниченности ресурсов.
3) Ограниченность земли как фактора производства может проявляться в исчерпаемости полезных ископаемых.
25. Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
— экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2) два предложения с информацией об экономической системе, опирающейся на знания курса, например:
— «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей и делятся на рыночные, традиционные и плановые».
— «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».
Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию об экономической системе.