СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Направления эволюции", 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа для 11 классов, представлена в 2-х вариантах. Работа разноуровневая. 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Направления эволюции", 11 класс»

Контрольная работа по теме «Направления эволюции», 11 класс

Вариант 1

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

1. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

1) обострению борьбы за существование.

2) появлению мутаций.

3) возникновению модификаций.

4) появлению комбинативной изменчивости.

2. Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции:

1) эмбриологическим 3) физиологическим

2) палеонтологическим 4) генетическим

3. Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений:

1) возникновение семени у голосеменных

2) возникновение плода у цветковых

3) возникновение нектарников в цветках, опыляемых насекомыми

4) появление фотосинтеза

4. Высокая численность волков может быть ограничивающим фактором для:

1) зайцев-русаков 3) медведей

2) соболей 4) куниц

5. Верны ли следующие суждения о движущихся силах эволюции?

А. Основной движущей силой селекции растений и животных служит естественный отбор

Б. Естественный отбор – процесс выживания и размножения особей, приспособленных к данным условиям среды.

1) Верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит:

1) саморегуляция в экосистеме

2) колебание численности популяций

3) круговорот веществ и превращение энергии

4) формирование приспособленности организмов

7. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:

1) сходство первозверей и птиц

2) рудименты конечностей у современных китообразных

3) сходство зародышей птиц и пресмыкающихся

4) находки скелетов древних кистепёрых рыб

8. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

1) стебель 2) лист 3) корень 4) цветок

9. В эволюции органического мира наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – это

1) движущие силы 2) направления 3) социальные факторы 4) результаты

10. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

1) Экологическое разнообразие 3) Широкий ареал

2) Забота о потомстве 4) Высокая численность

11. Верны ли следующие суждения о результатах эволюции?

А. Приспособленность животных к среде обитания – результат отбора случайных ненаследственных изменений.

Б. Приспособленность растений к совместному обитанию в лесу- результат использования углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны


12. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:

1) географическому 3) морфологическому

2) генетическому 4) экологическому13. Установите соответствие между примером и направлением эволюции, которое он иллюстрирует.

Пример: Направление эволюции:

А) одуванчик 1) биологический прогресс

Б) двоякодышащие рыбы 2) биологический регресс

В) саговники

Г) Мышевидные грызуны

Д) зубатые киты

Е) насекомые

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

14. Расположите классы позвоночных животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их кровеносной системы в процессе эволюции.

1. Костные рыбы 3. Пресмыкающиеся

2. Земноводные 4. Млекопитающие

15. Установите соответствие между примером и доказательством эволюции, которое он иллюстрирует

Пример: Доказательство эволюции

А) рудименты и атавизмы 1) сравнительно-морфологические

Б) сходство зародышей позвоночных 2) эмбриологическое

В) филогенетический ряд 3) палеонтологические

Г) наличие стадии зиготы в развитии

организмов

Д) гомологичные и аналогичные органы

Е) переходные формы


16. Установите последовательность этапов эволюции растений

1) возникновение псилофитов

2) появление многоклеточных водорослей

3) появление голосеменных

4) возникновение папоротниковидных

5) возникновение покрытосеменных

6) появление одноклеточных водорослей

17. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

а) растения одного вида вытесняют друг друга

б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

в) семена погибают от сильных заморозков и засухи

г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

д) люди, машины вытаптывают молодые растения

е) большое количество елей мешают росту сосны

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

а

б

в

г

д

е







18. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

 

1. Эволюция птиц сопровождалась крупными изменениями в строении, существенно повышающими их уровень организации. 2. Наличие оперения, 4-камерное сердце и теплокровность позволили им расселиться повсеместно на Земле. 3. Многие птицы приспособились к разным условиям обитания. 4. У водоплавающих птиц выделяется секрет копчиковой железы, который делает перо ненамокаемым и сохраняет тело в тепле. 5. Плавательная перепонка между пальцами и особая форма клюва помогают им плавать и добывать пищу в воде. 6. Хорошо развитые полушария переднего мозга и мозжечок обуславливают сложное поведение птиц, заботу о потомстве, и координацию сложных движений.





Контрольная работа по теме «Направления эволюции», 11 класс

Вариант 2

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________


1. Элементарной единицей эволюции считают

1) популяцию 2) ген 3) организм 4) клетку

2. Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует

1) приспособленности видов

2) проявлению мутаций

3) дрейфу генов

4) фенотипической однородности популяции

3. К палеонтологическим доказательствам эволюции мира относят

1) сходство зародышей позвоночных животных

2) сходство островной и материковой флоры и фауны

3) наличие окаменелостей переходных форм

4) наличие рудиментов, атавизмов

5. О родстве земноводных и рыб свидетельствует наличие у личинок земноводных

1) боковой линии

2) нервной и других систем органов

3) органов зрения и слуха

4) двух кругов кровообращения

6. На образование новых видов в природе не влияет

1) мутационная изменчивость 3) естественный отбор

2) борьба за существование 4) модификационная изменчивость

7. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор - это

1) свойства живой природы 3) движущие силы эволюции

2) результаты эволюции 4) основные направления эволюции

8. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

1) социальным 3) антропогенным

2) биологическим 4) биотическим

9. Систематическая категория, которая реально сущесвует в природе,-

1) класс 2) семейство 3) род 4) вид

10. Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием

1) саморегуляции

2) колебания численности популяции

3) стабилизирующей формы отбора

4) мутационного процесса

11. Что служит доказательством исторического развития растений?

1) появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза

2) изменение условий окружающей среды

3) клеточное строение растений

4) наличие "живых ископаемых", переходных форм

12. Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам?

1) движущий 3) методический

2) искусственный 4) стабилизирующий

13. Верны ли следующие суждения о роли наследственной изменчивостью в эволюции?

А. Наследственная изменчивость увеличивается гетерозиготность,

генетическую неоднородность особей в популяции.

Б. Наследственная изменчивость затрагивает генотип и передаёт по наследству.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



14. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) филогенетический ряд лошади 1)сравнительно-анатомические

Б) наличие копчика в скелете чело- 2) палеонтологические

века

В) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

15. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) сильное развитие половой системы у паразитических червей

2) появление кровеносной системы у кольчатых червей

3) возникновение теплокровности у млекопитающих

4) расположение пальцев у дятлов - два вперёд и два назад

5) развитие сосущего ротового аппарата у насекомых

6) появление четырехкамерного сердца у птиц





17. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМА ОТБОРА

А) сохраняет среднее значение 1) движущая признака 2) стабилизирующая

Б) способствует приспособлению

к изменившимся условиям среды

В) сохраняет особи с признаком,

отклоняющимся от его среднего значения

Г) способствует увеличению многообразия

организмов

18. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Самый многочисленный надкласс хордовых животных- Рыбы. 2. В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. 3. У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособления к обитанию в условиях высокого давления. 4 Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбалы и палтусы, имеют плоскую форму тела. 5. Появление челюстей у древних рыб существенно повысило уровень их организации. 6. Первые челюстные рыбы появились в конце ордовика и получили большое распространение в девоне, который окрестили «эпохой рыб».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!