СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные средства по по литературе 11 класс на 2017-2018 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные средства по литературе содержат 2 контрольные работы.Одна по теме "Серебряный век русской поэзии", вторая - по литературе 20 века.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства по по литературе 11 класс на 2017-2018 учебный год»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11 КЛАССА


  1. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Вариант 1

Средний уровень

1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.

Элегия – эпопея – эпитафия

2. Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или опишите его.

-Сырое утро ежилось и дрыхло.


-Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком

3. Напротив каждой фамилии написать название сборника.

К. Бальмонт «Огненный столп»

Н. Гумилев «Вечер»

А. Ахматова «Будем как солнце»

4. Приверженцем какого литературного направления являлся А.А. Блок?

1) акмеизм 2) символизм 3) футуризм

5. Кому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия?

1) А. Блоку 3) А. Чехову

2) А. Куприну 4) И. Бунину

6. Назовите настоящую фамилию А.А Ахматовой.

Достаточный уровень

7. Благодаря чему достигло стихотворение М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» большей популярности?

8. О ком пишет А.Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?

1) Желткове 2) Густаве Ивановиче

3) Князе Василии Львовиче

9. Основные проблемы творчества И.А. Бунина (исключите лишнее):

1) любовь 2) смерть 3) память о России 4) революция

10. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»

1) Марш 2) Танго

3) Частушка 4) Романс

11. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

1) Сатину 2) Луке

3) Автору

12.Какой рассказ А.И. Куприна опирается на библейский сюжет и представляет собой художественную стилизацию «Песни Песней»?

1) «Суламифь» 2) «Олеся» 3) «Гранатовый браслет»

13. Какому из поэтов посвящены эти строки:

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

…! – и сердце свое в придачу. (М. Цветаева)

1) А.А. Блоку 2) А.С. Пушкину 3) А.А. Ахматовой

Высокий уровень

14. О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

1) о смерти Анны

2) об убийстве Костылева

3) о самоубийстве Актера

4) о расправе Василисы над Наташей

15. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

1) С.Есенина

2) В.Маяковского

3) А.Ахматовой

4) А.Блока

16. 3. Какой герой пьесы М.Горького «На дне» говорит о своем прошлом так: «Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…»?

  1. Бубнов 2)Актер 3)Сатин 4)Барон

17. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов («Выстрел беспечный в дремотных лесах раздавался»).


Вариант 2

Средний уровень

1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.

Метафора – анафора - синекдоха

2.Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или опишите его.

-Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

-Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня…

3.Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора

«Колчан» А. Ахматова

«Чётки» Н. Гумилёв

« В безбрежности» К. Бальмонт

4. В чем заключается идея рассказа А. Куприна «Олеся»? С каким циклом рассказов русского писателя 19 века он связан?

5.Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

1) М. Горький 3) А. Куприн

2) И. Бунин 4) Л. Андреев

6.К какому поэтическому направлению начала двадцатого века относится творчество А. Ахматовой?

1) футуризм 3) акмеизм

2) символизм 4) модернизм

Достаточный уровень

7.Высшим предназначением поэта М. Цветаева считала:

1) воспевание женской доли и женского счастья

2) отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность

3) стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном

8. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока является произведением:

1. На историческую тему 2. О современности

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего?

9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов 2. Сатин

3. Клещ 4. Лука

10. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?

1) романтизм 2)критический реализм 3) социалистический реализм

12. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.

13. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И. Тютчева:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Укажите художественный прием, использованный поэтом.

Высокий уровень

14. Укажите прием, использованный В.В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся».

И вижу:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

15. Ниже приведён эпиграф, который русская поэтесса А.А. Ахматова предпослала одной из своих поэм, взяв эти строки из своего собственного стихотворения 1961 года. Назовите эту поэму.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

16. Кто из героев произведений М.Горького « разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце», « горящее факелом великой любви к людям»?

а) Ларра б) дед Архип в) Данко г) Челкаш

17. К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

1) новелла 2)рассказ 3) повесть 4) очерк

Ответы:

1 вариант

1. Эпопея. Эпический жанр, все остальные - лирические жанры.

2. Разновидности метафоры: в первом – олицетворение; во втором – олицетворение и метафорические эпитеты.

3. Бальмонт «Будем как Солнце», Гумилев – «Огненный столп», Ахматова – «Вечер».

4. 2.

5. 4.

6. Анна Андреевна Горенко.

7. Выходу в свет кинофильма «Ирония судьбы», где представлены стихи Цветаевой, переложенные на музыку в исполнении А. Пугачевой.

8. 1.

9. 4.

10. 2.

11. 1.

12. 1. «Суламифь»

13. 2. А. Ахматовой.

14. о самоубийстве Актера

15. А.Блока.

2 вариант

1. Анафора – стилистическая фигура, остальные явления - тропы.

2. Разновидности метафоры. В первом названо только средство сравнения, а объект опущен, во втором – метафора (каплю жалости).

3. «Колчан» - Н. Гумилёв, «Чётки» - А. Ахматова, «В безбрежности» - К. Бальмонт.

4. А. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достичь чистоты и благородства. С циклом рассказов И. Тургенева «Записки охотника».

5. 2.

6. 3.

7. 2.

8. 3.

9. 2.

10. 3.

11. 1,2.

12. Игорь Васильевич Лотарёв.

13. Олицетворение

14. Гипербола

15. «Реквием»

При выставлении оценок за контрольную работу по литературе пользоваться известной шкалой для оценивания тестирования.

0 – 50% - оценка «2»

51% – 70% - оценка «3»

71% – 90% - оценка «4»

91% – 100% - оценка «5»



  1. Контрольная работа (тестирование).

Творчество С. Есенина и В. Маяковского

Средний уровень

  1. Какой литературный прием использовал В.В.Маяковский при написании следующих строк?

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разрыдалась

так по-детски

а ) гротеск б ) гипербола в ) олицетворение г ) сравнение

  1. В какой поэме С.А.Есенина изображена жизнь деревни в годы революции и Гражданской войны?

  2. В какую партию вступил В.В.Маяковский в 1906 году?

а) РСДРП в) монархистов

б) анархистов г) эсеров

  1. Укажите, в каком учебном заведении учился В.В.Маяковский?

а) в Московском университете в) в Петербургском университете?

б) в Петербургском инженерном г) в Московском училище живописи, ваяния

училище и зодчества

  1. Какое литературное течение возглавил В.В.Маяковский?

а) имажинизм в) футуризм

б) символизм г) акмеизм

6. Укажите жанр пьес Маяковского «Баня» и «Клоп»?

а) мистерия в) комедия

б) фарс г) буффонада

Достаточный уровень

  1. Как В.В.Маяковский воспринял революцию 1917 г.?

а) сомневался, чью сторону принять в) был в растерянности

б) с негодованием отвергал г) восторженно принял, назвав революцию своей

8. Какое прозвище получил С.А.Есенин в писательских кругах?

а) деревенский поэт в) Московский хулиган

б) Рязанский Лель г) последний поэт деревни

9. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина»?

а) тема революции в) тема преобразований в деревне

б) тема юношеской любви г) тема крестьянского быта в послереволюционное время

10. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике?

а) «Русь уходящая» в) «Хороша была Танюша»

б) «Не жалею, не зову, не плачу…» г) «По-осеннему кычет сова…»

11. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А.Есенина, вышедший в 1916 г.?

а) «Явь» в) «Персидские мотивы»

б) «Москва кабацкая» г) «Радуница»

12. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан в) Зинаида Райх

б) Анна Изряднова г) Галина Бениславская

13. Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества

С.А.Есенина?

а) зашифрованность при помощи образов-символов

б) торжественный слог, использование архаизмов

в) ораторская интонация, акцентный стих

г) метафоричность и цветовые эпитеты

Высокий уровень

14. Прочитайте тексты и выполните задания В1-В10;

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб? 1913. В.Маяковский

В1. К какому роду литературы относится это стихотворение?

В2. Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении?

В3. В стихотворении контрастно сталкиваются образы противоположных в смысловом отношении планов (карта будняя – краска; блюдо студня – скулы океана; чешуя жестяной рыбы – зовы новых губ). Противопоставленными оказываются также «я» и «вы». Как называется в литературоведении контраст, противопоставление?

В4. Выпишите из стихотворения слово, обозначающее разновидность музыкальных произведений – «ночную песнь».

В5. Какой художественный прием применен при создании образа «флейта водосточных труб»?

Письмо матери.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.


Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.


Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.


Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.


Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.


Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,—

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.


И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.


Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

1924

Сергей Есенин

B6. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

В7. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)?

В8. Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось… Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу ?

В9. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»?

В10. Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)?

Ответы:

1.в ) олицетворение

2. «Анна Снегина»

3. г) эсеров

4. г) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества

5. в) футуризм

6. в) комедия

7. г) восторженно принял, назвав революцию своей

8. б) Рязанский Лель

9. б) тема юношеской любви

10. в) «Хороша была Танюша»

11. г) «Радуница»

12. в) Зинаида Райх

13. г) метафоричность и цветовые эпитеты

В1. лирика

В2. близость к футуризму

В3. Антитеза

В4. Ноктюрн

В5. метафора

В6. просторечные и диалектные слова

В7. инверсия

В8. анафора

В9. метафорическое олицетворение

В10. худ. деталь


  1. Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

Вариант 1

Средний уровень

Часть 1

1.Соотнесите фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1) Бунин (А)Евгений Иванович

2) Мандельштам (Б) Иван Алексеевич

3) Замятин (В) Осип Эмильевич

4) Булгаков (Г) Михаил Афанасьевич

2. Соотнесите жанры и авторов данных произведений

1)Стихотворение (А) «Реквием» (Д) М.Шолохов

2) Рассказ (Б) «Тихий Дон» (Е) С.Есенин

3) Эпопея (В) «Один день Ивана Денисовича» (Ж) А.Ахматова

4) Поэма (Г) «Собаке Качалова» (З) А.Солженицын

3. Кто автор и герои указанных произведений?

1) «Вишнёвый сад» (А) Б.Лавренёв (Д) Бездомный

2) «Мастер и Маргарита» (Б) А.Чехов (Е) Ромашов

3) «Поединок» (В) М.Булгаков (Ж) Лопахин

4) «Сорок первый» (Г) А.Куприн (З) Говоруха-Отрок

Достаточный уровень

4. Определите литературное направление (течение) и авторов данных произведений

1) Футуризм (А) «Старуха Изергиль» (Г) В.Маяковский

2) Неоромантизм (Б) «Как конквистадор в панцире железном» Д) Н.Гумилев

3) Акмеизм (В) «Облако в штанах» (Е) М.Горький

5. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

1) С.Есенина 2) В.Маяковского 3) А.Ахматовой 4) А.Блока

6. Этот писатель не закончил даже гимназии, но был прекрасно образован благодаря своей силе и настойчивости. Большую часть жизни он провел в эмиграции во Франции, но постоянно писал только о России, только на русском языке. Главная тема произведений этого писателя – любовь. Назовите имя писателя.

1) А.Куприн 2) М.Горький 3) И.Бунин 4) В.Набоков

Высокий уровень

Часть 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7, С1, С2.

А к т е р . …Зачем вы живете? Зачем?

Б а р о н . Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!

А к т е р . Врешь! Буду орать!

Н а с т я (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!

Б а р о н . Какой смысл, леди?

С а т и н . Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы…пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...

К л е щ . Поманил их куда-то... а сам — дорогу не сказал...

Б а р о н . Старик — шарлатан...

Н а с т я . Врешь! Ты сам — шарлатан!

Б а р о н . Цыц, леди!

К л е щ . Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал...так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь...руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!

С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!

Б а р о н . Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

С а т и н . Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

Настя наливает стакан пива и дает Сатину. (Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

«Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам — простор надобен!

Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.)

М.Горький «На дне»

B1 К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

B2 Как звали «старика», о котором разговаривают персонажи (его имя заменено в тексте пробелом

B3 Как называется разговор двух и более лиц в пьесе?

B4 Сатин в своем монологе противопоставляет ложь и правду. Как называется в литературоведении противопоставление, контраст?

B5 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их характеристиками (действиями). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖ ХАРАКТЕРИСТИКА (ДЕЙСТВИЕ)

А) Клещ 1) Читает книгу «Роковая любовь»

Б) Актер 2) Называет себя рабочим человеком, мечтает вырваться из ночлежки

В) Настя 3) Торгует пельменями на рынке

4) Сначала не может вспомнить любимые стихи, а потом их вспоминает

В6. Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы (поднимая голову со стола, взмахивает руками)?

B7. Как называется небольшое высказывание персонажа в пьесе?





Итоговая контрольная работа по литературе

Вариант 2

Средний уровень

Часть 1

1.Соотнесите фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1) Шолохов (А)Анна Андреевна

2) Цветаева (Б) Марина Ивановна

3) Ахматова (В) Александр Трифонович

4) Твардовский (Г) Михаил Александрович

2. Соотнесите жанры и авторов данных произведений

1)Стихотворение (А) «А вы могли бы?» (Д) И.Бунин

2) Рассказ (Б) «Вишнёвый сад» (Е) С.Есенин

3) Пьеса (В) «Господин из Сан-Франциско» (Ж) А.Чехов

4) Поэма (Г) «Анна Снегина» (З) В.Маяковский

3. Кто автор и герои указанных произведений?

1) «Гранатовый браслет» (А) М.Горький (Д) Воланд

2) «Мастер и Маргарита» (Б) А.Куприн (Е) Ларра

3) «Старуха Изергиль» (В) М.Булгаков (Ж) Мелехов

4) «Тихий Дон» (Г) М.Шолохов (З) Желтков

Достаточный уровень

4. О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

1) о смерти Анны

2) об убийстве Костылева

3) о самоубийстве Актера

4) о расправе Василисы над Наташей

5. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В. Сталина в геноциде собственного народа?

1)В. Хлебников 2) К.Бальмонт 3) О. Мандельштам 4)Н. Гумилёв

Часть 2

Высокий уровень

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7, С1, С2.

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А.И. Солженицын. Матрёнин двор.)

В1 Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?

В2 К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?

В3 Какое место в сюжете произведения занимает данный фрагмент?

В4 В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части (“…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии — от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?

В5 Как называются восклицательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?

В6 Как называется сниженная разговорная лексика (“за обзаводом”, “сударка”, “одново”, “дозвать” и др.), служащая для речевой характеристики золовки и употребляемая ею в отзывах о Матрёне?

В7 Содержание фрагмента показывает нам, что образы Матрёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?

Дайте прямой связный ответ на вопросы С1, С2 (примерный объём – 5–10 предложений).

С1 Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть “тот самый праведник”?

С2. В каких еще произведениях так или иначе звучит вопрос «Зачем вы живете? Зачем?» и как эти произведения перекликаются с пьесой М.Горького «На дне»?

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ


11 КЛАСС ВАРИАНТ 1


1Б, 2В, 3А, 4Г

1ГЕ, 2ВЗ, 3 БД, 4АЖ

1БЖ, 2ВД, 3ГЕ, 4АЗ

1ВГ, 2АЕ, 3БГ

4

3


В1. ДРАМА


В2. ЛУКА


В3. ДИАЛОГ, ПОЛИЛОГ


В4. АНТИТЕЗА


В5. А2. Б4, В1


В6. РЕМАРКА


В7. РЕПЛИКА


ВАРИАНТ 2


1Г, 2Б, 3А, 4В

1АЗ, 2ВД, 3БЖ, 4ГЕ


1БЗ, 2ВД, 3АЕ, 4ГЖ


4. 3


5.3


В1.ИГНАТЬИЧ


В2. РАССКАЗ


В3. ФИНАЛ


В4. ГРАДАЦИЯ


В5. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС


В6. ПРОСТОРЕЧИЯ


В7. АНТИТЕЗА






































1. Какие важные исторические события происходили в России на рубеже XIX - XX веков:

а) три революции б) отмена крепостного права

в) восстание декабристов г) крымская война

2. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

а ) Б.Пастернак б ) В.Хлебников в ) К.Бальмонт г ) А.Фет


3 . Соотнесите направление и его характеристику.

1) футуризм;

а) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основным выразительным средством, которое использовали представители данного направления, была метафора;

2) символизм;

б) авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства;

3) имажинизм;

в) модернистское течение, провозгласившее, в противовес символизму, изысканную материальность, предметность тематики и образов, точность слова;

4) акмеизм.

г) модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.


  1. Какую престижную литературную премию получил И.Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии?

  2. Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы?

Черный вечер. Позади — голодный пес

Белый снег. Впереди — Иисус Христос.

  1. Где был написан цикл С.А.Есенина «Персидские мотивы»?


  1. Как называется изобразительно средство: «как ребенок заплакал», «остался холоден как камень»

  2. Укажите термин, которым называется художественное определение («сон золотой», «выстрел беспечный», «говорливая гармоника»)

  3. Назовите автора слов: «Я последний поэт деревни»

  4. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.

  1. Укажите авторов крылатых выражений.

а) Покой нам только снится;

б) в карете прошлого далеко не уедешь; («На дне»)

в) октябрь уж наступил;

г) безумству храбрых поём мы песню;

д) нет, не тебя так пылко я люблю; (Лермонтов)

е) злых людей нет на свете. (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")


15. Каково авторское определение жанра поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»?

1) военная повесть

2) боевая хроника

3) книга про бойца

4) летопись трудных лет

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!