Дата________Ф.И.____________________________7 «___» класс _. Вариант №1.
Контрольная работа по теме «Многообразие позвоночных животных».
1.1.Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Лисица обыкновенная – хищное животное, массой до 10 кг, широко распространённое на территории Европы, Азии, Северной Америки. (2) Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3) Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4) Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисы редко живут более семи лет, часто продолжительность их жизни не превышает трёх лет.
1.2. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: _______________________________.
2.Вставьте пропущенные слова.
1. Практически у всех рыб__________ форма тела.2. Тело рыб покрыто________.3. Окраска рыб_____________и определяется __________ окружающей среды.4. Кожные железы вырабатывают ___________, которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.5. Орган
дыхания рыб_______.
3.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
ПРИЗНАКИ | КЛАССЫ |
А) почки туловищные, Б) почки тазовые, В) грудная клетка не выражена, Г) развиты рёбра, у многих групп есть грудная клетка, плечевой пояс связан с осевым скелетом, Д) развитие прямое, есть зародышевые оболочки, Е) развитие с метаморфозом. | 1) Земноводные, 2) Рептилии. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4.Выберите три правильных ответа из шести. Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно
1) внутреннее оплодотворение
2) наружное оплодотворение
3) откладывание яиц в воду
4) размножение на суше
5) развитие с метаморфозом
6) развитие без превращения
5.Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде?
Дата________Ф.И.____________________________7 «___»__класс __. Вариант №5.
Контрольная работа по теме «Многообразие позвоночных животных».
1.Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных, для которых они характерны.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ |
А) к клеткам тела животного поступает смешанная кровь Б) в области грудины имеется киль В) конечности имеют развитую цевку Г) имеют непостоянную температуру тела Д) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке Е) хорошо развита забота о потомстве | 1) Пресмыкающиеся 2) Птицы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Выберите три признака, характерные для класса Млекопитающие.
1) развиваются из трёх зародышевых листков,
2) размножаются только половым путём,
3) есть стрекательные клетки,
4) органы дыхания – жабры, трахеи, лёгкие,
5) теплокровные, в основном плацентарные животные,
6) нервная система представлена брюшной нервной цепочкой.
3. Прочитайте текст и найдите в нём три предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1. Рыбы — это холоднокровные животные, имеющие обтекаемую форму тела и дышащие жабрами. 2. Большинство существующих на Земле видов рыб имеют хрящевой скелет. 3. Кровеносная система рыб замкнутая, а сердце состоит из желудочка и предсердия. 4. У всех рыб два круга кровообращения. 5. В сердце рыбы течёт венозная кровь, которая насыщается кислородом в жабрах. 6. Направление течения воды, вибрацию воды рыбы воспринимают органами равновесия.
4.Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителя позвоночных животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
Вид заяц-беляк
Б) Семейство Зайцы
Тип Хордовые
Г) Класс Млекопитающие
Д) Отряд Зайцеобразные
5.Впишите в текст пропущенные слова.
Млекопитающие, или Звери – наиболее высокоорганизованные, теплокровные, _______________ животные. Млекопитающие —раздельнополые животные с __________ оплодотворением. У большинства млекопитающих зародыш развивается в специальном органе - ____________. Самки рождают живых детенышей и выкармливают их _________. Тело млекопитающих покрыто ___________. У млекопитающих две пары ____________конечностей. На верхней и нижней челюсти расположены _______________ зубы. Значительного развития достигает ____________мозг. Имеют сердце _______________ и два круга кровообращения.
Дата________Ф.И.____________________________7 «___»_ класс ___. Вариант №3.
Контрольная работа по теме «Многообразие позвоночных животных».
1.Вставьте пропущенные слова.
1.Дышат рыбы ________________, который растворен в воде. 2.Органы передвижения рыб _______________. 3.Среди органов чувств можно выделить:_________,___________,_____________,_____________.4.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью_______________________.
2.Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | | ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ |
А) хорошо развиты клыки, Б) клыки отсутствуют, В) слепая кишка короткая или редуцирована, Г) желудок имеет несколько отделов, Д) кишечник во много раз длиннее тела, Е) однокамерный железистый желудок. | | 1) травоядный 2) хищник |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Выберите характерные особенности органов кровообращения и дыхания млекопитающих: 3 признака выберите.
1) сердце четырёхкамерное, дыхание лёгочное,
2) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке,
3) один круг кровообращения,
4) два круга кровообращения,
5) в лёгкие поступает артериальная кровь,
6) в лёгкие поступает венозная кровь.
4.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Черепахи – один из двух отрядов Пресмыкающихся, ископаемые останки которых прослеживаются на протяжении более 220 миллионов лет. 2. Эти животные распространены в тропической и умеренной климатических зонах почти по всей Земле. 3. Отличительным признаком черепах является панцирь, который служит им основной защитой от врагов. 4. С экологической точки зрения виды черепах делятся на морские и наземные, но наземные черепахи всегда живут в пресной воде. 5. Все виды черепах ядовиты. 6. Многие виды черепах находятся под угрозой вымирания разной степени и охраняются.
5. Определите место вида Лисица обыкновенная в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род). Начиная с наименьшей единицы систематики.
Дата________Ф.И.____________________________7 «___» класс ____. Вариант №2.
Контрольная работа по теме «Многообразие позвоночных животных».
1.Вставьте пропущенные слова.
1.У рыб, которые являются______________животными, есть ___________ половые железы.2.У самцов их называют _____________ а у самок__________
3. Время, когда рыбы размножаются, называется_____________.4. В яичниках __________________зреют в семенниках__________________.5.Оплодотворение у многих рыб______________________ хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение.___________________________________.
2.Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.
ЖИВОТНОЕ | | ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА |
А) домовый воробей Б) прыткая ящерица В) обыкновенный дельфин Г) нильский крокодил Д) обыкновенный тритон Е) обыкновенный крот | | 1) постоянная 2) непостоянная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Выберите 3 признака, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий.
1) кожное дыхание,
2) развитие плотной яйцевой оболочки,
3) появление второго круга кровообращения,
4) холоднокровность,
5) усиление функции лёгких,
6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца.
4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. В Челябинской области крот обитает в подземных ходах, которые сам роет.
2. В связи с его образом жизни он имеет ряд приспособлений.
3. Лапы крота приспособлены к быстрому перемещению.
4. В то же время обоняние и зрение у крота очень слабые.
5. Это объясняется тем, что крот не использует их для ориентации в пространстве.
6. Усы крота необходимы ему для осязания.
5.Вставьте пропущенные слова.
Кожа тонкая, голая, влажная, богатая __________.
У земноводных развиты __________, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Последний отдел пищеварительного канала — расширенная ______________.
Дата________Ф.И.____________________________7 «___» класс_ Вариант №4.
Контрольная работа по теме «Многообразие позвоночных животных».
1.Прочитайте текст и найдите в нём три предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1. Рыбы — это холоднокровные животные, имеющие обтекаемую форму тела и дышащие жабрами.
2. Большинство существующих на Земле видов рыб имеют хрящевой скелет.
3. Кровеносная система рыб замкнутая, а сердце состоит из желудочка и предсердия.
4. У всех рыб два круга кровообращения.
5. В сердце рыбы течёт венозная кровь, которая насыщается кислородом в жабрах.
6. Направление течения воды, вибрацию воды рыбы воспринимают органами равновесия.
2.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
ПРИЗНАКИ | КЛАССЫ |
А) почки туловищные, Б) почки тазовые, В) грудная клетка не выражена, Г) развиты рёбра, у многих групп есть грудная клетка, плечевой пояс связан с осевым скелетом, Д) развитие прямое, есть зародышевые оболочки, Е) развитие с метаморфозом. | 1) Земноводные, 2) Рептилии. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Какие из названных признаков обеспечили черепахам приспособленность к жизни на суше? Выберите 3 признака.
1) Развитие зародышевых оболочек,
2) появление двух кругов кровообращения,
3) внутреннее оплодотворение,
4) роговые образования кожи – чешуи, щитки,
5) четырёхкамерное сердце с полной перегородкой,
6) трёхкамерное сердце без перегородки.
4.Впишите в текст пропущенные слова.
Птицы – высокоорганизованные, ____________ позвоночные, приспособленные к полету. На грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост - ______________. Часть костей скелета ______________, что придало им прочность. Тело покрыто_____________. Имеют__________________сердце и два круга кровообращения. Дыхание осуществляется с помощью легких и ________________. Оплодотворение ________________. Откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Птенцы появляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы ____________птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы _____________птиц.
5.Вставьте пропущенные слова.
1.Органы передвижения рыб.________________________.
2. Рыбы, имеющие хрящевой скелет______________________________________________
3. Внутренний орган многих рыб, развившийся из отростка кишки и наполненный воздухом_____________
________________________________..
Дата________Ф.И.____________________________7 «___»__класс ____.Вариант №6.
Контрольная работа по теме «Многообразие позвоночных животных».
1.Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | | КЛАСС |
А) наличие шейного позвонка Б) отсутствие рёбер В) непрямое развитие Г) наличие рычажных конечностей Д) двухкамерное сердце Е) отсутствие лёгких | | 1) Рыбы 2) Земноводные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Какие особенности строения характерны для лягушек? Выберите 3 признака.
1) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек,
2) дыхание кожно–лёгочное,
3) развитие происходит только на суше,
4) дыхание кожное,
5) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения,
6) сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения.
3.Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ |
А) регулируют свою деятельность рефлекторно Б) образуют кислород на свету В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания Г) питаются готовыми органическими веществами Д) активно передвигаются в поисках пищи Е) образуют углеводы на свету | | 1) Растения 2) Животные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4.Выберите 6 верных признаков у Земноводных.
1. слизистая кожа
2. жаберное дыхание
3. хладнокровные животные
4. обтекаемая форма тела
5. наличие плавников
6. кожно-легочное дыхание
7. пятипалая конечность
8. наличие барабанных перепонок
9. теплокровные животные
Ответ___________________________
5.Вставьте пропущенные слова.
1. Практически у всех рыб____________________ форма тела.
2. Тело рыб покрыто________________.
3.Сколько кругов кровообращения у рыб? __________________________________.
Ответы. К контрольной работе по теме «Многообразие позвоночных животных».
Вариант № 1.
Задание 1. 234
Задание 2. 1. Обтекаемая. 2. Чешуёй и слизью.3. разнообразна, фоном.4. слизь.5. жабры.
Задание 3. 121221
Задание 4. .235
Задание 5. Хорошо приспособлены к жизни в водной среде, имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение рыбы в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде .Боковая линия помогает рыбам определять силу и направление течения, улавливать отражённые токи воды, чувствовать движение соседа в стае, волнение на поверхности.. Глаза у рыб лишены век и постоянно открыты. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные спереди и по сторонам, несколько хуже — сзади, но даже в неподвижном состоянии способна просматривать большую часть окружающей среды, органы обоняния — парные ноздри. Они позволяют рыбам воспринимать появление в водной среде необычных или же привычных для них растворённых веществ даже в ничтожно малых количествах. Орган слуха рыб связан с органом равновесия.
Ответы. Вариант № 2.
Задание 1. 1. Раздельнополыми, парные.2. семенники), яичники.3. нерест.
4. яйцеклетки, сперматозоиды.5. наружное, внутреннее.
Задание 2. 121221
Задание 3.256
Задание 4. Ошибки допущены в предложениях:
1). 3 – лапы крота приспособлены для рытья.
2). 4 – обоняние крота развито хорошо.
3). 5 – обоняние активно используется для ориентации в пространстве
Задание 5.1. слизистыми железами. 2. слюнные железы. 3. клоака
Ответы. Вариант № 3.
Задание 1. Кислородом.2. плавники. 3.Зрение,слух,обоняние,вкуса. 4.Боковая линия.
Задание 2. 212112
Задание 3.146
Задание 4. Ошибки допущены в предложениях:
1).1 – существует 4 отряда Пресмыкающихся: Клювоголовые (Гаттерии), Крокодилы, Чешуйчатые и Черепахи.
2).4 – среди наземных черепах есть и полностью сухопутные.
3).5 – только некоторые виды черепах ядовиты, а некоторые вообще съедобны
Задание 5.
Ответ: Вид Лисица обыкновенная.
Род Лисица,
Семейство Собачьи (Волчьи),
Отряд Хищные,
Класс Млекопитающие,
Тип Хордовые,
Царство: Животные.
Ответы. Вариант № 4
Задание 1.Ответ. Ошибки допущены в предложениях:
1). 2 — скелет у большинства рыб костный.
2). 4 — у рыб один круг кровообращения.
3). 6 — Направление течения воды, её вибрацию рыбы воспринимают боковой линией.
Задание 2. 121221
Задание 3.234
Задание 4.Теплокровные,киль, сросшиеся, перьями, четырехкамерное, воздушные мешки, внутренние, гнездовые, выводковые.
Задание 5.1.Плавники. 2.Акулы,скаты. 3.Плавательный пузырь.
Ответы. Вариант № 5.
Задание 1.122112
Задание 2. 125
Задание 3. Ошибки допущены в предложениях:
1). 2 — скелет у большинства рыб костный.
2). 4 — у рыб один круг кровообращения.
3). 6 — Направление течения воды, её вибрацию рыбы воспринимают боковой линией.
Задание 4.ВГДБА
Задание 5. Позвоночные, внутренним, матке, молоком, волосами, пятипалых, дифференцированные, передний, четырехкамерное.
Ответы. Вариант № 6
Задание 1.222211
Задание 2. 125
Задание 3.211221
Задание 4.134678
Задание 5.1.Обтекаемая. 2.слизью и чешуёй. 3.один круг кровообращения.