СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по литературе. "Русская литература XIX–ХХ веков"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по литературе отличается разнообразием заданий. Такая работа очень нравится шестиклассникам. Урок проходит на одном дыхании.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по литературе. "Русская литература XIX–ХХ веков"»

6 лит-ра

Урок 64.

К.Р. №6. "Русская литература XIX–ХХ веков". "Писателем ты можешь и не быть, но литературу знать – обязан"

Цели:

Обучающая:

  • восстановить в памяти учащихся изученные произведения ХIХ и ХХ веков,

  • проверить, как учащиеся знают текст и героев произведений, авторов произведений;

  • проверить уровень усвоения учащимися сведений по теории литературы;

Развивающая:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, навыки работы с тестом;

  • развивать монологическую речь;

  • совершенствовать актерское мастерство;

Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;

  • воспитывать стремление вести здоровый образ жизни;

  • воспитывать нравственные ценности.

Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков.

Метод урока: частично-поисковый.

Оборудование: портреты поэтов и писателей, выставка книг, плакаты с высказываниями о пользе внимательного чтения. У каждого учащегося - лист с заданиями.

План урока.

Человек, любящий и умеющий читать, -
счастливый человек.
К.Г. Паустовский.

I. Организационный момент.

Сегодня мы проводим контрольный урок по разделам "Русская литература ХIХ века" и "Русская литература ХХ века".

Каковы цели нашего урока? (Учащиеся называют, учитель дополняет)

Почему же два раздела? Вы очень часто путаете, в каком веке жил писатель. Надеюсь, что после нашего урока вы четко усвоите, в каком веке жил и творил писатель.

Обратимся к эпиграфу.

Что значит умеющий читать? А почему такой человек счастливый?

Мы вспомним сегодня все произведения, изученные на уроках литературы. А ваша задача - в конце урока сказать, чему же научило вас каждое произведение.

Наш урок будет состоять из нескольких этапов.

1) Тест, проверяющий знание биографии писателя.

2) Задание, проверяющее умение соотносить автора и название произведения, писателя и век.

3) Викторина, проверяющая знание текста произведений.

4) Физминутка.

5) Задание на знание теории литературы.

И, как вы поняли, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо хорошо знать текст произведения. Я хочу ещё раз напомнить советы Паустовского юным читателям. (Советы написаны на плакатах)

Читайте, читайте и читайте. Читайте, не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг: Заставляйте себя читать медленно, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг.. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя себя свидетелем событий.

Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.

II. Повторение и обобщение ЗУН.

1.Тест, проверяющий знание биографии писателей. (Перед каждым учеником)

1. Кто из писателей учился в Лицее в Царском Селе?

А) М.Ю. Лермонтов

Б) А.С. Пушкин.

В) Н.А. Некрасов

Г) А.П. Чехов

2. Кто из писателей рисовал акварелью, лепил из воска, играл на скрипке и фортепиано?

А) Н.В. Гоголь

Б) М.Ю. Лермонтов

В) А.С. Пушкин

Г) А.П. Чехов

3. Кто из писателей, учась в гимназии, вёл тетрадь под названием "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия"?

А) Н.А. Некрасов

Б) Н.В. Гоголь

В) Н.С. Лесков

Г) М.Ю. Лермонтов

4. Кому из писателей принадлежит псевдоним Брат моего брата?

 А) А.П. Чехову;

 Б) Н.С. Лескову;

В) А.К. Толстому.

5. Назовите настоящую фамилию А. Грина

А) Грачевский

Б) Гриневский

В) Гринин

6. Назовите фамилию писателя, чей сын был арестован в 1938 за «антисоветскую агитацию» и заключен в тюрьму

А) А.Грин

Б) А.П. Чехов

В) А.П. Платонов

Взаимопроверка, выставление оценок.

Ответы.

1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-А; 5-Б; 6-В

2. Задание, проверяющее умение соотносить автора и название произведения, писателя и век.

Вы очень часто помните название произведения, но при этом забываете фамилию автора.

  1. Лесков А) «Дубровский»

  2. Пушкин Б) «Железная дорога»

  3. Грин В) «Три пальмы»

  4. Некрасов Г) «Левша»

  5. Лермонтов Д) «Алые паруса»

  6. Тургенев Е) «Толстый и тонкий»

  7. Чехов Ж) «Чудесный доктор»

  8. Куприн З) «Бежин луг»

3. Викторина, проверяющая знание текста произведений.

Беседа:

  • Давайте вспомним, с какими историческими лицами вы познакомились, читая произведения писателей ХIХ века? (Екатерина II, Потемкин, Александр I, Николай II)

  • Что вы о них знаете из истории?

  • Какими они представлены в литературных произведениях?

Итак, задание: угадайте автора и название произведения. "Проза ХIХ века".

1) Зимою, около крещения, в 1939-ом году в Петербурге была сильная оттепель. Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи. Ветер дул теплый, западный, но очень сильный. Со взморья нагонял воду, и стреляли пушки. (Н. Лесков "Человек на часах")

2) У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, вызывало тошноту. (А. Чехов "Лошадиная фамилия")

3) Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит. (Н. Лесков «Левша»)

"Поэзия ХIХ века".

Угадайте автора и название стихотворения.

1) В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.
(М. Лермонтов "Три пальмы")

2) Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.
(Н.Некрасов "Железная дорога")

3) Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
(Е. Баратынский "Весна")

А теперь давайте вспомним основные события ХХ века.

"Проза ХХ века".

1) — Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание... Продолжайте согревающий компресс... Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом. (А.И. Куприн «Чуденый доктор»)

2) Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки — искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов — словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. (А.Грин «Ассоль»)

3) В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою. (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)

4. Физминутка.

5. Задание на знание теории литературы.

Итак, вы отдохнули. А теперь самое трудное - задание по теории литературы. У вас напечатаны определения, есть слова для справок. Ваша задача - дописать определения словами для справок.

1) Повторение согласных звуков в поэтической речи - это:.

2) Преувеличение - это..

3) Неожиданность, несоответствие, гипербола - это приемы:

4) Противопоставление - это:

5) Обратный порядок слов - это..

6)  2,4,6,8, 10 - формула размера :

7)  1,4,7,10 - формула размера..

8)  3,6,9,12 - формула размера..

Для справок: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, инверсия, аллитерация, юмор, антитеза.

Самопроверка, выставление оценок.

Ответы.

1-аллитерация

2-гипербола

3-приемы юмора

4 - антитеза

5-инверсия

6 - ямб

7- дактиль

8-анапест

Ответьте на вопросы.

    • Какие из изученных произведений юмористические?

    • В каких стихотворениях вы встретили аллитерацию?

    • Как определить размер стиха?

III. Итог урока.

1) Какие произведения запали вам в душу? Понравились больше всего?

2) Назовите писателей ХIХ века. Кто из них уже стал для вас любимым?

3) Назовите писателей ХХ века. С творчеством какого писателя вам хотелось бы познакомиться подробнее?

4) Какие нравственные ценности затронуты в изученных произведениях?

5) Какие общечеловеческие ценности вечны?

IV. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра "Чему научили меня произведения, изученные в 6 классе?".













1.Тест, проверяющий знание биографии писателей.

1. Кто из писателей учился в Лицее в Царском Селе?

А) М.Ю. Лермонтов

Б) А.С. Пушкин.

В) Н.А. Некрасов

Г) А.П. Чехов

2. Кто из писателей рисовал акварелью, лепил из воска, играл на скрипке и фортепиано?

А) Н.В. Гоголь

Б) М.Ю. Лермонтов

В) А.С. Пушкин

Г) А.П. Чехов

3. Кто из писателей, учась в гимназии, вёл тетрадь под названием "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия"?

А) Н.А. Некрасов

Б) Н.В. Гоголь

В) Н.С. Лесков

Г) М.Ю. Лермонтов

4. Кому из писателей принадлежит псевдоним Брат моего брата?

 А) А.П. Чехову;

 Б) Н.С. Лескову;

В) А.К. Толстому.

5. Назовите настоящую фамилию А. Грина

А) Грачевский

Б) Гриневский

В) Гринин

6. Назовите фамилию писателя, чей сын был арестован в 1938 за «антисоветскую агитацию» и заключен в тюрьму

А) А.Грин

Б) А.П. Чехов

В) А.П. Платонов

2. Соотнесите автора и название произведения.

  1. Лесков А) «Дубровский»

  2. Пушкин Б) «Железная дорога»

  3. Грин В) «Три пальмы»

  4. Некрасов Г) «Левша»

  5. Лермонтов Д) «Алые паруса»

  6. Тургенев Е) «Толстый и тонкий»

  7. Чехов Ж) «Чудесный доктор»

  8. Куприн З) «Бежин луг»

5. Задание на знание теории литературы.

У вас напечатаны определения, есть слова для справок. Ваша задача - дописать определения словами для справок.

1) Повторение согласных звуков в поэтической речи - это:.

2) Преувеличение - это..

3) Неожиданность, несоответствие, гипербола - это приемы:

4) Противопоставление - это:

5) Обратный порядок слов - это..

6)  2,4,6,8, 10 - формула размера :

7)  1,4,7,10 - формула размера..

8)  3,6,9,12 - формула размера..

Для справок: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, инверсия, аллитерация, юмор, антитеза.





































Читайте, читайте и читайте. Читайте, не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг: Заставляйте себя читать медленно, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг… Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя себя свидетелем событий. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!