СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме "Основы экологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа по  теме "Основы экологии" в 2 вариантах содержит тестовые задания разного уровня сложности, может быть использована в качестве промежуточного контроля усвоения знаний по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме "Основы экологии"»

Б-9 Основы экологии.

Вариант 1.

1. Жизнь в атмосфере ограничена:

а) высокой температурой б) низкой температурой

в) содержанием кислорода г) ультрафиолетовыми лучами

2.Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов:

а) накапливать различные вещества;

б) окислять химические вещества;

в) осуществлять сложные превращения веществ в их телах;

г) поглощать и выделять кислород, углекислый газ.

3. Биомасса животных от общей биомассы океана составляет:

а) 93,7% б) 63,7% в) 43,7% г) 3,7%

4. Абиотический фактор:

а) растения; б) животные в) температура г) деятельность человека

5. Теплокровное животное:

а) рыбы б) земноводные в) пресмыкающиеся г) птицы

6.Приспособление животных к низкой температуре:

а) длительный быстрый бег б) отложения жира

в) ночной образ жизни г) снижение температуры тела

7. Совокупность живых организмов, живущих совместно на определенном участке суши и воды и взаимодействующие с компонентами среды:

а) биогеоценоз б) биоценоз в) биотоп г) экосистема

8. Гетеротрофы – это:

а) организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических;

б) организмы, употребляющие готовые органические вещества;

в) организмы, живущие вместе;

г) правильного ответа нет.

9. Консументы – это:

а) организмы, производящие органические вещества из неорганических;

б) организмы, потребляющие органические вещества;

в) организмы, разрушающие органические вещества до неорганических

10.Примером взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование популяций:

а) росянки и насекомых; б) вороны и галки;

в) муравьев и тлей; г) актинии и рака-отшельника;

11. Дендритная пищевая цепь:

а) растение→кузнечик→лягушка→змея→орел;

б) опавшие листья→дождевые черви→землеройки→горностай;

в) яблоня→тля→божья коровка→синица→ястреб.

12. Основную роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере играет:

а) вулканическая деятельность б) человек в) живое вещество г) косное вещество

13.Предметом изучения экологии является:

А) многообразие организмов, их объединение в группы

Б) закономерности наследственности и изменчивости организмов

В) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания

Г) строение и особенности функционирования организмов

14.Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:     А) абиотическими                                                    Б) биотическими

                        В) антропогенными                                                  Г) ограничивающими

15.Биологическим оптимумом называется:

А) отрицательное действие биотических факторов

Б) наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм

В) наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм

Г) положительное действие биотических факторов

16. Ограничивающим фактором на больших океанических глубинах для бурых водорослей будет:

А) большое количество осадочных пород

Б) количество углекислого газа

В) освещённость

Г) температура воды

17.Примером конкуренции организмов является:

А) повилика, растущая на других растениях

Б) сурепка на пшеничном поле

В) клубеньковые бактерии на корнях бобовых

Г) гриб-трутовик на берёзе

18. Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает  пользу из связи с другим видом, называют:

А) хищничеством                                                                 В) конкуренцией

Б) паразитизмом                                                                   Г) симбиозом

19. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

А) зайцы-беляки                                                                  В) почвенные бактерии

Б) куколки насекомых                                                        Г) осины

20.Ядовитые  соединения (пестициды) не рекомендуются  сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что  они:

А) очень дорогостоящи                                     В) убивают и полезных  и вредных членов сообщества

Б) разрушают структуру почвы                        Г) снижают продукцию агроценоза

В1. Выберите три правильных ответа из шести. К абиотическим компонентам водной экосистемы относят:

  1. Видовой состав животных 4. Продуцентов

  2. Характер дна 5. Планктон

  3. Температурный режим 6. Соленость воды

В2. Выберите три правильных ответа из шести. К каким последствиям может привести увеличение в биоценозе численности травоядных животных?

  1. Увеличению численности хищников

  2. Сокращению численности паразитов

  3. Изменению режима осадков

  4. Уменьшению травостоя

  5. Увеличению численности паразитов

  6. Уменьшению количества хищников

В3. Установите соответствие между компонентами биосферы и их примерами.

Примеры Компоненты биосферы

А. бактерии 1.Живое вещество

Б. каменный уголь 2.Биогенное вещество

В. нефть

Г.цветковые растения

Д. беспозвоночные

Е. торф

В4. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Экологические проблемы, связанные с серьезными изменениями в биосфере и требующие для своего решения взаимодействия разных стран, называются _______ (А). Одна из них - _______ (Б) связана с увеличением в атмосфере концентрации углекислого газа и нарушением теплового баланса планеты. Другая проблема - _______ (В) – возникает в результате поступления в атмосферу фреонов. А при больших выбросах в атмосферу диоксида серы возникает проблема ________ (Г), в результате чего страдают экосистемы водоемов, хвойные леса и памятники архитектуры.

Термины

  1. Кислотные дожди

  2. «парниковый эффект»

  3. «озоновые дыры»

  4. Локальные

  5. Глобальные

  6. Радиоактивное загрязнение



Б-9 Основы экологии.

Вариант 2.

1. Жизнь в гидросфере ограничена:

а) высокой температурой б) нехваткой воды

в) высоким давлением г) ультрафиолетовыми лучами

2.Концентрационная функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов:

а) накапливать различные вещества;

б) окислять химические вещества;

в) осуществлять сложные превращения веществ в их телах;

г) поглощать и выделять кислород, углекислый газ.

3. Биомасса зеленых растений от общей биомассы суши составляет:

а) 70,2% б) 80,2% в) 90,2% г) 99,2%

4. Биотические факторы:

а) свет и температура б) растения и грибы

в) деятельность человека г) влажность и давление

5. Холоднокровные животные:

а) температура тела зависит от окружающей среды;

б) температура тела не зависит от окружающей среды, всегда постоянная;

в) температура тела выше, чем в окружающей среде

6. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

а) биогеоценоз б) биоценоз в) биотоп г) экосистема

7. Автотрофы – это:

а) организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических;

б) организмы, употребляющие готовые органические вещества;

в) организмы, живущие вместе;

г) правильного ответа нет.

8. Продуценты – это:

а) организмы, производящие органические вещества из неорганических;

б) организмы, потребляющие органические вещества;

в) организмы, разрушающие органические вещества до неорганических

9.Что не является приспособлением растений к недостатку влаги:

а) мелкие листья; б) наличие колючек;

в) сочные мясистые стебли и листья; г) воздушные камеры в стебле

10.Примером взаимоотношений по типу нахлебничества является совместное существование популяций:

а) вороны и синицы; б) актинии и рака-отшельника;

в) акула и рыба-прилипала; г) волки и олень;

11.Пастбищная пищевая цепь:

а) растение→кузнечик→лягушка→змея→орел;

б) опавшие листья→дождевые черви→землеройки→горностай;

в) коровий помет→личинки мух→скворцы→ястреб-перепелятник.

12.Главной причиной сокращения численности многих видов является:

а) возникновение озоновых дыр

б) изменение климата

в) увеличение содержания углекислого газа в атмосфере

г) изменение среды их обитания

13. Содержание в почве или воде элементов питания относят к факторам:

А) абиотическими                                                    Б) биотическими

 В) антропогенными                                               Г) ограничивающими

14. Ограничивающим фактором называется фактор:

А) снижающий выживаемость вида

Б) по значению несколько ниже оптимального

В) с широким диапазоном значений

Г) только  антропогенный

15.Организмы, как правило, приспосабливаются:

А) к одному наиболее существенному фактору

Б) к нескольким наиболее важным экологическим факторам

В) в основном к абиотическим факторам

Г) в основном к биотическим факторам

16. Явление конкуренции возникает между:

А) хищниками и жертвами Б) паразитами и хозяевами

В) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом Г) видами со сходными потребностями

17. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

А) бактерии               Б) белки   В) сосны          Г) насекомые

18. .Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:

А) одуванчикам                                                               В) азотобактериям

Б) медведкам обыкновенным                                         Г) дождевым червям

19.Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

А) эвглена зелёная                                                           В) амёба обыкновенная

Б) инфузория туфелька                                                   Г) лямблия печёночная

20. По правилу экологической пирамиды биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается в:

А) 2 раза              Б) 5 раз В) З раза                             Г) 10 раз

В1. Выберите три правильных ответа из шести. К биотическим компонентам экосистемы леса относят:

  1. Обитатели лесной подстилки 4. Режим осадков

  2. Температурный режим 5. Структура и состав почвы

  3. Деревья 6. Хищники

В2. Выберите три правильных ответа из шести. Глобальным экологическим проблемами являются:

  1. Строительство газопроводов

  2. Истощение озонового экрана

  3. Изменение климата

  4. Уменьшение численности хищников в отдельных экосистемах

  5. Сокращение видового разнообразия биосферы

  6. Низкая рождаемость в некоторых странах

В3. Установите соответствие между компонентами биосферы и их примерами. Для этого каждому первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.

Примеры Типы отношений

А. водоросль и гриб в лишайнике 1.симбиоз

Б. рак-отшельник и актиния 2. конкуренция

В. культурные растения и сорняки

Г. саженцы сосны и ели в смешанных посадках

Д. щука и окунь

Е. клубеньковые бактерии и бобовые растения

В4. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

В.И.Вернадский определил _________ (А) как наружную оболочку Земли, населенную живыми организмами. Совокупность всех населяющих ее организмов он назвал ________ (Б). Почвенный покров, в создании которого принимали участие и организмы и неживая природа, он отнес к _________ (В), а торф, каменный уголь и нефть, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности организмов, он назвал ________ (Г).

Термины

  1. косное вещество

  2. живое вещество

  3. биогенное вещество

  4. биокосное вещество

  5. биосфера

  6. гидросфера



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!