Консультация для воспитателей
«ГДЕ МЕСТО ОБЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ?»
Голос ребенка – это проявление участия детей в построении собственного образования. Дошкольники постоянно стремятся выразить свое отношение к миру и понимание этого мира. Они часто : задают вопросы, отвечают на вопросы, рисуют решение задач, пытаются планировать, воплощают свои замыслы, рисуют карты и чертежи, сочиняют истории, играют. В диалоге рождается умение выдвигать идею обосновывать свои суждения, возражать и принимать возражение. В диалоге рождается умение думать. Для того чтобы услышать ребенка требуется время. В педагогике и психологии уже стало аксиомой, что общение является главным источником развития.
Когда ребенок чувствует себя хорошо и комфортно? Казалось бы, ответ очевиден: когда его любят, заботятся о нем, он чувствует себя здоровым, уверенным и счастливым. А как обстоят с этим дела в детском саду, хорошо ли там ребенку? Важно, чтобы взрослый спрашивал себя об этом, был чуток к переживаниям и настроению каждого ребенка и создавал условия для психического комфорта и хорошего самочувствия детей в течении всего дня. Ведь наибольший вклад в благополучие ребенка вносят именно его отношения с семьей, педагогами и другими людьми разного возраста.
Весь день ребенка в детском саду «пронизан» разными отношениями со взрослыми и детьми. При этом ценен каждый момент взаимодействия, не только на занятиях, но и в свободной деятельности, в режимных моментах. Ребенок обобщает опыт заботы о нем: с какой интонацией говорит взрослый, как он к нему прикасается, как называет, видит ли когда ему грустно, разделяет ли радость, помогает ли, когда ему трудно. Взаимодействие в моменты, когда ребенок особенно уязвим : переодевание, сон ,еда и.т.д - имеет огромное значение для его психического благополучия в детском саду. Поэтому особенно важно, чтобы отношения, в которые включен ребенок, были теплыми, поддерживающими. Это значит, что в течении дня в детском саду должно быть много радостных моментов, возможности выразить себя, чувствовать при этом внимание и поддержку взрослого, а так же должны быть созданы условия для полноценного развития общения со взрослыми и другими детьми. Подлинное общение же возможно лишь в диалоге с ребенком, когда взрослый с уважением, интересом относится к детским идеям, замыслам, помогает выразить эмоции ребенка, понять эмоции другого, поделиться переживаниями. При этом взрослый гибко использует разные позиции, действую с детьми «на равных». В одной и той же ситуации можно построить общение с разных позиций в зависимости от задач и степени помощи:
«над»- дает информацию
«под»- задает вопрос и ошибается
«на равных»- действует как равные участники
«отстраненно - независимая»-занимает эту позицию, при необходимости готов прийти на помощь.
Взрослый должен показывать детям своим примером как общаться уважительно, соблюдая правила и не нарушая чужие границы. Это касается и отношения к личному пространству ребенка. Именно уважение к границам, физическим, эмоциональным, и помогает личности «созреть».
Поэтому установление правил группы – еще один важный аспект, влияющий на то, как ребенок чувствует себя в детском саду. Ребенок сам учавствует в установлении правил, он ощущает себя субъектом Именно такие «личные» правила рождаются в диалоге, помогают ребенку управлять своим поведением и соблюдать дисциплину. При этом важно, чтобы взрослый мягко и спокойным голосом напоминал ребенку о соблюдении правил, не угрожая и не стыдя его, не использовать высказывания обижающие и ранящие ребенка.
В группе создаются условия для развития общения детей, они чувствуют ценность и значимость не только своих, но и чужих идей:
Существует традиция групповых сборов
У каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным
Взрослый помогает детям устанавливать правила уважительной беседы и соблюдать их
Уважаемые коллеги и родители общайтесь и будьте счастливы.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.»