СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики рук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики рук"»





















Консультация для педагогов на тему:

Кинезиологические упражнения,

направленные на развитие мелкой моторики

























Подготовила:

Воспитатель 1

квалификационной категории

Пряженцева А.Р.











Кинезиологические упражнения, направленные на развитие мелкой

моторики, приведенные ниже, очень просты удобны и практичны в

применении. Зная, на что именно они направлены, можно кардинально

использовать их для подготовки к тому или другому виду деятельности.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий,

способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания,

стимулируют развитие речи. Их выполнение не требует никаких

материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в

дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Тренировка движений

пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и

функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием

кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством

повышения работоспособности головного мозга.

При разучивании кинезиологических упражнений, способствующих

развитию мелкой моторики, вначале необходимо разучить технику

движений. А затем, можно использовать их в совместно придуманных

историях, рассказах, небылицах. В результате чего улучшается

межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга,

развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение,

мышление.

Кинезиологические упражнения оказывают содействия для снятия

напряжения и с артикуляционного аппарата, что также снижает уровень

умственной усталости. Движения пальцами и кистями рук способствуют

улучшению звукопроизношения, а также оказывают воздействие на развитие

речи ребенка. Совершенствование мыслительных и интеллектуальных

способностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев.

Кинезиологические упражнения позволяют значительно улучшать работу

головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и

интеллекта.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия;

Задачи:

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,

ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; содействовать

нормализации речевой функции;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со

сверстниками и взрослыми.



«Домик»

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами

правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти

движения для каждой пары пальцев.

Речевое сопровождение: Строим, строим новый дом,

Весело жить мы станем в нем.



«Ладошка» Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

Речевое сопровождение: С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.



«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону,

кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в

горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого

одновременно происходит смена правой и левой рук.

Речевое сопровождение: Ручками играем

Лезгинку исполняем.



«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное

ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их

положение.



«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки

(начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы

ребенок во время "рисования" представлял рисуемые объект).

Речевое сопровождение: Раз арбуз, два арбуз. Очень сладкие на вкус.





«Ожерелье»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в

прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от

мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой

рукой отдельно, затем вместе.

Речевое сопровождение: Собираем ожерелье, Маме нашей украшенье



«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному

пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно,

затем сразу двумя руками.

Речевое сопровождение: Вот колечко покатилось,

И на пальчике очутилось.



«Кошка»

Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала

правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Упражнение

выполняется на плоскости стола.

Речевое сопровождение: Кулачок - ладошка. Я иду, как кошка.



«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,

выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец

должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя.

Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.



«Курочка-петух»

«Курочка» - Ладонь немного согнута. Указательный палец упирается в

большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга и находятся в

полусогнутом положении.

«Петух» - Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается о большой.

Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх, это «гребешок»



«Зайчик-коза-вилка»

«Зайчик» - Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и

безымянный прижать большим пальцем к ладони.

«Коза» - Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный

прижать большим пальцем к ладони.

«Вилка» - Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх,

расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к

ладони.

«Кулак - ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная

ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом –

двумя руками вместе.



Метод «Двуручное рисование».

Любимый творческий процесс ребенка-дошкольника –это рисование.

А рисование двумя руками одновременно еще и интеллектуальный развитие,

так как в работу включатся сразу два полушария головного мозга и работать

им приходится синхронно.

Это кинезиологическое упражнение заключает в себе несколько

принципов развития межполушарных связей.

Первый принцип: разнообразие. Когда человек, ребенок или

взрослый, совершает какую-то новую непривычную работу, то ему

приходится сосредоточиться на выполнении, чтоб не совершить ошибку.

Второй принцип – одновременность. Одновременные движения обеих

рук активируют сразу оба полушария.

Третий принцип – работа обеими руками. Выполнение действий

правой и левой рукой заставляет включаться в работу и правому и левому

полушарию головного мозга.

Во время рисования лист должен быть зафиксирован на поверхности

стола или на мольберте. Начинать выполнение таких упражнений

необходимо с самых простых элементов- рисование линий, кругов, зигзагов.

Постепенно, с получением навыка, можно рисовать простые картинки –

домики, тучки, пирамидки.

Очень часто можно столкнуться с тем, что во время выполнения

задания руки ребенка не скоординированы, то есть одна рука рисует быстрее

или вторая вообще может замереть. Нам же необходимо добиться того,

чтобы руки двигались синхронно. Это вполне выполнимо, просто требуется

определенное время для тренировки навыка.

Еще один положительный эффект данного вида рисования- мозг

тренируется постоянно, т.к. новый рисунок- это новый навык. Двуручное

рисование фигур и предметов требует больше самоконтроля и координации,

развивает ориентировку в пространстве листа, а также расширяет поля

зрения. Благодаря тренировкам укрепляются межполушарные связи, и

мозговая работа происходит быстрее, полноценнее, идеальнее, а движения

рук становятся более координированными.

Рисование двумя руками можно начинать в совершенно любом

возрасте: от малышей 2хлеток до самого почтенного возраста.

Цель рисования двумя руками: формирование межполушарного

взаимодействия и творческих способностей дошкольников посредством

двуручного рисования.

Задачи: развивать мелкую моторику и пространственное

представление; развивать чувство симметрии; развивать мышление;

совершенствовать познавательную активность.



Кинезиологические тренажеры

Кинезиологический тренажер очень нужное и полезное пособие для

гармоничного развития взаимодействий и связей между полушариями мозга,

синхронизации деятельности правого и левого полушарий, лучшего развития

восприятия и памяти, устранения проблем с концентрацией внимания и

мышлением, развития речи и позитивного мышления. Они развивают в детях

зрительное восприятие цвета, формы, величины. Мелкая моторика -

согласованная работа мышц пальцев кисти и имеет большое значение для

общего развития ребенка, для развития координации движений кистей и

пальцев рук, подготовки руки к письму, при задержках речевого развития.

Кинезиологический тренажер интересен не только своим содержанием, но и

возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые

варианты работы.

Данное пособие позволяет ребёнку одновременно двумя руками

выполнять кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики,

тем самым развивая и укрепляя межполушарные связи.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают

положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность,

пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Начинать использование пособия надо с показа детям как правильно

прикладывать кулачки, пальчики, как необходимо менять движения., как

пользоваться вспомогательной атрибутикой. Начинать с самого легкого

тренажера. Когда у ребят появится правильный навык овладения

тренажером, то можно добавить упражнения с усложнениями, по возрасту

детей.

При регулярном использовании игр и занятий на кинезиологических

тренажерах наблюдается положительная динамика в развитии ребенка:

улучшается память, наблюдательность, развивается логическое мышление,

появляется способность манипулировать более мелкими предметами, т.е

улучшается координация движений.

Тренажеры можно использовать как настольную игру, а также

повесить на мольберт, закрепить на стене. После овладения навыками работы

на тренажерах, дошкольники могут использовать их и в свободной

деятельности.

Тренажер «Дорожка»

Цель: активизация мыслительной деятельности, синхронизация работы

полушарий головного мозга.

Задачи: развивать мелкую моторику рук; содействовать нормализации

речевой функции; развивать воображение; активизировать познавательную

активность.

Выполнение. Заниматься на данном тренажере можно как сидя за столом, так

и стоя, выполняя упражнения на рисование правой и левой рукой.

Варианты выполнения заданий:

Вариант 1.Проводим пальчиками по дорожкам, помогая животным.

Вариант 2. Проводить по дорожкам можно держа в пальчиках маленькую

игрушку.

Вариант 3. По дорожкам шагаем пальчиками, приговаривая считалочки по

выбору ребенка.



Тренажер «Кочки»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, активизирование

познавательного интереса, стимулирование сенсорной кинетической

чувствительности.

Задачи: развивать мелкую моторику, улучшать развитие нервной системы;

развивать тактильные ощущения., закреплять математические знания -

количество, счет, величина, форма, ориентировка в пространстве.

Выполнение. Заниматься можно как сидя за столом, так и стоя. Движения

выполняются одновременно пальцами правой и левой руки. Во время

выполнения заданий, можно проговорить веселые четверостишия.

Например: Словно мячики они,

Ты дотронься и нажми

«Здравствуй, красный, голубой

Мы подружимся с тобой»

Варианты выполнения заданий:

Вариант 1. Пальчиками шагать по лесенке;

Вариант 2. Поочерёдно касаться подушечками пальчиков воздушной губки;

Вариант 3. Поочередно пальчиками обводить вокруг больших кирпичиков,

вокруг маленьких; вокруг красных, желтых и т.д.



Тренажер «Посади цветок»

Цель: развитие и укрепление межполушарных связей, синхронизация

работы полушарий; развитие логического мышления;

Задачи: совершенствовать мелкую моторику рук; развивать мышление

ребенка через движения; закреплять знания о окружающем мире.

Выполнение. Заниматься можно как сидя за столом, так и стоя. Движения

выполняются одновременно пальцами правой и левой руки.

Варианты выполнения заданий:

Вариант 1. Предложить « посадить» на клумбочку красные цветы, затем

желтый и зеленый и т.п. ;

Вариант 2. Прикоснуться подушечками пальчиков в серединкам синих(или

желтых) цветов;

Вариант 3. Поочередно разными пальчиками обвести лепесточки у цветов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!