СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Технологии по сохранению и укреплению здоровья»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Технологии по сохранению и укреплению здоровья»»



















Консультация для воспитателей


«Технологии по сохранению и укреплению здоровья»









Учитель-логопед: Шайдулина Н.Г.



















Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Авторами данной технологии являются Ястребова А.В.. Лазаренко О.И.

Суть данного метода заключается в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Применение биоэнергопластики в практической работе с детьми, имеющими дизартрию, позволяет акцентировать внимание детей на характерном положении органов артикуляции при выполнении упражнения, отработать переключаемость, плавную сменяемость одной артикуляционной позиции на другую и приблизится к нормализации кинестетических ощущений у дошкольников. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

  • “Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

  • “Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

  • “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

  • “Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются, и удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

  • “Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

  • “Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

  • “Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

  • “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

  • “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

  • “Горка” - согнутая ладонь опущена.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи.

  1. “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

  2. “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

  3. “Лезгинка”. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

  4. “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  5. “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

  6. “Змейка”. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

  7. “Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.



Массаж ушных раковин (аурикулотерапия).

Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.

При массаже ушных раковин производят:

  1. Плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;

  2. Растирание – поочерёдно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;

  3. Разминание – щипцеобразное надавливание;

  4. Вибрацию с использованием приспособлений (палочек, стерженьков различного диаметра с шарообразно закруглёнными концами).



Дыхательная гимнастика. Автор Стребелева Е.А.

Технология направлена на восстановление правильного дыхания.

  • “Снеговик” Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  • “Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  • “Перекрёстные шаги”. Выполняется это упражнение очень медленно. Когда ребёнок касается правым локтем левого колена и, наоборот, у него активизируются оба полушария головного мозга, работает вестибулярный аппарат, задействованы мышцы тела, тренируется координация движений.

  • “Крюки”. Для выполнения этого упражнения вначале нужно скрестить лодыжки, как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в “замок” и вывернуть их. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твёрдому нёбу за верхними зубами. Две минуты этого упражнения способствуют сознательному переключению внимания и отдыху. Можно выполнять стоя, сидя или лёжа в течение 2-5 минут.

  • “Ленивые восьмёрки для глаз”. Чтобы проделать это следует выставить руку вперёд, поднять большой палец на уровне переносицы и начать движение по “Восьмёрке”, лежащей на боку. Движения должны быть медленными, следить за движением пальца нужно только глазами. Начинать от центра против часовой стрелки вверх, вниз, затем через центр обратно. Затем надо сцепить руки в “замок” таким образом, чтобы большие пальцы были направлены вверх и образовали перекрестие (Х). Выполнять движение сцепленными руками 3 раза. Это упражнение расслабляет мышцы кистей рук, предплечий и плеч, а также облегчает слежение глазами. Упражнение помогает во время стресса, при выполнении контрольных работ. Если ребёнок устал, он может самостоятельно нарисовать несколько “восьмёрок” пальцами на парте, чтобы восстановить работоспособность.

  • “Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

  • “Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

  • “Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  • “Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

  • “Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

  • “Облако дыхания” Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

  • “Перекрестное марширование”. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

  • “Мельница”. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

  • “Паровозик”. Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

  • “Робот”. Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

  • “Маршировка”. Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

  • “Дирижер”. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

  • “Путешествие на облаке”. Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Су-Джок терапия. Су – кисть, Джок – стопа. Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл её, - а самой Природой. В этом причина её силы и безопасности.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вреда – оно просто неэффективно.

Массаж можно осуществлять семенами, массажёрами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», «Чудо-мячик», «Массажный шарик» - массажёр медицинский для интенсивного воздействия в комплекте с двумя кольцевыми пружинами.) Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется всё тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.

Упражнения Су-Джок терапии (самомассаж рук с использованием массажного шарика и эластичного кольца)

Дети катают массажный шарик по левой ладони по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идём мы погулять

Дети надевают массажное кольцо на пальчики, поочерёдно меняя на каждую строчку стиха.

За клубникой, (большой)

За малиной, (указательный)

За смородиной, (средний)

За ежевикой (безымянный)

Мы и вишенку найдём (мизинец)

И сестрёнке отнесём (катают шарик по ладони)

Смена рук. Дети катают массажный шарик по правой ладони по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять:
За черникой, (кольцо на большой палец)
За малиной, (кольцо на указательный)
За брусникой, (кольцо на средний)
За калиной, (кольцо на безымянный)
Землянику мы найдем, (кольцо на мизинец)
И братишке отнесем.

Сжимание кольца всей ладонью.

Самомассаж подушечек пальцев колючим шариком.

На каждую стихотворную строчку дети катают шарик по пальчику, затем, постукивают шариком по подушечке этого пальца. Пальцы поочерёдно меняются.

Правая рука:
Вылезли на кочке (мизинец)
Мелкие грибочки: (безымянный палец)
Грузди и свинушки, (средний палец)
Рыжики, волнушки. (указательный палец)
Даже маленький пенёк (большой палец)

Удивленья скрыть не мог.

Левая рука:

Выросли опята, (кольцо на указательный палец)
Скользкие маслята, (кольцо на средний палец)
Бледные поганки, (кольцо на безымянный палец)
Встали на полянке. (кольцо на мизинец)

Самомассаж фаланг пальцев шариком. На каждую строчку - разминание одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги /подушечки к основанию пальца.

Левая рука:
Вырос у нас чесночок, Дети разминают указательный палец
Перец, томат, кабачок, средний палец
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец
Лук и немного горошка. мизинец

Правая рука:

Самомассаж фаланг пальцев эластичным массажным кольцом.

На каждую строчку - разминание одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги /подушечки к основанию пальца.
Овощи мы собирали (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили. (указательный палец)

Катаем шарик между ладонями.
Прощай же на год, Наш друг-огород.

Самомассаж пальчиков сначала шариком, затем эластичным массажным кольцом:

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,

катают шарик по ладони
Есть лимоны

кольцо на большой пальчик,
апельсины

кольцо на указательный пальчик,
дыни (кольцо на средний пальчик),

сливы, кольцо на безымянный пальчик,

апельсины (кольцо на мизинец),
Но купили мы арбуз –

катают шарик по левой ладони

Это самый вкусный груз.

Катают шарик по правой ладони несколько раз.

Дети имитируют складывание фруктов в корзину. Шарик кладут на подушечку каждого пальчика обеих рук поочерёдно, меняя на каждое слово первых двух строк.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:

Далее катают шарик между ладоней
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

На каждую строчку стиха надеваем кольцо поочерёдно на пальцы ведущей руки
Будем яблоки крошить, (указательный палец)
Груши будем мы рубить, (средний палец)
Отожмем брусничный сок, (безымянный палец)

Слив ( мизинец) и сахарный песок. (большой палец)

У дороги яблонька стоит,

Обводим шарик вокруг большого пальца.

На ветке яблочко висит.

Обводим вокруг указательного пальца.

Сильно ветку я потряс,

Катаем шарик по кругу между ладонями, трясём руками

Вот и яблочко у нас.

Раскрывают ладони, держат их перед грудью, имитируют, как держат яблоко

В сладко яблочко вопьюсь,

Сжимают шарик ладонью левой руки

Ах, какой приятный вкус!

Катают шарик на выпрямленной ладони правой руки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!