СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов»»
















Консультация для воспитателей «Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов».








Учитель-логопед: Шайдулина Н.Г.













Как правило, дети с тяжёлой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого воспитатель задаёт вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребёнка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребёнка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряжённое проговаривание рифмованных строк воспитателем и ребёнком (в пределах речевых возможностей ребёнка), чтение стихотворений воспитателем и ребёнком по ролям. Например:

Воспитатель: Гуси! Гуси!

Ребёнок: Га-га-га!

Воспитатель: Есть хотите?

Ребёнок: Да-да-да!

Если ребёнок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объём запоминания до 4-6 строк. Воспитатель подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведётся работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.













Речевой материал, рекомендуемый для заучивания на начальном этапе коррекционной работы

Потешки, прибаутки, стихи

  1. Та-ра-ра! Та-ра-ра!

Ушли кони со двора!

2. Дон-дон! Дон-дон!

Загорелся кошкин дом!

  1. Би-би-би,-гудит машина.-

Не поеду без бензина!

  1. Ква-ква-ква,- кричит лягушка.

Ку-ку-ку,- кричит кукушка.

  1. Ахи-ахи-ахи-ох!

Маша сеяла горох!

  1. Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га-га-га!

А индюк среди двора:

Бал-бал, балда-балда!

Наши гуленьки вверху:

Гру-гру!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споёт: ку-ка-ре-ку!

  1. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!

Пи-пи-пи! Воды попить!

Мур-мур-мур! Пугаю кур!

Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!

Му-у! Молока кому?

  1. Две собачки очень строго

Нам сказали у порога:

- Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!


  1. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!

Не кружитесь на лугу!

  1. Белые гуси вышли на луга,

Закричали гуси: «Га-га-га!».

  1. Гуси начали опять по-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!..

  1. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью!

Я с утра росинки пью».

  1. Тили-тили-тили-тили!

Три козы траву косили!

  1. «Га-га-га! – гогочет гусь. –

Я семьёй своей горжусь».

  1. Петушок с утра не спит,

Громко-громко он кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

  1. Я стройный и красивый,

Я потряхиваю гривой.

И копытами: топ-топ,

А по камню: цок-цок.

(Конь)

  1. Цып-цып-цып, цыплятки.

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

  1. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»-

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день, ку-ка-ре-ку!»

  1. Во дворе стоит забор.

На забор полез Егор. –

«Куд-ку-да! – кричит петух. –

Разорвёшь все перья в пух!»

  1. Сели куры на забор

И пустились в разговор:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Мы взлетели высоко!»

  1. Ай, гу-гу-гу-гу-гу-гу!

Не кружись на лугу!

На лугу-то лужица,

Головушка закружится!

  1. У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поёт кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

  1. Скок-скок-поскок!

Молодой дроздок!

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл!

  1. Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Сидит ворон на дубу!

Сидит ворон на дубу

И играет во трубу!

  1. Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон! Динь-дон!

  1. Куд-куда! Куд-куда!

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Быстро к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?!

  1. Загудел паровоз

И вагончики повёз.

- Чох-чох-чох, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!

  1. – Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи.

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на дереве сижу.

  1. Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

- Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я на волю улечу!

  1. Люли, люли, люли! Прилетели гули.

Сели на кровать, стали ворковать.

  1. Баю-бай, баю-бай.

Ты, собаченька, не лай!

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.




















Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями

1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток!

(Дети имитируют удары молотком.)

2. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.

Качаем головой: так-так-так.

Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.

Мы руки подаём и бегаем кругом.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

3. Кукла, куколка, бай-бай!

Спи спокойно, засыпай!

(Дети имитируют укачивание куклы.)

4. Мяу-мяу, - кот пищит.

У него живот болит.

(Дети поглаживают животики.)

5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Мчится поезд во весь дух!

(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)

6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ.

(Дети топают ногами.)

7. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!

(Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)

8. Бей в барабан, бей в барабан!

Громче бей в барабан! Тра-та-та!

(Дети имитируют игру на барабане.)

9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут!

Ружья на плечах несут, вот несут! Тра-та-та!

(Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)

10.Вот охотник в лес идёт, он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт, он убьёт, он убьёт.

Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф!

(Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)

Подвижные и хороводные игры

1. Игра «Поезд».

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)

2. Игра «Гуси».

  • Гуси-гуси!

  • Га-га-га!

  • Пить хотите?

  • Да-да-да!

  • Гуси-гуси, вот вода!

  • Га-га-га! Га-га-га!

  • Так бегите все сюда!

(Дети бегут к водящему.)

3. Игра «Цыплята» (хоровод).

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко!

Лапками гребите, зёрнышки ищите!»

4. Подвижная игра «Лиса и гуси».

  • Гуси, гуси, я вас съем!

  • Подожди, лиса, не кушай!

Нашу песенку послушай:

Га-га-га! Га-га-га!

  • Надоело слушать вас!

Всех я съем сейчас!

(«Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)

5. Игра «Куры и петух».

Петух: - Выходите, курочки, собирайте крошки.

Много здесь есть мушек на моей дорожке.

(Куры крыльями махали: ко-ко-ко!

Куры клювами стучали: ко-ко-ко!)

Кошка: - Выйду, выйду на дорожку, мяу, мяу!

Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу!

6. Игра «Пастушок».

Раным-рано поутру пастушок:

«Ту-ру-ру-!»

А коровки ему в лад затянули:

«Му-му-му».

  • Ты, Бурёнушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молоком.

(Пастух «пасёт стадо», «играет в рожок», созыва6ет коров: «Ту-ру-ру!». Коровы ему отвечают: «Му-му-му!»)

В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.

1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).

Ш

Ша-ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Шу-шу-шу-шу – помогите малышу.

Ши-ши-ши-ши – на поляне малыши.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Уш-уш-уш – тёплый душ.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка – лягушка-квакушка.

Ишка-ишка – маленькая мышка.

Ж

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу – помоги ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Ч

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Ач-ач-ач – пришёл врач.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ачка-ачка – у меня тачка.

Учка-учка – у меня ручка.

Ичка-ичка – у меня птичка.

Очка-очка – у меня бочка.

Щ

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ощ-ощ-ощ – вырос хвощ.

Ущ-ущ-ущ – вырос плющ.

Ещ-ещ-ещ – в кастрюле лещ.

С

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Сы-сы-сы – нет осы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Иска-иска – у Сони миска.

Оска-оска – у Сони соска.

Уска-уска – у Сони блузка.

З

За-за-за – вот идёт коза.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Ц

Ца-ца-ца – вот идёт овца.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.


Л

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ло-ло-ло – в лодке весло.

Лу-лу-лу – купили пилу.

Лы-лы-лы – новые столы.

Ал-ал-ал – тёмный подвал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ул-ул-ул – ломаный стул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Алка-алка – у меня палка.

Олка-олка – у меня иголка.

Илка-илка – у меня вилка.

Р

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ор-ор-ор – у меня топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у меня марка.

Орка-орка – крутая горка.

Ирка-ирка – у меня дырка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определённый звук (в зависимости от задачи).

2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са - …

3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.

4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжённо со взрослым.

5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!!; аналогично – с использованием ударения: ! !! !!.

6. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко – не ходите далеко.

7. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется котё…, на него смотрит ще… У мышки детёныш мышо.., а у лисы – лисё…(Какой одинаковый слог прибавляется?)

8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры:

Это кто? – Милиционер.

Нет кого? – Милиционера.

Помогу кому? – Милиционеру.

Вижу кого? – Милиционера.

Говорю с кем? – С милиционером.

Говорю о ком? – О милиционере.

10. Выбрать из трёх слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

11. Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто,

Летом выросла… (капуста).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную… (картошку).

12. Игра «Подскажи Словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

Односложные слова

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты… (спишь)?


Эй, давай играть в футбол!

Забивай в ворота… (гол)!


Доски на гору везём,

Будем строить новый… (дом).


Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали… (мёд).


Прилетел из леса жук

И залез на толстый… (сук).


Жил в лесу один чудак,

Разводил в лесу он… (мак).


Динь-дон, динь-дон!

В переулке ходит… (слон).


Десять ночей Айболит

Не ест, не пьёт и не… (спит).


Вдруг видят: стоит у колёс

Огромный взъерошенный… (пёс).


Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский… (сад).


Двусложные слова

Заглянула в дверь коза –

Очень грустные… (глаза).

По ночам сове не спится,

Ведь сова – ночная… (птица).


Говорит мартышка мишке:

«Я в гостях была у… (мышки)».


Солнце светит очень ярко.

Бегемоту стало… (жарко).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький… (снежок).


А слониха, вся дрожа,

Так и села на… (ежа).

Не придётся старику

В тишине попить… (чайку).


Как у нашей дочки

Розовые… (щёчки).


Не послушал зайка папу –

Отдавили зайке… (лапу).


Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче… (лампу).


Трёхсложные слова

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица).


На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и… (синицы).


Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).


И шалить без передышки

Целый день могли… (мартышки).


Уронила белка шишку,

Шишка стукнула… (мартышку).


Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни,… (малютка).


Среди жирных голубей

Скачет тощий… (воробей).


Только жив ли петушок,

Золотой наш… (гребешок)?


Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт,

Тебе хвостик… (отгрызёт).



Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица.

Что это за диво?

Это же… (крапива).

Четырёхсложные слова

А рядом бегемотики

Схватились за… (животики).


Ёлка, ёлка, ёлочка –

Колкая… (иголочка).


И рыщут по дороге

Слоны и… (носороги).


На лугу среди букашек

Поднялся переполох –

Оттеснил семью ромашек

Великан-… (чертополох).


Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший… (одуванчик).

13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделёнными на слоги воспитателем словами.

14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребёнком слов на слоги.

15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:

- Гуси, гуси! !! !!

- Га-га-га! ! ! !

- Есть хотите? ! !!!

- Да-да-да! ! ! !

16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала воспитатель голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребёнком самостоятельно).

17. Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!