СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультацияпредназначена  для воспитателей логопедической группы по организации и проведению коррекционной работы  с детьми с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Консультация для воспитателей логопедической группы по организации и проведению коррекционной работы с детьми с ТНР.

Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности проводится воспитателем в течение, всего учебного года под руководством и контролем логопеда.

Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.

К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем на речевых группах, относятся следующие:

  • закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях;

  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;

  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

  • развитие памяти и внимания - процессов тесно связанных с речью;

  • совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;

  • работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.

Коррекционная работа на логопедической группе может быть спланирована следующим образом:

  • коррекционные занятия фронтального типа должны проводится не менее 2-3 раза в неделю. (подбор материала для проведения осуществляется учителем-логопедом и размещается в «Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя»)

Они обязательны для всех детей!

Структура коррекционного занятия (в «Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя») выглядит так:

1. Организация детей на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, самомассаж лица .

3. Физминутка (упражнения на развитие общей моторики).

4. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.

5. Развитие связной речи.


Самостоятельная работа детей по самокоррекции (индивидуальная работа).

При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы.

Выполнение заданий логопеда проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по выполнению речевых упражнений воспитатель дает внятно, медленно, спокойным голосом, выделяя автоматизируемый звук в речи.


Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования:

  • вносить коррекционное занятие в календарный план;

  • наглядный материал к занятию готовить заранее;

  • план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал, для расширения словаря;

  • в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;

  • необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом лексической темы логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей.

Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения, по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня.

Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий /Примерно это 5-6 человек.

Развитие артикуляционной моторики - является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения ежедневно!

Достаточно 5 минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время, но лучше после утренней гимнастики.

Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей!

Необходимо не только использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических заняти, но также целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации.

Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом.

Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования – уменьшительно ласкательных: глагол + приставка; форм словоизменения /склонение по падежам и по числам/.

В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.

Желаю успехов!











Рекомендации для воспитателей логопедической группы:

1. Материал, подлежащий закреплению, располагать на карточках и помещать их в различных местах пребывания детей / в игровой, возле шкафчиков и т.д./

2. Общение с взрослым - всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения.

Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так: "Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф".Дети повторяют, автоматизируя звук Ш.

Следует заметить, что речь воспитателя, работающего на логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной.

В свободное от занятий время можно с успехом закреплять падежи / Чего нет? Подошел к чему? Рисую чем? и т.д./; предлоги; глаголы с приставками: налил- полил- вылил воду из лейки /во время дежурства в уголке природы/.

В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач: к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; связно рассказывать о выполненных действиях.

Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д.

Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя на логопедической группе, хочется отменить еще одну: у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название.

После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе, в коррекционных целях, можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать речь с правильными движениями.

В большем, чем в обычной группе, объеме осуществляется работа с родителями. Она включает консультации и объяснение заданий логопеда /в случае необходим, контроль за выполнением этих заданий/.

Очень важно, чтобы воспитатель контролировал забирают ли тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней.

Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта не возможно без закрепления дома.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!